СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности изучения синтаксиса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности изучения синтаксиса.»



Особенности изучения синтаксиса

Загоруйко И. А.,

учитель русского языка

и литературы МБОУ "СШ № 2"



Что же в языке позволяет выполнять его главную функцию –

 функцию общения? Это синтаксис.

А. А. Реформатский

Морфология и синтаксис наиболее полно выявляют признаки языка как целостной системы. При изучении морфологических категорий обязательно учитываются синтаксические признаки, а они предопределяются своими морфологическими свойствами. Средства каждого языкового уровня приобретают полноту своего значения только в наименьшей коммуникативной единице (предложении), являющейся объектом изучения синтаксиса. Отсюда его немаловажная роль в формировании коммуникативных умений и навыков школьников. Синтаксический уровень является основой для изучения функциональной значимости языковых единиц всех других уровней, изучение синтаксиса создает условия для усвоения норм литературного языка, развития логического мышления и речи учащихся, формирования пунктуационной грамотности и навыков выразительного чтения. Именно синтаксис помогает понять коммуникативную функцию языка и пути его осуществления.

Содержание программ по языковой линии предполагает усвоение следующих базовых синтаксических понятий: словосочетание, главное и зависимое слово, предложение, главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (приложение, определение, обстоятельство), порядок слов в предложении, простое предложение, однородные члены предложения, обращения, вводные слова, обособленные члены предложения, сложное предложение, союзное и бессоюзное сложное предложение, предложение с прямой и косвенной речью, сложное синтаксическое целое. Владение средствами синтаксиса формирует компетентную личность с развитой речью, развивает интеллектуальные, духовные, эстетические качества.

Обучение синтаксису тесно связано с морфологией и другими разделами языковедения.

В методике обучения синтаксису используются следующие приемы обучения: анализ словосочетаний, распространение и сокращение предложений, замена одних синтаксических сочетаний другими, вставка отдельных компонентов предложения, перестройка синтаксической конструкции, составление предложений по опорным словам или схемам, редактирование предложений, синтаксический анализ и т.д.

Изучение синтаксиса начинается со словосочетания. Связи и отношения в словосочетании помогут учащимся понять более сложные синтаксические единицы. Синонимичность словосочетаний подготавливает школьников к коммуникативно направленному пользованию в речи единицами высшего уровня. Важен вопрос различия таких основных единиц синтаксиса, как словосочетание и предложение.

Учащиеся должны понять, что слова, соединенные соединительной связью (однородные члены предложения) не являются словосочетанием. Главные члены предложения, в отличие от словосочетания, взаимосвязаны, в них нельзя определить главное и зависимое слово, между ними существует другая связь. По своему грамматическому значению предложение отличается от словосочетания тем, что в нем выражается отношение говорящего к сообщению и указывается время. Словосочетание должно восприниматься учащимися как языковая единица, содержащая следующее содержание: 1) часть речи главного слова; 2) часть речи зависимого слова; 3) форма зависимого слова; 4) наличие предлога, указывающего на отношение между главным и зависимым словом.

Необходимо выработать у учащихся умение выделять словосочетание в предложении, анализировать их строение. Усвоить понятие о строении словосочетания помогают следующие задачи:

а) определение главного слова и постановка от него вопроса к зависимому;

б) определение частичноязычной принадлежности главного и зависимого слова;

в) определение падежа зависимого слова.

При изучении строения слова и морфологии знания о словосочетании углубляются. Этому способствует усвоение значимых частей слова, которые могут являться средствами синтаксической связи зависимого слова с главным, частей речи как способов выражения главного и зависимого слова.

Пятиклассники повторяют сведения о предложении по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Следует сосредоточить внимание на смысловых, грамматических, интонационных различиях между ними. Эффективно сопоставление предложений, состоящих из одинаковых слов. Учащиеся читают предложения с разной интонацией в зависимости от определенной коммуникативной цели выделяют логическим ударением ту или иную часть предложения, объясняют знаки препинания, определяют тип предложения. Такая задача подводит школьников к осознанию понятия о восклицательных и невосклицательных предложениях. Следует отметить, что восклицательные предложения не всегда произносятся громко, существуют и другие средства: изменение темпа, паузы, окрас голоса и т.д. Восклицательніми и невосклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, что обусловлено ситуацией общения. Задача учителя – моделирование таких ситуаций на уроках и привлечение школьников к анализу чужих и собственных высказываний. Такая работа направлена ​​также на усовершенствование пунктуационной грамотности учащихся.

