СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности новых ФГОС на уроках литературы в пятых классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности новых ФГОС на уроках литературы в пятых классах.

Просмотр содержимого документа
«Особенности новых ФГОС на уроках литературы в пятых классах»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области



















Выступление на ММО

Тема: «Особенности новых ФГОС на уроках литературы в пятых классах















Подготовила учитель литературы

Закуленкова Виолетта Дмитриевна









2022-2023

Наша система образования не перестает преподносить нам сюрпризы. И самый последний – это ФГОС 2022 года.

Мы можем много говорить о том, что школы не готовы к таким изменения: в библиотеках не хватает учебников, нет должных методических рекомендаций для учителей.

Казалось бы, разве они нужны учителю с большим опытом работы и стажем? А вот, нужны. Ведь теперь программой, созданной в конструкторе РП, строго регулируется количество часов, отводимых на тот или иной раздел.

Так например, раздел «Мифология» в программах для пятых классов состоит из четырех уроков. Причем текстов мифов и легенд в учебниках, которые сейчас у нас на столах (Коровина), нет. Далее раздел «Фольклор» растянут на 10 уроков (ранее это 4 урока по старой программе), а вот раздел «Литература первой половины XIX века» сжат. Особенно интересная картина открывается, когда мы темы распределяем через классификатор. Создатели этой системы предполагают, что о какие-то произведениях мы будем говорить с детьми вскользь, так мимо ходом, тем самым давая учителю «выбор». Так, например, при изучении творчества А. П. Платонова. Можно выбрать всего один рассказ (Например, «Корова», «Никита» и др.) . И так со многими произведениями. Естественно, что учитель выберет тот, который есть в учебнике, чтобы иметь при себе печатные тексты, анализировать произведение на уроке.

Но мне это странно, почему учитель сам не может решить, нужны ему эти 10 часов на загадки, пословицы, поговорки и другие виды фольклора или нет.

Увы, нет. Теперь количество часов, отводимых на тот или иной раздел, определено автоматически. А как изучать произведения, достаточно крупные, тексты которых отсутствуют в учебнике, такие как «Сын полка» или авторы зарубежной прозы?

Я из этой ситуации выхожу следующим образом: разрабатываю рабочие листы, которые вклеиваем с ребятами в тетради, печатаю разные фрагменты текстов, включаю голос актеров. Но это всё равно не формирует полной картины, это разрозненные части, которые не складываются в целостное произведение.

Это не претензии в целом к изменениям, это лишь вопрос о том, что нам сказали делать, но не научили как, не дали инструментарий.

Сейчас всё это выглядит как части, а не система, которой овладеет ученик. Для того, чтобы растение прижилось, пустило корни, ему нужны время и условия.

Но уже сейчас кое-какие положительные изменения я заметила для себя.

  1. Если мы сравним, как расположены темы в новом КТП по классификатору и темы в старом учебнике Коровиной, то увидим, по новому стандарту идёт более четкое разделение текстов на роды и жанры: например, два урока изучаем рассказы, потом 3-4 урока изучаем повести и т.д, а вот по учебнику Коровиной, мы на одном уроке можем изучать рассказ, а уже на следующем читать сказку, потом снова вернуться к рассказу.

Такой порядок тем, не формирует понятия жанр и его особенности, что очень печально.

  1. Конечно, хочется отметить, что в программу по литературе вновь вошли произведения, были давно забыты. Например, Валентин Петрович Катаев «Сын полка».

В целом, готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянула в перечень разрешенных учебников на 2022-2023 год.


  • Русский язык (5 кл) - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

  • Литература (5 кл) - Меркин Г.С


  • Родная русская литература - Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В.



О чем это говорит? Вскоре не будет ни Эльконина-Давыдова, ни Занкова, ни Школы России. Будет единая система обучения, с типовым набором тем и одинаковыми учебниками для всех школ.

Но когда это «скоро» действительно, пойдет на пользу всем участникам педагогического процесса большой-большой вопрос!..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!