Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Выступление на ММО
Тема: «Особенности новых ФГОС на уроках литературы в пятых классах
Подготовила учитель литературы
Закуленкова Виолетта Дмитриевна
2022-2023
Наша система образования не перестает преподносить нам сюрпризы. И самый последний – это ФГОС 2022 года.
Мы можем много говорить о том, что школы не готовы к таким изменения: в библиотеках не хватает учебников, нет должных методических рекомендаций для учителей.
Казалось бы, разве они нужны учителю с большим опытом работы и стажем? А вот, нужны. Ведь теперь программой, созданной в конструкторе РП, строго регулируется количество часов, отводимых на тот или иной раздел.
Так например, раздел «Мифология» в программах для пятых классов состоит из четырех уроков. Причем текстов мифов и легенд в учебниках, которые сейчас у нас на столах (Коровина), нет. Далее раздел «Фольклор» растянут на 10 уроков (ранее это 4 урока по старой программе), а вот раздел «Литература первой половины XIX века» сжат. Особенно интересная картина открывается, когда мы темы распределяем через классификатор. Создатели этой системы предполагают, что о какие-то произведениях мы будем говорить с детьми вскользь, так мимо ходом, тем самым давая учителю «выбор». Так, например, при изучении творчества А. П. Платонова. Можно выбрать всего один рассказ (Например, «Корова», «Никита» и др.) . И так со многими произведениями. Естественно, что учитель выберет тот, который есть в учебнике, чтобы иметь при себе печатные тексты, анализировать произведение на уроке.
Но мне это странно, почему учитель сам не может решить, нужны ему эти 10 часов на загадки, пословицы, поговорки и другие виды фольклора или нет.
Увы, нет. Теперь количество часов, отводимых на тот или иной раздел, определено автоматически. А как изучать произведения, достаточно крупные, тексты которых отсутствуют в учебнике, такие как «Сын полка» или авторы зарубежной прозы?
Я из этой ситуации выхожу следующим образом: разрабатываю рабочие листы, которые вклеиваем с ребятами в тетради, печатаю разные фрагменты текстов, включаю голос актеров. Но это всё равно не формирует полной картины, это разрозненные части, которые не складываются в целостное произведение.
Это не претензии в целом к изменениям, это лишь вопрос о том, что нам сказали делать, но не научили как, не дали инструментарий.
Сейчас всё это выглядит как части, а не система, которой овладеет ученик. Для того, чтобы растение прижилось, пустило корни, ему нужны время и условия.
Но уже сейчас кое-какие положительные изменения я заметила для себя.
Если мы сравним, как расположены темы в новом КТП по классификатору и темы в старом учебнике Коровиной, то увидим, по новому стандарту идёт более четкое разделение текстов на роды и жанры: например, два урока изучаем рассказы, потом 3-4 урока изучаем повести и т.д, а вот по учебнику Коровиной, мы на одном уроке можем изучать рассказ, а уже на следующем читать сказку, потом снова вернуться к рассказу.
Такой порядок тем, не формирует понятия жанр и его особенности, что очень печально.
Конечно, хочется отметить, что в программу по литературе вновь вошли произведения, были давно забыты. Например, Валентин Петрович Катаев «Сын полка».
В целом, готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянула в перечень разрешенных учебников на 2022-2023 год.
Русский язык (5 кл) - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Литература (5 кл) - Меркин Г.С
Родная русская литература - Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В.
О чем это говорит? Вскоре не будет ни Эльконина-Давыдова, ни Занкова, ни Школы России. Будет единая система обучения, с типовым набором тем и одинаковыми учебниками для всех школ.
Но когда это «скоро» действительно, пойдет на пользу всем участникам педагогического процесса большой-большой вопрос!..