На уроках изучения простого предложения особое внимание уделяется усвоению учащимися таких синтаксических понятий, как грамматическая основа, члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обособленные члены печения, виды предложений: двусложные, односложные; распространены, не распространены; полные, неполные; составе иены, неосложненные. Простое предложение дает возможность осуществить коммуникативное намерение (спросить, проинформировать, возразить, ответить и т.п.) через речевой акт – минимальную единицу общения. Средствами интонации передается завершенность, эмоциональность простого предложения как выражения, с помощью логического ударения и порядка слов оно приобретает признаки точности, выразительности, правильности.

Ознакомление учащихся с двусоставными и односоставными предложениями предполагает прежде всего усвоение их особенностей по составу грамматической основы: в двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух частей - подлежащее и сказуемое, а в односоставных грамматическая основа соответствует либо подлежащему, либо сказуемому. Необходимо показать учащимся на конкретных примерах, что отсутствие одного главного члена в односоставном предложении не влияет на понимание смысла.

Практика показывает, что иногда учащиеся ошибочно понимают неполное предложение как не содержащее в своем составе какого-либо члена предложения. Поэтому следует уделить особое внимание осознанию главного признака, по которому выделяют неполное предложение – отсутствии в предложении не просто любого члена (подлежащее, сказуемое, определение, приложения, обстоятельства), а только того, что делает невозможным понимание смысла без контекста или ситуации общения.

В зависимости от обучающей цели используется полный или частичный синтаксический разбор, устный или письменный с применением различных графических символов. Синтаксический анализ простого предложения предполагает не только определение соответствующих грамматических характеристик предложения и его членов, но и установление смысловых признаков, функциональной роли в тексте. Обучение на текстовой основе предполагает использование комбинированного вида речевого анализа – синтаксически-стилистического.

Именно такой вид анализа способствует не только усвоению лингвистической теории, но и выработке коммуникативных умений и навыков. Понимание учащимися стилистической роли синтаксических единиц в конкретных текстах способствует точному отбору видов предложений, типов главных и второстепенных членов предложения для выражения собственных мыслей.

При изучении сложного предложения необходимо научить учащихся различать простое и сложное предложение; определять границы простых предложений, входящих в сложное; интонационно правильно воспроизводить сложные предложения; перестраивать простые предложения в сложные; строить разные виды сложных предложений; правильно употреблять в речи сложные предложения, а также сложные и простые для выражения одинакового смысла.

В девятом классе углубляются знания по синтаксису сложного предложения, обращается внимание на различение сложных предложений и простых с однородными и обособленными членами. Учащиеся должны научиться распознавать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения, сложные предложения с разными видами связи, определять их структуру, смысловые и языковые средства связи; правильно строить сложные предложения, используя синонимические связующие средства; использовать сложные и простые синтаксические конструкции как синонимы; правильно интонировать различные типы сложных предложений и использовать их в речи, обосновывать и правильно ставить знаки препинания; находить и исправлять ошибки по изученным правилам. Усвоение учащимися общего понятия о сложном предложении проверяется умениями определять: 1) количество грамматических основ в структуре сложного предложения (количество простых предложений); 2) средство сочетания (союзы, связующие слова, без союзов); 3) если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное; 4) если бессоюзное, то объяснять смысловые связи и знаки препинания.

Синтаксический разбор сложного предложения заключается в определении в нем частей, равных простым предложениям, и характеристике средств связи и смысловых отношений между частями. Полный синтаксический разбор сложного предложения предполагает разбор каждой части по схеме простого предложения. Важное значение приобретает в процессе синтаксического разбора сложное предложение составления структурных схем, которые могут иметь разный уровень информативности.

Уроки по теме "Синтаксис. Пунктуация" могут осуществляться на основе интеграции гуманитарных дисциплин. Например, уроки языка и литературы проводят как уроки словесности, изучение языка в историческом аспекте пересекаться с историей и народоведением, в эстетическом — с изобразительным искусством, музыкальной культурой. Часто само содержание уроков по теме синтаксиса подсказывает формы его проведения - уроки-диспуты, уроки-практикумы и др.. Так, для гуманитарного, эстетического, биологического профиля классов могут быть целесообразны уроки по единой теме высказывания (в том числе профессионально ориентированного). Домашняя работа носит поисковый характер: найти в художественном тексте (по выбору) сложноподчиненные предложения с подчиненными определительными, проанализировать средства связи между их частями. Необходимо подводить учащихся к прогнозированию возможных ошибок путем наблюдения, сопоставления, анализа, решения проблемных задач.

Эффективным средством преобразования знаний в убеждение может стать урок-диспут., требующий тщательной подготовки: четкого определения предмета дискуссии, определения вопросов для обсуждения, которые бы подвели учащихся к правильным выводам. Ценность диспутов состоит в том, что главное на них – общение, возможность отстоять свои взгляды, применить приобретенные знания на практике.

