Просмотр содержимого документа
«Особенности логопедической работы с детьми ОВЗ»
Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ
варианты логопедического заключения у учащихся:
- Дизартрия псевдобульбарная, различной степени выраженности: от стертых проявлений до полной анартрии;
- логофобия, мутизм;
- моторная и сенсо-моторная алалия,
- задержка психоречевого развития,
- общее недоразвитие речи различного уровня (на дошкольном этапе),ФФНР, ЛГНР
- нарушения чтения и письма,
- системное недоразвитие речи.
Ведущие дефекты при дизартрии:
- стойкие нарушения произносительной стороны речи,
- нарушения речевого дыхания,
- просодических и голосовых компонентов речи,
- артикуляционной моторики.
- разборчивость речи нарушена,
- речь смазанная, нечеткая.
Цель логопедической работы с детьми с ОВЗ -
развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
коррекционно-логопедические задачи:
- уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии)
- развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции
- нормализация просодической системы речи
- формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи
- развитие фонематического восприятия и звукового анализа
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
- нормализация лексико-грамматических навыков
методы логопедического воздействия :
- дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий)
- зондовый, точечный, щеточный массаж
- пассивная и активная артикуляционная гимнастика
- дыхательные и голосовые упражнения
- широкое использование наглядных пособий
- конкретные словесные инструкции с многократным повторением, беседы, рассказ.
- Различные компоненты игровой деятельности
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:
- Работа над речевой системой в целом
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность,уровень сформированности речи)
- Длительное закрепление правильных речевых навыков
- Частый повтор упражнений с элементами новизны
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
- Конкретность и доступность заданий
- Не быстрый темп работы
- Постоянное поддержание интереса к занятиям(эмоциональность)
- Тесная взаимосвязь логопеда с учителями, воспитателями, родителями.
Взаимосвязь специалистов, учителей, воспитателей и родителей
Дифференцированный логопедический массаж -
Часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств.
Основные задачи логопедического массажа:
- Нормализация тонус мышц
- Активизация мышц периферического речевого аппарата
- Стимуляция проприоцептивных ощущений
- Уменьшение гиперсаливации
- Укрепление глоточного рефлекса
- Подготовка к формированию произвольных движений органов артикуляции
Щетки для массажа языка
Массажные щетки
Массажные тренажеры для языка
напалечник
Логопедические зонды для постановки звуков и массажа языка
пальчиковые тренажеры
Кольца су джог
Ручные Массажные тренажеры
Ручные Массажные тренажеры
Ручные Массажные тренажеры
Лицевой и точечный массаж
Некоторые Упражнения для языка
«многофункциональное» задание
Спасибо за внимание!