СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)


Круглый стол «Аутизм. Маршруты помощи» в рамках Региональной площадки Всероссийского инклюзивного фестиваля « ЛюдиКакЛюди».










учитель начальных классов Соболева Н.Н.


Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 40» г. Сыктывкара

Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю».



Поддержание работоспособности и интереса учащихся с ОВЗ к учебной деятельности является одной из ключевых проблем для педагогов в современной коррекционной школе. Специальный федеральный государственный стандарт как составная часть ФГОС преследует основную цель – гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующую его потребностям и возможностям Получение детьми с РАС доступного и качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Подобный диагноз ставит аутичных детей в отдельный ряд. Специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей: во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во-вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Можно утверждать, что работа с аутичным ребенком требует совершенно специфического подхода: построение коррекционного занятия будет отличаться от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. Так же как все другие дети с ОВЗ, дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.  Понимание особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных условий, необходимых для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде сверстников. Я работаю учителем начальных классов в Специальной коррекционной школе №40 г. Сыктывкара. Обучаю учащуюся с РАС третий год (1- 3 класс). Представлю, какие условия для успешного включения и социальной адаптации данного ребенка созданы в нашей школе, а также какие методы и приемы  обучения и социализации детей с РАС, я использую в своей работе.



Постепенное и индивидуально дозированное введение ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса  должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. Наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными  занятиями с педагогом по  отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно  приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения

Н.Я. Семаго предлагает к реализации три варианта включения детей с РАС в общеобразовательное пространство школы. Для обучающейся с РАС 3а класса подходит Второй вариант. Он  предполагает создание условий индивидуального обучения ребенка, наличие всего комплекса психолого-педагогического сопровождения ребенка и его включение на фронтальные занятия с классом на предметах неосновного цикла, классных часах, на занятиях внеурочной деятельности, в рамках дополнительного образования вместе с другими учениками класса. Однако, данная ученица обучается в классе с 1 класса. Недельная нагрузка составляла 20 часов в неделю. Также коррекционные занятия – 4 часа в неделю, внеурочная деятельность – 4 часа в неделю. Кружки вне школы – 2 часа в неделю. Нагрузку не выдерживала, на уроках и переменах громко кричала, убегала из класса, не садилась заниматься. В начале 3 четверти проявлялись истерики, полный отказ от занятий и похода в школу. На основании рекомендаций школьного ПМПк было организовано обучение в щадящем режиме. Недельная нагрузка уменьшена до 15 часов в неделю за счет отмены занятий внеурочной деятельностью. Кружки вне школы не посещает. На всех уроках обучающуюся теперь сопровождает ассистент, оказывает ей направляющую помощь. Измененную нагрузку стала выдерживать. В 3 классе обучение продолжено в том же режиме. Добавлена внеурочная деятельность (спортивно – оздоровительное направление) – 1час.

Выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные


Определены предметы, на которых учащаяся выполняет задания и видит результат (чтение, русский язык, математика, ИЗО, ручной труд, СБО). Наиболее трудными для восприятия материала являются: речевая практика, мир природы и человека, внеурочная деятельность – « Наш край», « Светофорик».

Создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в  школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;


Обучающаяся приходит в школу и уходит домой с уроков в одно и тоже время. (8.15- 11.30). Обязательно должны быть: завтрак и обед.

Готовность к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков.


Нуждается в постоянной организованной помощи. Навыки самообслуживания постепенно формируются. С 1 класса принимает посильное участие в уборке класса (в конце недели). В 3 классе выполняет обязанности дежурного по классу и столовой, с направляющей помощью ассистента.

Временная и индивидуально дозированная поддержка тьютором, ассистентом (помощником)  организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке. Поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;

Со 2 четверти на всех уроках обучающуюся сопровождает ассистент, оказывает ей направляющую помощь. Тьютора нет.

Специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников

На уроке чтения составляем слоги, слова с буквами. Обучающаяся записывает слова в тетрадь. На уроке математики девочка совместно с классом выполняет задания устного счета. На уроках русского языка совместно с классом выполняет работу со словарными словами. В конце уроков ручного труда и ИЗО рассматриваем результаты работы, оцениваем каждого.

 Учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного».

Индивидуальный подход при подаче материала и оценивании.

Введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности  представлений об окружающем, отработке средств коммуникации,  социально-бытовых навыков.

СБО, речевая практика, мир природы и человека, внеурочная деятельность – «Наш край», «Светофорик».

Специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного. Оказание помощи в  проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать.