Предварительная работа учителя с учениками оставляет определенные вопросы нераскрытыми, учащиеся могут получать задания, интересные по содержанию, которые станут предметом дискуссии. Диспут может принимать форму размышления (разрешаемая проблема позволяет подобрать аргументы, сформулировать выводы), доказательство (когда обосновывается и практически проверяется истина), обобщение (возникает на основе сопоставления различных синтаксических конструкций, формулирование общих выводов), имитации (моделируются условия научных дискуссий, имевших место быть в жизни).

Элементы диспута могут быть использованы на любых уроках, возможна и незапланированная дискуссия, поэтому учитель должен предусматривать такие ситуации и быть готовым к решению противоречивых вопросов.

Следует подчеркнуть и воспитательные возможности уроков-диспутов в плане формирования основ этики общения, культуры поведения в целом. Конечно, тематика диспутов в классах разного профиля должна соответствовать особенностям изучения языка как школьного предмета в конкретном учебном заведении.

Использование на уроках синтаксиса программируемых заданий, тестов позволяет интенсифицировать, дифференцировать изучение и проверку изучаемого материала.

Особенностью изучения синтаксиса является то, что синтаксический материал изучается на основе связи со всеми остальными разделами, уроки синтаксиса раскрывают перед учащимися язык как систему систем. Большинство речевых понятий и явлений можно понять только на синтаксическом уровне. Знание синтаксической теории отражается в качестве коммуникативных умений и навыков учащихся и влияет на формирование языковой личности.













































Список использованной литерагуры

1. Валгина, Н. С. Активные процессы в синтаксисе / Н. С. Валгина // Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Валгина. - М. : Логос, 2003. - 304 с.

2. Васильева, Н. М. Структура сложного предложения / на материале французского языка раннего периода. - М. : Высшая школа, 1967. - 233 с.

3. Виноградов, В. В. Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова). - М. : Издательство Московского университета, 1958. - 400 с.

4. Виноградов, В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка) // В. В. Виноградов. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. - М., 1975. - 294 с.

5. Виноградов, В. В. Русский язык : (Грамматическое учение о слове) : [учеб. пособие для студ. вузов] / В. В. Виноградов. - 4-е изд. - М. : Рус. яз., 2001. - 717

6. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.

7. Есперсон, О. Философия грамматики. [Электронный ресурс] : М. : Иностранная литература, 1958 // Информационно-образовательный портал для лингвистов.

8. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3.

9. Ломов, А. М. Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка / А. М. Ломов. - М. : АСТ : Восток - Запад, 2007. - 416 с.

10. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 10-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 448 с.

11. Русская грамматика: в 2 т. / Акад. наук СССР. Ин-т рус. яз.; под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980-1982.

12. Русский язык. Синтаксис : учеб. пособие. М. А. Карданова. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта : Наука, 2012. - 456 с.

13. Самарин, Д. А. Грамматические концепции В. Матезиуса и Л. В. Щербы (сравнительный аспект) // Вестник ИГЛУ. 2012. № 3.

14. Сидорова, Е. Г. Присоединительные конструкции в системе современного русского языка / Е. Г. Сидорова // Вестник Волгоградского гос. университета. Сер. 2, Языкознание. - 2012. - № 2.

15. Синтаксис современного русского языка [Электронный ресурс] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев ; под ред. С. В. Вяткиной. - СПб. : СПбГУ; М. : Академия, 2009.

16. Сложное предложение. Традиционные вопросы теории описания и новые аспекты его изучения. - М. : Русский учебный центр, 2000. - 254 с.

17. Современный русский язык : хрестоматия. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис / сост. : Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, Л. Р. Супрун-Белевич. - Минск : БГУ, 2010. - 295 с.

18. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. - М. : Культурная революция, 2009. - 392 с.

19. Современный русский язык: Синтаксис : учебник / Н. С. Валгина. - 4-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2003. - 416 с.

20. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.

21. Петровская Н.В., Воропай Т.М. Проектная технология: сущность, опыт использования, перспективы. - Журнал "Начальная школа" №31 (215) с. 2.

22. Тарланов, З. К. О синтаксических границах сложного предложения в русском языке: к спорам вокруг известного / З. К. Тарланов // Вопросы языкознания. - М., 1995. - № 2.

23. Фоменко, Ю. В. Является ли словосочетание единицей языка? // Филологические науки. - 1975. - № 6.



















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №2 города Макеевки"

учитель русского языка и литературы

контактный телефон: +380713774341

ЗАЯВЛЕНИЕ



Прошу рассмотреть мои материалы "Особенности изучения синтаксиса" с целью дальнейшей публикации в журнале «КРЕДО».

Даю редакции право редактировать, сокращать, изменять названия материалов ("Особенности изучения синтаксиса", "Синтаксис. Пунктуация", "Строение словосочетания") во время подготовки к печати.



Автор Загоруйко И.А.

(ФИО) (дата) (подпись)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!