СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации образовательного процесса в творческих объединениях по направлению "Физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации образовательного процесса в творческих объединениях по направлению "Физика"»

Красовская М.В.

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИКА»

В жизни человека всегда возникают моменты, когда ему хочется чего-то достичь, и чем-то проявить себя, проверить свои силы и он начинает к этому стремиться. Особенно это проявляется в 14-15 лет. Где можно себя проявить? Конечно, только показав свои достижения среди ребят в школе, дома, на улице…Вот в это время ребятам и надо помочь.

Олимпиады- то есть соревнования творчества и интеллекта - как раз и дают им такую возможность, шанс добиться признания в учительской среде и среди одноклассников

Наиболее распространенной и традиционной формой работы с одаренными детьми, является проведение интеллектуальных соревнований:
1.предметных олимпиад;
2. конференций;
3. конкурсов.
Олимпиада– это не школьные экзамены, не контрольная работа, поэтому нет необходимости снижать ее уровень до выявления участников, которые просто выучили учебные параграфы. Она призвана проверить более глубокие знания ученика и помочь ему побороть неуверенность или страх перед сложными испытаниями. Сложные задания – это как раз та “планка”, тот уровень, к которому необходимо стремиться и который нельзя опускать. Во многом именно олимпиады стимулируют интерес к предмету.

Олимпиада является тем связующим звеном, которое позволяет взять лучшее из старой традиционной концепции и продолжить эту идею в новой. Это своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся.
Эффективность отбора учеников по степени знаний на олимпиаде во многом зависит от качества подготовки заданий. Формирование и подготовка олимпиадных заданий, на мой взгляд, должны строиться исходя из принципа «поиск талантов и мотивация к более глубокому изучению предмета». Опираясь на данный принцип все олимпиадные задания можно разделить на несколько типов:
1. задания, проверяющие степень информированности (объем информации) школьников по физике (энциклопедичность).
2. задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития – степени владения учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация)
3. задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска (креативность).
Для того чтобы учащиеся справились со всеми уровнями заданий необходим системный подход в подготовке обучающегося, для этого требуются особые формы и методы урочной и внеурочной работы.

Главное требование к ученикам всегда было и остается одним– они должны хотеть учиться, то есть иметь желание идти вперед. Если говорить о качествах учеников, которых можно готовить к участию в олимпиадах, то желательно, чтобы они обладали навыками самостоятельной работы, умели читать научную книгу, учебник, сложные тексты, документы, обладали хорошей памятью, умели грамотно говорить и защищать свою позицию …

Поэтому сразу делаю установку ребятам, что мы глубоко, насколько это, возможно, погружаемся в предмет, и принимаем участия во всех олимпиадах.

На занятиях работаем как деловые партнеры. Слово, мысли ученика, так же как и учителя являются весомыми и значимыми. Домашняя подготовка учеников к занятиям обязательна и все они воспринимают ее как нечто должное.

Для успешного выступления на олимпиадах требуется, на мой взгляд, еще и отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Это объясняется тем, что участникам олимпиад предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и задания, выходящие за рамки учебной программы того или иного предмета. К тому же на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т.п.

Творческое объединение «Физика» МАН служит продолжением учебной деятельности и направлено на систематическое образование учащихся, развитие у них творческих способностей.

Внеурочная и урочная работа выступают как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, только в этом случае можно создать благоприятные условия для развития одаренных детей.
«Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Хотя сегодня многие психологи признают, что характер развития одаренности - это результат сложного взаимодействия многих факторов природных задатков, социальной среды, которая осваивается разнообразной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой), а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В связи со всем вышеизложенным, можно сделать вывод, что готовить учащихся и развивать их способности в области подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам по предмету нужно, исходя из разных стратегий организации деятельности, опираясь на различные формы и методы. Большая награда для учителя- знать, что его труд, его идеи оказали благотворное влияние на судьбы учеников.

Участие в различного рода предметных состязаниях готовит учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в ВУЗ на льготных условиях.

Для успеха в конкурсной физике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (венгерский математик Д. Пойа.) И конечно, для успеха в различных конкурсах просто необходимо уметь анализировать, обобщать, аргументировать и доказывать.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. Именно к ней отнесем занятия в МАНовской группе . В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их способностей по физике.

Имеем ли мы право требовать от ребенка победы, успешного выступления на олимпиадах?

Думаю, что нет, ни в коем случае.

Поддерживать, вселять уверенность – ДА.

Но очень хочется, чтобы ребята побеждали и добивались хороших результатов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!