Особенности обучения одарённых детей
Кого из школьников считать одаренными?
Общепринято считать, что одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Если непредвзято взглянуть на педагогическую практику, то можно заметить, что реально принято выделять обычно четыре категории, характеризующие одаренных детей:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта ("IQ");
- дети с высоким уровнем творческих способностей;
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. — их чаще называют талантливыми);
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность - это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- способности выше средних,
- креативность,
- включенность в задачу.
Характеристика основных подходов к обучению одаренных детей
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Поэтому поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.
В обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:
Ускорение. Позитивным примером такого обучения могут быть творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
Проблематизация. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей ведущими и основными являются методы творческого
характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной
и групповой работы. Эти методы имеют высокий
познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов дошкольников.
Задание для одарённого ребёнка по музыке
Внимательно прочитайте предложенные стихотворения. Выберите понравившееся стихотворение. Сочините мелодию на выбранный текст. Инструмент на выбор.
Текст №1.
Лейся, музыка, звучи,
Радость детям приноси,
С песней дружно нам идти,
И работать, и расти.
Лейся, музыка, звучи
И по всей стране лети.
В каждом городе, селе
Будут рады все тебе.
Текст №2.
Мы с музыкой живем,
Она нас вдохновляет,
Танцуем и поем
Когда душа желает.
А как не танцевать,
Коль музыка прекрасна!
И ног нам не унять,
Хоть и устал ужасно.
Других нам не понять,
Не видит кто в ней силы,
Ведь музыка полна
Чудесных нот красивых!