Газизуллина Вера Павловна
МАОУ «ОСОШ №1»
г Пермь
Особенности образовательного процесса в старшей школе.
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Организация профильного обучения – одна из стратегических целей модернизации российской системы общего образования1. Каждое образовательное учреждение выстраивает свои модели организации обучения старшеклассников. А.А. Пинский подчеркивал, что «…основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным».
С точки зрения оптимальной реализации идей дифференциации и индивидуализации образования более предпочтительной представляется модель организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (далее ИУП) .
Ориентируясь на идею о том, что миссия профилизации старшей ступени общеобразовательной школы заключается в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее на основе осознанного выбора профиля обучения, в соответствии с прогнозируемым учащимся выбором уровня продолжения образования, видением будущей профессии, МОУ «Гимназия №1» г.Соликамска предлагает для учащихся 10-11 классов такую современную и эффективную форму профильного обучения, как обучение по индивидуальным учебным планам. Данная образовательная услуга очень востребована учащимися и их родителями.
Осуществлять обучение по ИУП гимназия начала одной из первых в Пермском крае. Сначала такая форма работы начиналась как эксперимент и в течение 2005-2008 г.г. гимназия являлась опытной педагогической площадкой, работающей над экспериментальной темой «Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов». Опыт работы в данном направлении показывает, что обучение по ИУП позволяет повысить качество обученности учащихся старших классов, обеспечивает успешную подготовку к поступлению в выбранный вуз.
В гимназии организация работы по индивидуальным учебным планам строится следующим образом:
Гимназисты, выбирая профиль обучения, выстраивают свой собственный индивидуальный маршрут – выбирают предметы, которые они хотят изучать на профильном (до трёх предметов) и базовом уровне (все остальные). Также выбираются элективные курсы (из 21 предлагаемых гимназией), которые призваны углубить знания по выбранным профильным предметам. Сформированный ИУП подписывается учеником, родителями и директором гимназии. Пример индивидуального учебного плана ученика представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Индивидуальный учебный учебный план ученика 11 «А» класса Антонова Дмитрия Константиновича
Учебные предметы | 11 класс |
Базовый уровень | Профильный уровень |
Русский язык | 1 | |
Литература | 3 | |
Иностранный язык | 3 | |
Математика | 4 | |
История (интегрированный курс отечественной и всеобщей истории) | 2 | |
Обществознание (включая экономику и право) | 2 | |
География | 1 | |
Физика | 2 | |
Химия | 1 | |
Биология | | 3 |
Информатика и ИКТ | | 4 |
Физическая культура | 2+1 | |
Мировая художественная культура | 1 | |
ОБЖ | 1 | |
Региональный компонент Гражданское образование Спецкурс для обязательного посещения «Современный русский рассказ» | 1 |
Компонент образовательного учреждения (элективные курсы) | 3 |
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность | 1 |
Максимальная учебная нагрузка | 36 |
Заключается договор между родителями учащегося и гимназией на обучение по ИУП.
Формируются учебные группы учащихся (базовые и профильные). Расписание старшей ступени гимназии отличается от традиционного расписания и фактически представляет собой индивидуальное расписание учителей и учеников. Пример в таблице 2. В обучении по такому расписанию, безусловно, есть некоторые сложности, так как появляются так называемые «окна». Но учащиеся принимают такие условия, так как в целом идея обучения по ИУП для них привлекательна.
На каждого ученика составляется индивидуальное расписание, которое подписывается им, родителями и директором гимназии. Пример в таблице 3.
Таблица 2
Фрагмент расписания уроков учащихся 11 класса
| 11 «А» класс | 11 «Б» класс |
понедельник | англ.яз.(п) 211, физика (п) 313, биол. (п) 214 |
англ.яз.(п) 211, физика(п) 313, биол.(п) 214 |
русс. язык (б) 210, (п) 209 | русский язык (б) 210 |
русс. язык (б) 210, (п) 209 | русский язык (б) 210 |
математика (б) 309,(п) 217 |
математика (б) 309,(п) 217 |
вторник | немецкий язык, 104 | англ(б) 211, нем язык, 104 |
физика(п) 313, английский язык(п) 211 |
история 106 | география 317 |
история 106 | англ(б)211, нем. 104 |
география 317 | история, 106 |
англ(б) 211, нем. 104 | история 106 |
физическая культура |
физическая культура |
среда | литература 210 | физика(б) 313 |
литература 210 | физика(б) 313 |
информатика (б) 301, (п) 314 |
информатика (б) 301, (п) 314 |
физика(б) 313 | химия 213 |
биология(б) 214 | информатика (б) 314 |
Примечание: (б) – предмет на базовом уровне;
(п) – предмет на профильном уровне.
Таблица 3
Фрагмент индивидуального расписания
Антонова Дмитрия Константиновича
| № урока | Предмет |
понедельник | 1 | биол.(п) 214 |
2 | биол.(п) 214 |
3 | русс. язык (б) 210 |
4 | русс. язык (б) 210 |
5 | математика (б) 309 |
6 | математика (б) 309 |
вторник | 1 | - |
2 | - |
3 | история 106 |
4 | история 106 |
5 | география 317 |
6 | англ(б) 211, |
7 | физическая культура |
8 | физическая культура |
среда | 1 | литература 210 |
2 | литература 210 |
3 | информатика (п) 314 |
4 | информатика (п) 314 |
5 | физика(б) 313 |
6 | - |
Несмотря на некоторые организационные сложности, возникающие при реализации обучения по ИУП, преимущества такой формы обучения очевидны:
Повышение образовательной мотивации гимназистов и переход их в режим саморазвития.
Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения и, как следствие повышение уровня усвоения материала за счёт предоставления возможности выбирать уровень освоения учебных предметов, а также за счёт возможности обучаться в небольших группах (10-12 человек), что также способствует лучшему усвоению учебного материала.
Рост познавательной активности и творческой самостоятельности.
Создание комфортной образовательной среды для каждого гимназиста.
Эффективный способ подготовки для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) и подготовки в выбранный вуз.
Библиографический список:
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования №278 от 18.07.2002г.).
Пинский А.А. Либеральная идея и практика образования/ Сборник научных и публицистических работ. -М., 2007.
1