СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях фгос ноо обучающихся с зпр

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях фгос ноо обучающихся с зпр»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»







РЕФЕРАТ


по специальности Коррекционная педагогика в начальном образовании




ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР




Выполнила:

студентка 2 курса группы «Вкш»

школьного отделения

Башинская Анна Павловна


Преподаватель:

Латкина Оксана Сергеевна








Краснодар, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

3

1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НОО ………………………..……………...


5

1.1 Понятие и сущность внеурочной деятельности с точки зрения ФГОС НОО и НОО обучающихся с ЗПР……………………………………………...


5

1.2 Направления организации внеурочной деятельности обучающихся на уровне НОО.……………………………………………………………………..


8

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР………………….......................................................



10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...

22

ВВЕДЕНИЕ


Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  1. личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

  2. метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

  3. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает особую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации для достижения планируемых результатов начального общего образования.

Цель: изучение особенностей организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи, как:

    • Описать требования к организации внеурочной деятельности предусмотренные ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ;

    • Охарактеризовать направления и содержание внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС НОО ОВЗ.

Методы исследования:

1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. эмпирические: изучение опыта педагогов-практиков по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО.

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НОО


1.1 Понятие и сущность внеурочной деятельности с точки зрения ФГОС НОО и НОО обучающихся с ЗПР.

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Важно отметить, что в основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает, достижение основных образовательных результатов, а именно:

    • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;

    • проектирование и конструирование социальной среды и развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;

    • поддержание учебно - познавательной деятельности обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.)

    • воспитательный процесс должен строиться с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).

ФГОС ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Основные личностные результаты: обучающиеся должны любить свой край, свое Отечество, уважать свой народ, его культуру и духовные и семейные традиции; обучающиеся должны осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества; активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда и творчества; обучающиеся должны уметь учиться, осознавать важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, должны проявлять умение применять полученные знания на практике; обучающиеся должны проявлять уважение к своим родителям и другим людям; выполнять правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

В условиях введения ФГОС НОО следует говорить о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Согласно теме реферата, следует остановиться подробнее на вопросах организации внеурочной деятельности обучающихся.

В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Как отмечают создатели методического пособия для учителей Д. В. Григорьев и П. В. Степанов, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявление инициативы, самостоятельности, ответственности, применение полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующее:

  1. обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся в образовательном учреждении;

  2. обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;

  3. оптимизация условий для общего развития обучающихся;

  4. создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;

  5. создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся;

  6. развитие опыта творческой деятельности обучающихся во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;

  7. развитие опыта неформального общения обучающихся с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;

  8. удовлетворение потребностей, обучающихся в содержательном досуге.

При планировании внеурочной нагрузки для каждого обучающегося рекомендуется предусматривать в течение учебного года ее равномерное распределение по видам и объемам. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

9 декабря 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они разработаны на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012 1, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и отражают согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей Организаций, специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт, как нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, выдвигает требования по организации внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность, по мнению разработчиков Стандарта, является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.


1.2 Направления организации внеурочной деятельности обучающихся на уровне НОО.

Изучение нормативных документов позволяет утверждать, что для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Рассмотрим требования к организации внеурочной деятельности, выдвинутые ФГОС. Данный нормативный документ содержит следующие требования к организации внеурочной деятельности:

  1. При организации внеурочной деятельности обучающихся Организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и других.

  2. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, "веселые старты", олимпиады, лагеря, походы, проекты и т.д.

  3. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет за четыре года обучения до 1350 часов.

Таким образом, направления организации внеурочной деятельности являются необходимым элементом для реализации внеурочных занятий, так как каждое из направлений предполагает определенный круг интересов и каждый обучающийся в праве выбрать свой. В заключении отметим, что в процессе реализации различных направлений внеурочной деятельности у обучающихся формируются базовые национальные ценности и личностные универсальные учебные действия, поэтому считаем целесообразным уточнить сходства и различия внеурочной деятельности и духовно-нравственного развития воспитания обучающихся.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР


В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями. Так, в классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, незрячие, слабовидящие, лица с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, лица с нарушением интеллекта, дети с задержкой психического развития, лица с тяжелыми нарушениями речи, лица со сложными недостатками развития.

