Особенности образного и эмоционального восприятия музыки обучающимися младшего школьного возраста Тимофей Кандауров. Гимназия №3 4 «Б» Класс
Цель : Изучить особенности образного и эмоционального восприятия музыки разных стилей младшими школьниками Гипотеза: Эмоции и образы в зависимости от стилей музыки различны В исследовании принимали участие: 21 ученик 2Б класса. 24 ученика 3Б класса. 18 учеников 4 «Б» класса
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1 этап: Прослушивание музыки 6 стилей.
Изображение образов под музыку на бумаге-2 класс
2 этап: Опрос детей: какие эмоции вызывает
каждый стиль музыки-3 класс
3 этап: Повторное изображение образов под музыку
и выявление эмоций на стиль музыки-4 класс
Дети прослушали:
Классика:
Моцарт «Свадьба Фигаро»
Рок:
Группа «Ария»-«Ангельская»
Народная:
Н.Бабкина. «Калинка»
Реп:
Т9 «Красивый реп»
Эстрада:
Фабрика звёзд «Снегом белым»
Духовная:
«Херувимская»
2 класс
Сказочные персонажи
Классика
Рок
Природа
4
Народная
Праздник любовь
6
1
2
Реп
Расставания печаль
11
Война, погоня
1
Эстрада
15
Духовная
1
1
18
Религиозные образы
5
4
Итого:
11
6
15
8
4
1
12
5
65
1
12
5
15
15
Таблица
1
4 класс
Классика
Сказочные персонажи
Природа
Рок
Праздник, любовь
Народная
11
Реп
Расставания, печаль
12
2
Эстрада
Война, погоня
19
5
Духовная
1
19
1
Религиозные образы
3
11
3
Итого:
2
21
7
3
0
3
27
1
83
8
20
6
20
Результаты исследования образов
В 4 классе по сравнению со 2 классом дети стали больше представлять образы праздников, природы. Несколько уменьшилось количество образов расставаний и переживаний. Образы сказочных персонажей дети в 4 классе уже не представляли.
Реп также продолжает вызывать негативные образы.
Таблица 2
3 класс Таблица 2 4 класс
Результаты исследования эмоций
- В 4 классе так же, как и в третьем, радостные эмоции испытывали при прослушивании народной и эстрадной музыки.
- Интерес вызывала в третьем классе духовная и классическая музыка, а в 4 классика и рок.
- Печаль вызвали реп и духовная музыка как в третьем, так и в четвёртом классе.
Выводы: Наиболее яркие позитивные образы вызывает народная, классическая и духовная музыка . Дети, прослушивая данные стили музыки, чаще всего представляют сказочных персонажей, танцы, праздники, Бога, ангелов и церковь. Отрицательные образы войны, расставаний вызывает реп и в меньшей степени рок.
Радость преобладает в классической, народной и эстрадной музыке.
Интерес в рок, классической и духовной музыке.
Печаль вызвали реп и духовная музыка .
Наша гипотеза подтвердилась: эмоции и образы в зависимости от стилей музыки различны.
Таким образом мы получаем, что реп и духовная музыка в большей степени вызывают эмоции печали. Также негативные образы проявлялись при прослушивании репа .
В классической и народной музыке преобладали эмоции радости и позитивные образы и по мнению психологов эта музыка приводит в гармонию чувства, эмоции и ощущения человека.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
МЫ СДЕЛАЛИ ПОДБОРКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
-РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ С ДЕТЬМИ
-УЧИТЕЛЯМ НА ФИЗМИНУТКАХ, НА УРОКАХ ИЗО, труда и переменах
Второй год мы применяем это в нашем классе в процессе творческой деятельности.
советы
1.Родителям мы предлагаем использовать для прослушивания детьми классическую и народную музыку как наиболее благоприятную в эмоциональном восприятии, на уроках использовать эту музыку в физминутках.
2.Оберегать от увлечения рок и реп музыкой, дозировать ее прослушивание, так как несут много негативных эмоций.
3.К восприятию духовной музыки детей нужно
готовить.
4.Эстрадная музыка дает возможность выразить эмоции, активизирует.
Музыка, пожалуй, как никакое другое искусство, способна порождать в нас эмоции и чувства!