СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности написания представления на ребенка с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект выступления для семинара Системный подход к организации школьного ППк и эффективные практики инклюзивного образования

Просмотр содержимого документа
«Особенности написания представления на ребенка с ОВЗ»

Особенности написания представления на ребенка с ОВЗ


Слайд 1: Добрый день. Сегодня я хочу представить вам свой опыт работы по написанию заключения на обучающегося с ОВЗ. Прежде чем выводить ребенка на комиссию, в школе проводится заседание школьного консилиума. К нему все специалисты службы сопровождения и классный руководитель готовят характеристику или заключение по результатам деятельности ребенка. Как показывает практика, часто возникают трудности в разведении аспектов, которые должен отразить конкретный специалист в своем заключении.

Слайд 2: На слайде представлена таблица, в которой кратко изложены критерии обследования для каждого специалиста.

Учитель

Психолог

Дефектолог

Логопед

Поведение в учебной деятельности и на переменах.

Характер общения с детьми и взрослыми.

Особенности воспитания в семье.

Усвоение образовательной программы.

Общее впечатление.

Характер деятельности.

Особенности семейного воспитания.

Особенности коммуникации.

Особенности памяти, внимания, восприятия, мышления.


Другие отличительные черты ребенка.

Общее впечатление.

Развитие устной и письменной речи.

Математические представления.

Характеристика обучаемости.

Специфические особенности развития.

Ресурсные возможности.

Строение артикуляционного аппарата.

Звукопроизношение и фонематическое восприятие.

Понимание речи и словарный запас.

Грамматической строй речи.

Особенности чтения и письма.

Из этой таблицы видно, что учитель в первую очередь должен отразить особенности поведения ребенка в школе и уровень усвоения программы. Психолог при написании характеристики делает упор на развитие эмоциональной и познавательной сферы. Дефектолог пишет характеристику через призму обучаемости ребенка и отражает причины трудностей, которые указаны в характеристике учителя. Логопед же смотрит речевое развитие. Это не говорит о том, что мы должны отражать в своих характеристиках только эти моменты. Но основное содержание заключения должно соответствовать представленным критериям.

Сегодня я предлагаю вам поработать с психологическим заключением. Основным документом, на который мы опираемся в данной работе являются методические рекомендации областного ОЦДК, которые содержат сводную таблицу основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием по Семаго.

Слайд 3: На слайде представлены показатели развития, по которым осуществляется характеристика той или иной группы нарушений.

Внешний вид, специфика поведения

Особенности латерализации

Темповые характеристики деятельности, работоспособность

Сформированность регуляторных функций

Адекватность

Критичность

Обучаемость

Развитие когнитивной сферы

Игровая деятельность

Особенности эмоционально-личностного развития


Слайд 4: По опыту, самым сложным в написании заключения является именно подбор правильной формулировки в каждом конкретном случае. И сейчас я предлагаю вам над этим поработать. У вас на столах лежат таблицы Семаго, характеристики на учащихся и чистые таблицы с показателями. Ваша задача выписать из характеристики необходимую информацию в таблицу и сформулировать заключение, используя таблицу Семаго. На работу у вас есть 10 минут.

Слайды 5, 6: Каждая группа зачитывает, что выписала в таблицу и ставит заключение. (по порядку детей).

Слайд 7: Прежде чем написать заключение необходимо провести обследование ребенка. Сегодня я хочу представить вам разработанный мной план обследования обучающихся. Эту схему я использую как для обследования учащихся начальной школы, так и для старших классов. В работе в основном использую альбом Семаго, так как содержащиеся в нем методики универсальны и проверены годами.

Перед проведением обследования я наблюдаю за ребенком во время перемен, уроков, общаюсь с учителями. В дальнейшем, опираясь на эту информацию, я подбираю материалы, которые буду использовать при обследовании. Эти материалы прописываются в протоколе. В ходе обследования может возникнуть необходимость в добавлении методик. Они также прописываются в протоколе.