Заранее готовим учащуюся к тому или иному событию (контрольная, праздник, экскурсия, чаепитие, визит в кабинет врача) для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, не испытывал страх. Учим умению ожидать предстоящее событие. Рассматриваем фотографии, видео, вспоминаем события.

Специальная организация на перемене, вовлечение учащегося в привычные занятия, позволяющие ему отдохнуть, при возможности включение во взаимодействие с другими детьми.

В классе есть коврик для отдыха, в фойе - скамейки, где обучающаяся может полежать.

Создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения,  ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего.

Зона занятий – специальная парта, позволяющая работать ребенку вместе с педагогом и не отвлекаться на внешние раздражители. Шумоизоляционные наушники , разработанные для улучшения качества жизни детей с  аутизмом, ограничивают звуковое окружение, защищают  от попадания в стрессовую ситуацию. Ровный спокойный тон голоса, знакомое ближайшее окружение в классе, постоянное расписание и планирование урока.

Специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях.

Стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие. Словесная похвала и одобрение, за выполнение задания сама ставит +. Оценки не воспринимает.







Современные методы и приемы  обучения и социализации детей с РАС.

1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.

Визуализация режима дня – в 1-2 классе карточки с названием предметов и режимных моментов, 3 класс- текстовое расписание. Недопустимо изменение расписания без уважительной причины. Однако, в процессе работы учителя часто встречаются с необходимостью внесения изменений в расписание, то есть «слома» уже сформированного стереотипа. Если в жизни происходит подобная ситуация изменения течения событий, отличная от ранее составленного расписания, необходимо вместе с учениками внести корректировки:

 -  вынуть карточку события, которого не будет;

-  найти карточку с изображением события, которое его заменит;

Все производимые действия по изменению расписания, учитель проговаривает вслух.

Визуализация плана урока помогает упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство, установить определенные правила поведения, обеспечить видимое средство ожидания смены деятельности. Вычеркивание заданий из плана урока дает возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто.

Наглядное подкрепление учебной информации

-  использование наглядного подкрепления при изучении новых слов и понятий

 -  сопровождение текстов фотографиями и иллюстрациями

 -  использование презентаций при подаче знаний об окружающем

-  соединение абстрактных понятий с образами и символами (например - понятия «вверх» и «вниз»)

-  визуализация произнесенных терминов (например: с помощью игрушек, к игрушке прикрепляются таблички подписями, затем игрушка заменяется картинкой с подписью, которая, в свою очередь, заменяется символом стрелкой, в результате оставляется только табличка).  

Наглядное подкрепление инструкций - использование визуального алгоритма выполнения заданий, предполагает научение ребенка выполнять задания, ориентируясь на стандартный алгоритм, что обеспечит ему возможность самостоятельного выполнения работы.

Использование образцов выполнения предполагает, что процесс научения начинается не с вопроса, а с демонстрации ожидаемого результата. Предоставление образца выполнения может быть в виде:

-  моделирования действия (демонстрация того, как должно выглядеть действие)

-  образец ответа (пример ответа на вопрос)

-  образец заполнения таблицы, схемы и т. д.



Визуализация правил поведения на уроке

- необходимо ввести общие правила для всего класса 

- правил не должно быть много

- фраза должна быть короткой, все слова в ней должны быть понятны

- желательно не использовать в формулировках частицу НЕ. Правило должно показывать «как нужно себя вести»

-  наглядное напоминание правил рекомендуется располагать сбоку от доски, либо на парте ученика.  



Социальные истории помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации. История должна сопровождаться рисунками и фотографиями.  



2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.

Индивидуальная корректировка объема задания. Установите границы задания. Во время предъявления задания необходимо сразу обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.

Сократите объем заданий. Часто для закрепления того или иного навыка, а также для проведения оценки его сформированности, достаточно небольшого объема задания.

Предъявляйте задания маленькими частями – это поможет избежать путаницы в инструкциях, перескакивания с одного задания на другое, а также паники при виде большого объема. Для этого удобно использовать отдельные карточки с заданиями.



Помощь в переходах от одной деятельности к другой.

-  напомните ученику, о каком бы то ни было предстоящем переходе за 5 минут и за 1 минуту до него, для этого можно использовать таймер или карточку;

-  используйте для всего класса какую-либо стандартную «переходную деятельность» перед сменой занятия – движение, считалку, стихотворение 


Обучение работе в паре, в группе. Задания должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра.



  1. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.

Адаптация устной речи.

-  избегайте ироничных выражений;

-  говорите ровным тоном;

-  не говорите слишком быстро.



Обучение выполнению инструкций.

- привлечь внимание учащегося, называя его по имени:

- следует использовать несложные инструкции и объяснения

- сократите фразу до ключевых слов;

- если ребенок умеет читать, напишите инструкцию на листе.