Биологическое неблагополучие ребёнка, по мнению Выготского, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребёнка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.

Психологи утверждают, что уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков на протяжение всего школьного возраста.

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. ХХ в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности.

В первом случае дети характеризовались как стойко неуспевающие, во втором же – во вспомогательной школе до введения термина «задержка психического развития» - состояние детей определялось как псевдоолигофрения.

Причинами ЗПР, по мнению В. И. Лубовского, могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм» - по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.

Наиболее информативной для психологов и педагогов является классификация К.С. Лебединской. На основе комплексного клинико-психолого-педагогического изучения неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки психического развития.

Классификация К.С. Лебединской строится, исходя из этиологического принципа, и включает четыре основных варианта задержки психического развития:

  • задержку психического развития конституционального происхождения;

  • задержку психического развития соматогенного происхождения;

  • задержку психического развития психогенного происхождения;

  • задержку психического развития церебрально-органического генеза.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.

Представленные К.С. Лебединской клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.

Задержка психического развития – это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов это состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. К.С. Лебединская предложила клиническую систематику детей с ЗПР. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. С учетом структуры дефекта обучающихся с ЗПР разработана Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа, которая содержит Программы курсов коррекционно-развивающей области. Содержание коррекционно – развивающей области ориентировано на преодоление затруднений детей.

Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся с задержкой психического развития

9 декабря 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, они разработаны на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012 1, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации.

Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей Организаций, специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.

Стандарт утверждает основные принципы:

  1. создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;

  2. взаимодействия обучающихся с ОВЗ со здоровыми сверстниками;

  3. приобщения обучающихся с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Стандарт преследует следующие цели:

    • обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;

    • обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

    • обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    • обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ОВЗ;

    • обеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ОВЗ независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

    • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Внеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно ФГОС НОО ОВЗ часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении (из них не менее 5 часов в неделю отводится на коррекционно-развивающую работу). При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО ОВЗ предполагает такие направления, как духовно-нравственное, общекультурное общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное, такие формы, как индивидуальные и групповые занятия, кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Необходимо учитывать, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию. Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС.

При моделировании системы внеурочной деятельности в образовательном учреждении и проектировании курсов внеурочной деятельности обучающихся и непосредственной организации внеурочной деятельности необходимо иметь четкое представление о планируемых результатах внеурочной деятельности.

В процессе определения планируемых результатов внеурочной деятельности возможна реализация одного из подходов, которые представлены ниже.

Первый подход состоит в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.

Личностные результаты включают сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.

Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.

Второй подход к определению планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся заключается в заимствовании подхода к планируемым результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитательный результат – духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности классифицируют по трем уровням.

Первый уровень – приобретение знаний об общественном устройстве, о социально одобряемые и не одобряемых формах поведения в обществе и т.д. Для достижения данного уровня результатов внеурочной деятельности особую значимость имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми как носителями социального опыта.

Второй уровень – приобретение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям. Особое значение для достижения данного уровня результатов имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в близкой социальной среде, дружественной ребенку, в которой дети получают практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить либо отвергать.

Третий уровень – приобретение опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной обучающимся среды образовательного учреждения, в самостоятельном действии в открытом социуме.

В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, целесообразно ориентироваться на создание условий для достижения обучающимися второго и третьего уровня результатов.

В соответствии со вторым подходом на основе изучения нормативных правовых документов (ФГОС НОО ОВЗ, ПАООП НОО) можно определить результаты внеурочной деятельности обучающихся.

Первый уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, осваивающие программу курса внеурочной деятельности:

  1. имеют представление о мужчине как умном, решительном, смелом, благородном – а о женщине как о добром, внимательном к людям, любящим детей и умеющем прощать человеке;

  2. имеют представление о настоящем сыне и дочери как готовых помочь старшим в работе по дому, умеющих держать данное слово, заботящихся о своей семье, оберегающих покой членов семьи;

  3. знают этические нормы взаимоотношений в семье;

  4. знают символику Российской Федерации;

  5. знают значимые страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга, традиции и культурное достояние своего края;

  6. обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Второй уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:

  1. принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;

  2. осознают роль знаний в жизни человека;

  3. проявляют интерес к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  4. проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины;

  5. проявляют бережное отношение к природе.

