Особенности обучения детей с нарушением зрения.
История развития образования слепых и слабовидящих детей насчитывает более сотни лет. Первая школа для слепых открыта основоположником тифлопедагогики французским педагогом В.Гаюи в 1784 году в Париже, в России - в Петербурге в 1807 году. В России система образования слепых связанна с именами К.К.Грота, А. И. Скребицкого и др.
В зависимости от степени снижения остроты зрения выделяются следующие категории:
1. абсолютно или тотально слепые;
2. частично или парциально слепые:
а) слепые дети со светоощущением. Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
б) слепые со светоощущением и цветоразличением;
в) слепые, видящие движение руки; слабовидящие со степенями слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.
Приведём примеры видов нарушений зрения.
1. Зрительная дислексия. Неспособность к восприятию текстов. Симптомами могут быть переворачивание, перестановка, вибрация и перемещение букв и слов, раздвоение изображения, нарушение восприятия глубины и периферического зрения.
2. Миопия. Особенно плохо люди с миопией видят дальние предметы, а по мере приближения предмета к глазам видят все лучше. Именно поэтому состояние называется близорукостью. Это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Поэтому они часто щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.
3. Мушки. Помутнение волокон стекловидного тела глаза человек воспринимает в виде нитей, "мотков шерсти", точек, "зёрен", узлов, "бактерий" и даже "гусениц".
4. Астигматизм. Астигматизм возникает, если нарушена сферическая форма роговицы или структура хрусталика. В результате человек теряет способность к чёткому видению. Чаще всего заболевание носит врождённый характер.
5. Нистагм. При нистагме глаза совершают непроизвольные колебательные движения (до нескольких сотен в минуту). В результате изображение становится размытым. У детей с нистагмом могут наблюдаться непроизвольные качательные движения головы.
Раздаточный материал для таких детей нужно располагать на подставке. Рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью. Избегать излишнего загромождения картины деталями, затрудняющими их обозрение и понимания. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
6. Диплопия. При диплопии все объекты в поле зрения двоятся по горизонтали, вертикали, диагонали или повёрнуты относительно друг друга.
7. Гиперопия. Эта болезнь известна всем под названием "дальнозоркость". В отличие от близорукости, при гиперопии дальние предметы выглядят чётче, чем ближние. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление.
8. Глаукома. Причина глаукомы — постоянное или периодическое повышение внутриглазного давления. В результате возникают дефекты поля зрения, снижение его остроты и атрофия зрительного нерва.
9. Отслойка сетчатки. Человек видит окружающие предметы искаженными и с размытыми контурами.
Для детей с нарушениями зрения характерны:
-повышенная эмоциональная ранимость, конфликтность, напряженность;
-неспособность к адекватному самовыражению;
-не очень хорошо скоординированные, неуверенные движения;
-признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире);
- слабая концентрация внимания; снижены устойчивость и объем внимания;
- быстрое забывание, рассеянность, низкая скорость запоминания;
Среди обучающихся с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие опираются в основном на осязание. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.
Дети с нарушением зрения труднее усваивают инструкцию, состоящую из нескольких действий, испытывают затруднения в процессе усвоения различного учебного материала, особенно там, где необходима зрительная ориентировка.
В обучении детей с нарушением зрения огромное значение придаётся наглядному материалу, натуральным наглядным пособиям:
-предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий;
-объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела;
-дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки,
изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.;
- изобразительные наглядные пособия: иллюстрации, репродукции
картин, фото, и видеоматериалы, рельефные наглядные пособия.
Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидящих выделяют недостаточную осмысленность запоминаемого материала, что связывают с дефектами восприятия и недостатками мышления. Но запоминание материала, имеющего смысловые связи, проходит у людей с патологией зрения достаточно успешно. Выделяются индивидуальные колебания в объёме памяти, скорости запоминания, соотношении осмысленного и механического запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий.
Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе.
В школах для слабовидящих и слепых детей низкая наполняемость классов – 10-15 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения.
Основная задача такой школы– коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.
Литература
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.
Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М.: Просвещение, 1973.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. – 1998.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1984.
Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4.
Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2001.