СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения детей с ЗПР

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения детей с ЗПР»

Особенности обучения детей  с задержкой психического развития .

Особенности обучения детей с задержкой психического развития .

 Что такое ЗПР? Задержка психического развития  - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Задержка психического развития  - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Что такое ЗПР?

  • Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
  • Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Статистика Статистические данные показывают неутешительную тенденцию к увеличению количества детей с ЗПР. (За последние 10 лет произошло увеличение в 2 раза).  В настоящее время дети с ЗПР составляют 1-2% от детской популяции .

Статистика

  • Статистические данные показывают неутешительную тенденцию к увеличению количества детей с ЗПР. (За последние 10 лет произошло увеличение в 2 раза).
  • В настоящее время дети с ЗПР составляют 1-2% от детской популяции .
Особенности  психического развития детей с ЗПР Внимание – неустойчивость, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация. Познавательная деятельность – отставание в развитии всех форм мышления, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), снижение познавательной активности. Память – недостаточная продуктивность, малый объем, неточность и трудность воспроизведения

Особенности психического развития детей с ЗПР

  • Внимание – неустойчивость, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация.
  • Познавательная деятельность – отставание в развитии всех форм мышления, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), снижение познавательной активности.
  • Память – недостаточная продуктивность, малый объем, неточность и трудность воспроизведения
Сенсорно-перцептивная сфера Незрелость различных систем анализаторов  Неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности  Снижение эффективности восприятия  Недостаточная дифференцированность и полнота воспринимаемых образов

Сенсорно-перцептивная сфера

  • Незрелость различных систем анализаторов
  • Неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности
  • Снижение эффективности восприятия
  • Недостаточная дифференцированность и полнота воспринимаемых образов
Психомоторная сфера Двигательная разбалансированность Импульсивность Нарушения координации движения Слабость мелкой моторики Гиперактивность Повышенный мышечный тонус

Психомоторная сфера

  • Двигательная разбалансированность
  • Импульсивность
  • Нарушения координации движения
  • Слабость мелкой моторики
  • Гиперактивность
  • Повышенный мышечный тонус
Речевое развитие Дефекты произношения; Ограниченность словарного запаса; Трудности словоизменения, словообразования; Нарушение синтаксической структуры предложения; Недостаточность речевой регуляции деятельности; Трудности вербализации действий; Несформированность планирующей функции речи.

Речевое развитие

  • Дефекты произношения;
  • Ограниченность словарного запаса;
  • Трудности словоизменения, словообразования;
  • Нарушение синтаксической структуры предложения;
  • Недостаточность речевой регуляции деятельности;
  • Трудности вербализации действий;
  • Несформированность планирующей функции речи.
Эмоционально-волевая сфера Незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения; Неспособность к волевому усилию; Инфантилизм; Преобладание игровых мотивов; Стремление к получению удовольствия.

Эмоционально-волевая сфера

  • Незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения;
  • Неспособность к волевому усилию;
  • Инфантилизм;
  • Преобладание игровых мотивов;
  • Стремление к получению удовольствия.
Главное направление в работе с такими детьми – индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка 8

Главное направление в работе с такими детьми – индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка

8

Принципы организации работы с детьми с ЗПР :    максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного; оптимизация психических процессов; широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности; опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия; стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)

Принципы организации работы с детьми с ЗПР :

  • максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
  • оптимизация психических процессов;
  • широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
  • опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
  • стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Цель реализации АООП обучающихся с ЗПР  — ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС обучающихся с ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Цель реализации АООП обучающихся с ЗПР — ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС обучающихся с ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

 Большое значение имеет обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Большое значение имеет обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Диагностика Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходима максимально полная информация об особенностях и возможностях каждого ребенка. Для диагностики могут быть использованы методы педагогического наблюдения за поведением на уроке, анализа контрольных и самостоятельных работ, устных ответов, беседы по изученному материалу.