Третий уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:

  1. соблюдают этические нормы взаимоотношений в семье;

  2. следуют в поведении правилам;

  3. имеют опыт ролевого взаимодействия, реализации гражданской и патриотической позиции, взаимодействия с людьми различного возраста;

  4. имеют опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе и за ее пределами.

Таким образом, изучение нормативных документов и опыта педагогов-практиков по проектированию программ курсов внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО показывает, что оптимальным является определение планируемых результатов внеурочной деятельности с учетом личностных и метапредметных результатов.

Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

  • организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

  • организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

  • использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

  1. привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;

  2. формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров - методического центра, общественных организаций;

  3. организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Повышение профессиональной компетенции:

  • постоянное отслеживание в литературе, в Интернете, на различных совещаниях и конференциях передового педагогического опыта использования технологий для работы в инклюзивной образовательной среде, составление банка данных;

  • составление портфолио достижений, обучающихся имеющих различные степени и виды нарушений здоровья, «методических копилок»;

  • посещение курсов повышения квалификации.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Итак, внеурочная деятельность это одна из форм организации свободного времени обучающихся, которая реализуется в спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном и общекультурном направлениях, способствует интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, приобретению обучающимися позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявлению инициативы, самостоятельности, ответственности, применению полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, для того чтобы грамотно организовать внеурочную деятельность на уровне начального общего образования, необходимо иметь представление о понятие и сущности внеурочной деятельности с точки зрения ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ, знать направления организации внеурочной деятельности, а также уметь различать и находить сходства между внеурочной деятельностью и духовно-нравственным развитием и воспитанием обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим основанием для организации процесса обучения детей с ЗПР в современной школе является удовлетворение их Конституционного права на школьное образование, с учетом как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) предъявляет требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Анализ примерных образовательных программ, разработанных с учетом ФГОС НОО ОВЗ, позволяет утверждать, что организации внеурочной деятельности отводится особая роль.

Целью данной работы было изучение особенностей организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях ФГОС НОО ОВЗ.

Для ее решения были изучены особенности требования ФГОС НОО ОВЗ, ПАООП; описана сущность внеурочной деятельности; охарактеризованы особенности внеурочной деятельности в условиях ФГОС ОВЗ младших школьников. В ходе исследовательской работы были проанализированы труды В.И. Лубовского, В.В. Ковалева, Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, М.И. Кузнецовой, К. С. Лебединской, Г. Е. Сухаревой, А.Д. Гонеева, современные нормативные документы в области образования (ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, Федеральный закон «Об образовании» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Эта работа позволила осознать всю необходимость проведения внеурочной, понять сущность и особенности организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи реализованы, в дальнейшем предполагается продолжить изучение темы в курсовой работе.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативные акты

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"[Текст]: от29.12.2012 N 273-ФЗ; принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598)

  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Текст]: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Текст]: от 29 декабря 2014 г. № 2765-р; утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года. - М: Академия, 2014. - 70 с.

  5. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564

«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ «(вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)» [Текст]: эл. док. - КонсультантПлюс: правовая поисковая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190700/. (27.01.2017).

Специальная литература (книги)

  1. Акимова О. И. Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы внедрения в образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56315.htm.

  2. Андреева, Л.В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналитический обзор / под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016

  3. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015

  4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно - ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В.П. Степанов. - М.: Просвещение, 2017. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).

Публикации в периодической печати

  1. Штраус, А. Психопатология и обучение ребенка с повреждениями мозга: монография/ А. Штраус, Л. Летинен. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015

  2. «Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с

  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М. : Просвещение, 2012. — 32 с. — (Работаем по новым стандартам).

Электронные ресурсы

  1. Сосновских, Е. Е. Изучение особенностей организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях ФГОС НОО ОВЗ. // Продленка. - 2017. - https://goo.su/1CkN

  2. Кочубей, Г. Н. Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. // Мультиурок. - https://goo.su/1cKo





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!