Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования является введение в старших классах средней школы профильного обучения. По мнению широкой общественности, профилизация образования в старших классах является сейчас не только большим шагом в развитии школы, но и одним из наиболее позитивно оцениваемых в ее модернизации. На старшей ступени школы, с одной стороны, завершается общее образование школьников, обеспечивающее их функциональную грамотность, а с другой, происходит социальное самоопределение обучающихся.
Современный период в российском образовании характеризуется необходимостью пересмотра понятий, целей, возрождением и развитием социально значимого профильного обучения. В настоящее время более чем 70% школ в больших и маленьких городах России являются профильными. Общеобразовательные школы ориентированы на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда и отработки системы профилей старшей ступени школы.
Согласно концепции профильного образования, «профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [1]. То есть профильное обучение, вводится в учебный процесс, что бы учащиеся были готовы к ответственному и самостоятельному выбору будущей профессии. Главным аспектом системы профильного обучения является индивидуальный учебный план. Для того чтобы применить его в школе необходимо сформировать классы при изучении профильных предметов и элективных курсов. Основная функция курсов – профориентационная. После этого курса учащиеся смогут осознанно выбрать профиль для дальнейшего обучения. Существует гуманитарный, социально-экономический, физико-математический и технологический профиль.
Профильная подготовка школьников помогает найти интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем. Многие педагоги и психологи изучали и наблюдали за развитием профильного обучения, подтверждая заинтересованность исследователей в данной проблематике.
Целью профильного обучения является доступность получения полноценного образования в соответствии с потребностями и обеспечением профессиональной ориентации учащихся.
Российская школа имеет большой опыт профильного обучения школьников. В 1990 г. с переходом на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания в Российской академии образования было создана концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе. Она была направлена на формирование у школьников более высокого уровня знаний с учетом способностей, возможностей, интересов на знакомства с достижениями техники, культуры и науки, а также осознанный выбор профессии [4].
Основными концепциями профильного обучения являются:
– признание права старшего школьника на выбор уровня собственных достижений и обеспечение этой возможности путем предъявления требований к обязательному уровню освоения содержания образования;
– увеличение учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьников;
– создание предпрофильной подготовки обязательных занятий по выбору и профессиональных проб в учебном плане, дающая возможность учащимся приобрести опыт освоения доступных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои интересы, возможности и предпочтения;
– осознание необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков, выбора предпрофильного и профильного обучения [2].
При образовании профильного обучения следует руководствоваться признаками, которые позволяют логически сгруппировать основную структуру. Если признаком является «социальное образование», то ему соответствуют профили: филологический или социально-педагогический. Аналогично создаются профили физико-математического и технологического направления [3]. Для успешного же обучения в профильных классах важна квалифицированная подготовка преподавателей. Для профильного обучения нужны преподаватели, обладающие компетентной педагогической и методической подготовкой. Владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету.
Таким образом, можно сделать вывод, что концептуальными особенностями профильного обучения является возможность обучающихся выбрать интересующий их профиль обучения в профильных классах. Стоит заметить, что профильное обучение лишь помогает учащимся выбрать будущую профессию, основной же целью профильного обучения является индивидуализация обучающихся, развитие представления о своих способностях и интересах. Обучение в профильном классе освещает области различных профессий и их востребованности, тем самым подготавливает старшеклассников к осознанному выбору.
Список использованной литературы
1. Ананьева, Т. В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков [Текст] / Т. В. Ананьева // Методист. – 2009. – № 3. – С. 53-56.
2. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования [Текст] : проект // Школьные технологии. – 2002. –№ 4. – С. 79-91.
3. Севрук, А. И. Профильное обучение: специфика и особенности [Текст] / А. И. Севрук, Е. А. Юнина // Школьные технологии. – 2009. – № 2. – С. 71-76.
4. Чеченкова, М. В. Профильная школа: управление саморазвитием [Текст] / М. В. Чеченкова // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 66-70.