Диагностика

  • Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходима максимально полная информация об особенностях и возможностях каждого ребенка.
  • Для диагностики могут быть использованы методы педагогического наблюдения за поведением на уроке, анализа контрольных и самостоятельных работ, устных ответов, беседы по изученному материалу.
Диагностический инструментарий:  1. Анкетирование родителей. 2. Диагностика УУД учащихся. 3. Диагностика работоспособности, мотивации обучающихся. 4. Диагностика определения степени помощи. 5. Промежуточная диагностика (изменение результата)

Диагностический инструментарий:

1. Анкетирование родителей.

2. Диагностика УУД учащихся.

3. Диагностика работоспособности, мотивации обучающихся.

4. Диагностика определения степени помощи.

5. Промежуточная диагностика (изменение результата)

Журнал коррекционно-развивающей работы учебной деятельности с учащимися ОВЗ ЗПР по предмету «……».    № п/п ФИО обучающегося  Сфера, навык, затруднения, требующие коррекции  Метод, технология, упражнение  Разделительный мягкий знак Дата Отработка на знакомом материале в игровой форме Результат и время выполнения задания Примечание Овладел частично Повторная диагностика через неделю Журнал коррекционно-развивающей работы Отражаются результаты выполнения учебно - диагностических работ. Два типа заданий: задания, построенные на внеучебном материале и на учебном материале. Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень – умением овладел, 2 уровень – в основном овладел, 3 уровень – частично овладел, 4 уровень – не овладел. В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.

Журнал коррекционно-развивающей работы учебной деятельности с учащимися ОВЗ ЗПР по предмету «……».

п/п

ФИО

обучающегося

Сфера,

навык,

затруднения,

требующие

коррекции

Метод, технология, упражнение

Разделительный мягкий знак

Дата

Отработка на знакомом материале в игровой форме

Результат

и время выполнения задания

Примечание

Овладел частично

Повторная диагностика через неделю

Журнал коррекционно-развивающей работы

Отражаются результаты выполнения учебно - диагностических работ.

Два типа заданий: задания, построенные на внеучебном материале и на учебном материале.

Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень – умением овладел, 2 уровень – в основном овладел, 3 уровень – частично овладел, 4 уровень – не овладел.

В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.

Организация образовательной деятельности    Особые образовательные потребности Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения; Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития; Проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности; Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.

Организация образовательной деятельности

Особые образовательные потребности

  • Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;
  • Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;
  • Проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;
  • Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий
  • Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
Организация деятельности на уроке.   Важны внешние мотивирующие подкрепления. Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Введение физминуток через 15-20 минут. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.остоянное управление вниманием. При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.

Организация деятельности на уроке.

  • Важны внешние мотивирующие подкрепления.
  • Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.
  • Благоприятный климат на уроке.
  • Опора на эмоциональное восприятие.
  • Введение физминуток через 15-20 минут.
  • Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
  • Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.остоянное управление вниманием.
  • При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:   Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

  • Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
  • Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
  • Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
  • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
  • Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения Повтор инструкции. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия.

Вариативные приемы обучения

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.
 На уроках и во внеурочной деятельности следует обратить внимание на формирование универсальных учебных действий у данного ребенка:   умения действовать по плану; преодоление импульсивности, непроизвольности;  умения оценивать правильность выполненного действия; умения вносить коррективы в результат; обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы. обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя. обучение самоконтролю и самооценке в деятельности .*

На уроках и во внеурочной деятельности следует обратить внимание на формирование универсальных учебных действий у данного ребенка:

  •   умения действовать по плану;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умения оценивать правильность выполненного действия;
  • умения вносить коррективы в результат;
  • обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
  • обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.
  • обучение самоконтролю и самооценке в деятельности .*
притча  Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от девяноста процентов боли. Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? – спросила сороконожка. А это уже твоя проблема. Я только даю советы,- ответила сова.

притча

Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от девяноста процентов боли.

  • Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? – спросила сороконожка.
  • А это уже твоя проблема. Я только даю советы,- ответила сова.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!