СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности образовательного процесса в старшей школе.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности образовательного процесса через обучение по индивидульным учебным планам. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности образовательного процесса в старшей школе.»

Газизуллина Вера Павловна

МАОУ «ОСОШ №1»

г Пермь

Особенности образовательного процесса в старшей школе.

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


Организация профильного обучения – одна из стратегических целей модернизации российской системы общего образования1. Каждое образовательное учреждение выстраивает свои модели организации обучения старшеклассников. А.А. Пинский подчеркивал, что «…основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным».

С точки зрения оптимальной реализации идей дифференциации и индивидуализации образования более предпочтительной представляется модель организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (далее ИУП) .

Ориентируясь на идею о том, что миссия профилизации старшей ступени общеобразовательной школы заключается в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее на основе осознанного выбора профиля обучения, в соответствии с прогнозируемым учащимся выбором уровня продолжения образования, видением будущей профессии, МОУ «Гимназия №1» г.Соликамска предлагает для учащихся 10-11 классов такую современную и эффективную форму профильного обучения, как обучение по индивидуальным учебным планам. Данная образовательная услуга очень востребована учащимися и их родителями.

Осуществлять обучение по ИУП гимназия начала одной из первых в Пермском крае. Сначала такая форма работы начиналась как эксперимент и в течение 2005-2008 г.г. гимназия являлась опытной педагогической площадкой, работающей над экспериментальной темой «Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов». Опыт работы в данном направлении показывает, что обучение по ИУП позволяет повысить качество обученности учащихся старших классов, обеспечивает успешную подготовку к поступлению в выбранный вуз.

В гимназии организация работы по индивидуальным учебным планам строится следующим образом:

  1. Гимназисты, выбирая профиль обучения, выстраивают свой собственный индивидуальный маршрут – выбирают предметы, которые они хотят изучать на профильном (до трёх предметов) и базовом уровне (все остальные). Также выбираются элективные курсы (из 21 предлагаемых гимназией), которые призваны углубить знания по выбранным профильным предметам. Сформированный ИУП подписывается учеником, родителями и директором гимназии. Пример индивидуального учебного плана ученика представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Индивидуальный учебный учебный план ученика 11 «А» класса Антонова Дмитрия Константиновича


Учебные предметы

11 класс

Базовый уровень

Профильный уровень

Русский язык

1

Литература

3


Иностранный язык

3

Математика

4

История (интегрированный курс отечественной и всеобщей истории)

2

Обществознание

(включая экономику и право)

2


География

1


Физика

2

Химия

1


Биология

3

Информатика и ИКТ

4

Физическая культура

2+1


Мировая художественная культура

1


ОБЖ

1

Региональный компонент

Гражданское образование

Спецкурс для обязательного посещения «Современный русский рассказ»



1

Компонент образовательного учреждения (элективные курсы)


3

Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

1

Максимальная учебная нагрузка

36


  1. Заключается договор между родителями учащегося и гимназией на обучение по ИУП.

  2. Формируются учебные группы учащихся (базовые и профильные). Расписание старшей ступени гимназии отличается от традиционного расписания и фактически представляет собой индивидуальное расписание учителей и учеников. Пример в таблице 2. В обучении по такому расписанию, безусловно, есть некоторые сложности, так как появляются так называемые «окна». Но учащиеся принимают такие условия, так как в целом идея обучения по ИУП для них привлекательна.

  3. На каждого ученика составляется индивидуальное расписание, которое подписывается им, родителями и директором гимназии. Пример в таблице 3.

Таблица 2

Фрагмент расписания уроков учащихся 11 класса



11 «А» класс

11 «Б» класс

понедельник

англ.яз.(п) 211, физика (п) 313, биол. (п) 214

англ.яз.(п) 211, физика(п) 313, биол.(п) 214

русс. язык (б) 210, (п) 209

русский язык (б) 210

русс. язык (б) 210, (п) 209

русский язык (б) 210

математика (б) 309,(п) 217

математика (б) 309,(п) 217


вторник

немецкий язык, 104

англ(б) 211, нем язык, 104

физика(п) 313, английский язык(п) 211

история 106

география 317

история 106

англ(б)211, нем. 104

география 317

история, 106

англ(б) 211, нем. 104

история 106

физическая культура

физическая культура

среда

литература 210

физика(б) 313

литература 210

физика(б) 313

информатика (б) 301, (п) 314

информатика (б) 301, (п) 314

физика(б) 313

химия 213

биология(б) 214

информатика (б) 314

Примечание: (б) – предмет на базовом уровне;

(п) – предмет на профильном уровне.

Таблица 3

Фрагмент индивидуального расписания

Антонова Дмитрия Константиновича



урока

Предмет

понедельник

1

биол.(п) 214

2

биол.(п) 214

3

русс. язык (б) 210

4

русс. язык (б) 210

5

математика (б) 309

6

математика (б) 309

вторник

1

-

2

-

3

история 106

4

история 106

5

география 317

6

англ(б) 211,

7

физическая культура

8

физическая культура

среда

1

литература 210

2

литература 210

3

информатика (п) 314

4

информатика (п) 314

5

физика(б) 313

6

-

Несмотря на некоторые организационные сложности, возникающие при реализации обучения по ИУП, преимущества такой формы обучения очевидны:

  1. Повышение образовательной мотивации гимназистов и переход их в режим саморазвития.

  2. Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения и, как следствие повышение уровня усвоения материала за счёт предоставления возможности выбирать уровень освоения учебных предметов, а также за счёт возможности обучаться в небольших группах (10-12 человек), что также способствует лучшему усвоению учебного материала.

  3. Рост познавательной активности и творческой самостоятельности.

  4. Создание комфортной образовательной среды для каждого гимназиста.

  5. Эффективный способ подготовки для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) и подготовки в выбранный вуз.



Библиографический список:

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования №278 от 18.07.2002г.).

  2. Пинский А.А. Либеральная идея и практика образования/ Сборник научных и публицистических работ. -М., 2007.









1