При обследовании нового ребенка обязательно нужно познакомиться, узнать ФИО ребенка, дату его рождения, класс, расспросить о семье и увлечениях. Если проводится обследование знакомого ребенка, я обычно уточняю его отчество и дату рождения. Всё это также заносится в протокол. На этом этапе необходимо максимально расположить к себе ребенка, дать ему понять, что вы на его стороне. Я обычно говорю, что «мы с тобой сейчас пообщаемся и сделаем несколько интересных заданий, а потом ты пойдешь в класс».

Первый и второй блок протокола я обычно заполняю сразу после обследования. Критерии первого блока относятся исключительно к ситуации обследования. При необходимости в характеристику также вносятся особенности поведения ребенка в школе и семье. Во втором блоке отражаются особенности звукопроизношения, словарный запас, наличие слов-паразитов или аграмматизмов.

Слайд 8: Также в характеристике необходимо указать, как ребенок воспринимает различные инструкции, понимает ли сложные конструкции.

Третий блок заполняется в самом начале обследования, при знакомстве с ребенком. Если же работа ведется давно, необходимо найти вопросы, помогающие подвести диалог к получению необходимой информации.

Слайд 9: Следующий блок я начинаю заполнять с последовательностей. На каждый пункт плана я задаю последовательность и «раскручиваю» ребенка, выясняю на сколько глубоко он ориентируется в теме. Ориентация в пространстве и понимание предлогов проходят в игровой форме с использованием предметов или картинок.

Слайд 10: Следующий блок – память. Зрительную память обычно проверяю на предметах или с помощью таблицы. Слухоречевую – методикой 10 слов. С новыми детьми обследование обычно проходит в 2 этапа и второй этап я начинаю с этой методики. Знакомым же детям эта методика дается в первую очередь, до блока 4. В конце занятия я проверяю, сколько слов ребенок сможет повторить без дополнительного предъявления.

Особенности внимания я определяю с помощью корректурной пробы и игры «найди отличия». Если ребенок не может выполнить корректурную пробу с буквами, ему предлагается выполнить тест Пьерона-Рузера.

Слайд 11: Следующий блок – восприятие. И здесь я использую как задания из альбома Семаго, так и повторение ритма.

Слайд 12: Особенности мышления я проверяю по альбому Семаго. Основные методики – аналогии, исключение понятий и сюжетная картина.

9 блок я также заполняю в конце обследования. Здесь отражаются особенности моторного развития ребенка, его телосложение, особенности почерка и работы с мелкими предметами.

Случается такое, что я обследую ребенка комплексно. В таком случае я заполняю 10 блок. В первую очередь смотрю навык чтения: как ребенок читает, понимает ли смысл прочитанного, может ли работать с текстом. По русскому языку я смотрю знания по всем разделам языка: фонетика, словообразование, морфология и синтаксис. Также ребенок пишет небольшой диктант. По математике обычно даю задачу, арифметические действия и геометрический материал.

В конце обследования я предлагаю ребенку нарисовать его семью. Параллельно я узнаю особенности взаимоотношений, воспитания, привязанность ребенка к тому или иному члену семьи.

На этом работа непосредственно с ребенком заканчивается. После обследования, как я уже говорила, заполняются отдельные блоки протокола, обязательно еще раз просматривается весь протокол, записываются и дописываются отдельные замечания и цитаты. Конечно же, идеально, если сразу после обследования есть возможность написать характеристику. В противном случае многие нюансы теряются и забываются. А именно нюансы очень важны в постановке верного заключения и раскрытии особенностей ребенка.

Слайд 13: Отдельно хочу отметить, что при написании характеристики мы должны только констатировать факты, не давая им оценку. Также при написании характеристики важно держать в голове образ ребенка, рисовать его словесный портрет. Ну и самое главное: относиться к ребенку с эмпатией, принимать все особенности его личности, а не рассматривать его исключительно как объект лабораторного исследования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!