Особенности обучения детей с задержкой психического развития .
Что такое ЗПР?
- Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
- Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Статистика
- Статистические данные показывают неутешительную тенденцию к увеличению количества детей с ЗПР. (За последние 10 лет произошло увеличение в 2 раза).
- В настоящее время дети с ЗПР составляют 1-2% от детской популяции .
Особенности психического развития детей с ЗПР
- Внимание – неустойчивость, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация.
- Познавательная деятельность – отставание в развитии всех форм мышления, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), снижение познавательной активности.
- Память – недостаточная продуктивность, малый объем, неточность и трудность воспроизведения
Сенсорно-перцептивная сфера
- Незрелость различных систем анализаторов
- Неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности
- Снижение эффективности восприятия
- Недостаточная дифференцированность и полнота воспринимаемых образов
Психомоторная сфера
- Двигательная разбалансированность
- Импульсивность
- Нарушения координации движения
- Слабость мелкой моторики
- Гиперактивность
- Повышенный мышечный тонус
Речевое развитие
- Дефекты произношения;
- Ограниченность словарного запаса;
- Трудности словоизменения, словообразования;
- Нарушение синтаксической структуры предложения;
- Недостаточность речевой регуляции деятельности;
- Трудности вербализации действий;
- Несформированность планирующей функции речи.
Эмоционально-волевая сфера
- Незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения;
- Неспособность к волевому усилию;
- Инфантилизм;
- Преобладание игровых мотивов;
- Стремление к получению удовольствия.
Главное направление в работе с такими детьми – индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка
8
Принципы организации работы с детьми с ЗПР :
- максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
- оптимизация психических процессов;
- широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
- опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
- стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Цель реализации АООП обучающихся с ЗПР — ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС обучающихся с ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Большое значение имеет обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Диагностика
- Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходима максимально полная информация об особенностях и возможностях каждого ребенка.
- Для диагностики могут быть использованы методы педагогического наблюдения за поведением на уроке, анализа контрольных и самостоятельных работ, устных ответов, беседы по изученному материалу.
Диагностический инструментарий:
1. Анкетирование родителей.
2. Диагностика УУД учащихся.
3. Диагностика работоспособности, мотивации обучающихся.
4. Диагностика определения степени помощи.
5. Промежуточная диагностика (изменение результата)
Журнал коррекционно-развивающей работы учебной деятельности с учащимися ОВЗ ЗПР по предмету «……».
№ п/п
ФИО
обучающегося
Сфера,
навык,
затруднения,
требующие
коррекции
Метод, технология, упражнение
Разделительный мягкий знак
Дата
Отработка на знакомом материале в игровой форме
Результат
и время выполнения задания
Примечание
Овладел частично
Повторная диагностика через неделю
Журнал коррекционно-развивающей работы
Отражаются результаты выполнения учебно - диагностических работ.
Два типа заданий: задания, построенные на внеучебном материале и на учебном материале.
Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень – умением овладел, 2 уровень – в основном овладел, 3 уровень – частично овладел, 4 уровень – не овладел.
В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.
Организация образовательной деятельности
Особые образовательные потребности
- Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;
- Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;
- Проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;
- Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий
- Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
Организация деятельности на уроке.
- Важны внешние мотивирующие подкрепления.
- Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.
- Благоприятный климат на уроке.
- Опора на эмоциональное восприятие.
- Введение физминуток через 15-20 минут.
- Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
- Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
- Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.остоянное управление вниманием.
- При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
- Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
- Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
- Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
- Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
- Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения
- Повтор инструкции.
- Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
- Речевой образец или начало фразы.
- Демонстрация действий.
- Подбор по аналогии, по противопоставлению.
- Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
- Совместные или имитационные действия.
На уроках и во внеурочной деятельности следует обратить внимание на формирование универсальных учебных действий у данного ребенка:
- умения действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умения оценивать правильность выполненного действия;
- умения вносить коррективы в результат;
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
- обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.
- обучение самоконтролю и самооценке в деятельности .*
притча
Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от девяноста процентов боли.
- Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? – спросила сороконожка.
- А это уже твоя проблема. Я только даю советы,- ответила сова.
Спасибо за внимание!