Работа над обогащением словаря.

-  необходимо специальное обучение абстрактным понятиям (иллюстрации, видео)

-  проводите работу над пониманием синонимов

-  разбор ключевых понятий 



Обучение ответам на вопросы.

специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни

-  задавайте вопросы сразу после того, как этот вид деятельности произошел, а не в конце дня

-  предлагайте ответить на тот же вопрос несколько раз в течение дня, чтобы помочь усвоить схему ответа;

-  подкрепите вопрос визуальной подсказку, чтобы напомнить ребенку ответ

-  научите выделять главное в задании или тексте, чтобы в последствие найти ответ

-  давайте задания для домашней отработки ответов -  обозначьте вопросы, на которые необходимо ответить после прочтения текста, до того, как выполнять задание.



Адаптация текстов.

дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов

все материалы для прочтения давать для домашней проработки

4. Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС



Рисуночная терапия в форме совместного рисования — особый игровой метод обучения. В ходе совместного рисования взрослый (родитель) рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями. Его использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

5. Применение информационных технологий и технических средств обучения детьми с РАС.

Комфортное пространство для коммуникации, в котором их общение представляется менее странным. С помощью развивающих компьютерных программ можно повысить эффективность учебного процесса. Трудности овладения письмом для таких детей могут быть разрешены с помощью программы Word. Здесь ребенок учится печатать, проверять орфографические ошибки.  



6. Методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS

 С этой системой начинают знакомить детей младше пяти лет; проводят ее в виде тренинга, который можно проводить как в образовательном учреждении, так и дома. Обучение состоит из 6 этапов.

7.Использование специальных дидактических материалов и средств для обучения детей с РАС

Письмо

Многие дети с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы с моторикой рук. Письмо может стать серьезным источником напряжения для школьника - некоторые из них не могут писать совсем, другие умеют писать, но испытывают невероятные трудности во время этого процесса. Зачастую почерк у таких детей неаккуратный и неразборчивый. Для облегчения процесса письма можно использовать следующие приспособления.

  • Насадка на ручку. На данный момент существуют насадки для детей с правосторонним и левосторонним латеральным предпочтением.

  • Массажный мячик. Мячик вкладывается в руку ребенка и помогает удерживать позу руки при письме.

  • Удерживающая резинка. С помощью этого нехитрого приспособления так же можно помочь удерживать позу руки при письме

  • Ограничители строки.

  • Дополнительная разлиновка тетрадей. Для облегчения процесса письма можно использовать более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также использование тетрадей большого формата.

  • Образец написания букв. Очень часто дети затрудняются в перекодировке текста из печатного в письменный. Для облегчения запоминания образа прописных букв рекомендуется прикрепить на парту табличку-образец.

  • Специальные прописи для левшей.

  • Специальные прописи для детей с моторными трудностями. Прописи содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание, дорисовывание изображений и линий, подготавливающие к воспроизведению элементов букв, упражнения на соотнесение печатных и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с печатного текста слогов.

Математика

У некоторых детей с расстройством аутистического спектра отмечаются трудности выполнения арифметических действий даже на самом начальном уровне. При этом практически все дети сталкиваются  с трудностями понимания грамматических конструкций при решении арифметических задач.

  • Визуальный ряд чисел или линейка. Данный вид пособия целесообразно прикрепить в верхней части доски или на парту ученика.

  • Специализированная линейка Абака. Данная линейка требует проведения дополнительного обучения по ее использованию.

  • Игровые пособия по закреплению состава числа, игровые пособия по обучению выполнению арифметических действий. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий.

  •  Краткие записи и схемы. При анализе математических задач, очень важно научить детей составлять краткие записи и схемы их решения.

  • Таблица умножения. Научить использовать таблицу – карточку .

  • Калькулятор. Допустимо использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий.


Чтение

  • Рекомендуется использовать картинки для восприятия текста.

  • Пересказ с опорой на картинный план – основная форма обучения пересказу для детей с РАС.



Успех образования и социализации аутичного ребенка, обучающегося в образовательном учреждении тесно связан с возможностью междисциплинарной координации специалистов. В идеале коррекционную работу должна проводить команда профессионалов: врач-педиатр, врач-психоневролог, педагог, психолог, дефектолог, логопед, тьютор, соцпедагог, социальный работник. Учебная и коррекционная работа должна быть направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействия ребенка со взрослыми и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что в свою очередь, повышает общую социальную адаптацию аутичного ребенка. В работе с ребенком с РАС следует помнить правило – такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой…