муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа №101»
имени дважды Героя Советского Союза Кретова С.И.
МБОУ «Школа №101»
| УТВЕРЖДЕНЫ Педагогическим советом МБОУ (протокол от 30.08.2021 № ) |
| |
| |
Приложение №
к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «Школа №101»
Особенности оценки результатов деятельности учащихся
по учебному предмету МАТЕМАТИКА.
Разработано в соответствии
с пунктом 7 ст.12 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)( «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ( за исключением образовательных программ высшего образования…) разрабатывают образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.»)
с разделом Особенности оценки предметных результатов главы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) « Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
ОПИСАНИЕ.
1. Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
Планируемые результаты освоения учебных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы, которые систематизированы в кодификаторе требований к уровню подготовки для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ, разрабатываемому на основании планируемых результатов программы по математике и требования к результатам освоения образовательной программы ООО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
| Систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников | Этапы форми рования | Способы оценки (*) |
| Уметь выполнять вычисления и преобразования |
1 | Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой | 5-9 | Письменные работы |
2 | Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений | 5-6 | |
3 | Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами | 5-6 | |
4 | Изображать числа точками на координатной прямой | 5-6 | |
| Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
5 | Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования | 6-9 | |
6 | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями | 7-9 | |
7 | Выполнять разложение многочленов на множители | 8-9 | |
8 | Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений | 7-9 | |
9 | Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни | 8 | |
| Уметь решать уравнения , неравенства и их системы |
10 | Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы | 6-9 | |
11 | Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы | 8-9 | |
12 | Применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств | 7-9 | |
13 | Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи | 6-9 | |
| Уметь строить и читать графики функций |
14 | Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами | 6 | |
15 | Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу | 7-9 | |
16 | Определять свойства функции по её графику (промежутки возрастания, убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения) | 7-9 | |
17 | Строить графики изученных функций, описывать их свойства | 7-9 | |
18 | Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями | 9 | |
19 | Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов прогрессий | 9 | |
| Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
20 | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) | 7-9 | |
21 | Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи | 5-9 | |
22 | Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами | 9 | |
| Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события |
23 | Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках | 5-9 | |
24 | Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения | 9 | |
25 | Вычислять средние значения результатов измерений | 8-9 | |
26 | Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные | 8-9 | |
27 | Находить вероятности случайных событий в простейших случаях | 9 | |
| Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
28 | Решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов | 5-6 | |
29 | Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчёты по формулам, составлять несложные формулы , выражающие зависимости между величинами | 5-8 | |
30 | Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения и неравенства по условию задачи; Исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры | 6-9 | |
31 | Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей | 7-9 | |
32 | Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин | 5-9 | |
33 | Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках | 5-9 | |
34 | Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики | 9 | |
35 | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | 5-9 | |
(*) способы оценки планируемых результатов в силу специфики учебного предмета МАТЕМАТИКА – письменные работы, формы письменной работы ( самостоятельная, проверочная, диагностическая, тематическая, математический диктант и т. д.) в сочетании с устными опросами зависит от методики преподавания конкретного учителя в каждом конкретном классе , исходя из наличия материально-технической базы.
| планируемые результаты ( по элементно) | Этапы формирования | Способы оценки (**) |
| 1. Числа и вычисления | |
1 | Натуральные числа Десятичная система счисления. Римская нумерация | 5 | |
2 | Арифметические действия над натуральными числами | 5 | |
3 | Степень с натуральным показателем | | |
4 | Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители | 5 | |
5 | Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10 | 5 | |
6 | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное | 5 | |
7 | Деление с остатком | 5 | |
8 | Дроби. Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей. | 5 | |
9 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 5 | |
10 | Нахождение части от целого и целого по его части | 5 | |
11 | Десятичная дробь, сравнение десятичных дробей | 6 | |
12 | Арифметические действия с десятичными дробями | 6 | |
13 | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной | 6 | |
14 | Рациональные числа Целые числа | 6 | |
15 | Модуль (абсолютная величина) числа | 6 | |
16 | Сравнение рациональных чисел | 6 | |
17 | Арифметические действия с рациональными числами | 6 | |
18 | Степень с целым показателем | 7 | |
19 | Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий | 5-6 | |
20 | Действительные числа Квадратный корень из числа | 8 | |
21 | Корень третьей степени | 8 | |
22 | Нахождение приближенного значения корня | 8 | |
23 | Запись корней с помощью степени с дробным показателем | 9 | |
24 | Понятие об иррациональном числе | 8 | |
25 | Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби Сравнение действительных чисел Измерения, приближения, оценки | 6 | |
26 | Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости | 5 | |
27 | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире | 5-6 | |
28 | Представление зависимости между величинами в виде формул | 5-9 | |
29 | Проценты. Нахождение процента от величины и величины по её проценту | 6 | |
30 | Отношение, выражение отношения в процентах | 6 | |
31 | Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости | 6 | |
32 | Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя– степени десяти в записи числа | 5-6 | |
| 2. Алгебраические выражения Буквенные выражения (выражения с переменными) |
33 | Буквенные выражения . Числовое значение буквенного выражения | 7 | |
34 | Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения | 7-9 | |
35 | Подстановка выражений вместо переменных | 6-9 | |
36 | Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений | 7-8 | |
37 | Свойства степени с целым показателем | 7-8 | |
38 | Многочлен. Сложение, вычитание, умножение многочленов | 7 | |
39 | Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формула разности квадратов | 7 | |
40 | Разложение многочлена на множители | 7 | |
41 | Квадратный трехчлен . Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители | 7 | |
42 | Степень и корень многочлена с одной переменной | 8 | |
43 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | 7,5 | |
44 | Действия с алгебраическими дробями | 7-8 | |
45 | Рациональные выражения и их преобразования | 7-8 | |
46 | Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях | 8 | |
| 3. Уравнения и неравенства Уравнения |
47 | Уравнение с одной переменной, корень уравнения | 5-7 | |
48 | Линейное уравнение | 6-7 | |
49 | Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения | 8 | |
50 | Решение рациональных уравнений | 8-9 | |
51 | Примеры решения уравнений высших степеней. Решение уравнений методом замены переменной. Решение уравнений методом разложения на множители | 8-9 | |
52 | Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными | 8,9 | |
53 | Система уравнений; решение системы | 8-9 | |
54 | Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением | 8-9 | |
55 | Уравнение с несколькими переменными | 8-9 | |
56 | Решение простейших нелинейных систем | 8 | |
57 | Числовые неравенства и их свойства | 8 | |
58 | Неравенство с одной переменной. Решение неравенства | 8 | |
59 | Линейные неравенства с одной переменной | 8 | |
60 | Системы линейных неравенств | 8 | |
61 | Квадратные неравенства Текстовые задачи | 9 | |
62 | Решение текстовых задач арифметическим способом | 5-6 | |
63 | Решение текстовых задач алгебраическим способом | 6-9 | |
| 4. Числовые последовательности |
64 | Понятие последовательности Арифметическая и геометрическая прогрессии | 9 | |
65 | Арифметическая прогрессия. Формула общего члена арифметической прогрессии | 9 | |
66 | Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии | 9 | |
67 | Геометрическая прогрессия. Формула общего члена геометрической прогрессии | 9 | |
68 | Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии | 9 | |
69 | Сложные проценты | 6 | |
| 5. Функции. Числовые функции |
70 | Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции | 7-9 | |
71 | График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, чтение графиков функций | 7-9 | |
72 | Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы | 7-9 | |
73 | Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график | 7 | |
74 | Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов | 7 | |
75 | Функция, описывающая обратно пропорциональную зависимость, её график. Гипербола | 8 | |
76 | Квадратичная функция, её график. Парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии | 7-9 | |
77 | График функции y= x | 7 | |
78 | График функции y=x | 8 | |
79 | График функции y=x | 8 | |
80 | Использование графиков функций для решения уравнений и систем | 7-9 | |
| 6 Координаты на прямой и плоскости Координатная прямая |
81 | Изображение чисел точками координатной прямой | 5 | |
82 | Геометрический смысл модуля | 6 | |
83 | Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч | 8 | |
84 | Декартовы координаты на плоскости; координаты точки | 6 | |
85 | Координаты середины отрезка | 6, 9 | |
86 | Формула расстояния между двумя точками плоскости | 9 | |
87 | Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых | 7 | |
88 | Уравнение окружности | 9 | |
89 | Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем | 8-9 | |
90 | Графическая интерпретация неравенств с двумя переменными и их систем | 8 | |
| 7. Геометрия. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин |
91 | Начальные понятия геометрии | 5-7 | |
92 | Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства | 5-7 | |
93 | Прямая. Параллельность и перпендикулярность прямых | 7 | |
94 | Отрезок. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой | 7 | |
95 | Понятие о геометрическом месте точек | 7 | |
96 | Преобразования плоскости. Движения. Симметрия | 8 | |
97 | Треугольник Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот или их продолжений | 7-8 | |
98 | Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника | 7 | |
99 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора | 7-8 | |
100 | Признаки равенства треугольников | 7 | |
101 | Неравенство треугольника | 7 | |
102 | Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника | 7 | |
103 | Зависимость между величинами сторон и углов треугольника | 7 | |
104 | Теорема Фалеса | 7 | |
105 | Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников | 8 | |
106 | Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180 | 8-9 | |
107 | Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов | 8-9 | |
108 | Многоугольники Параллелограмм, его свойства и признаки | 8 | |
109 | Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки | 8 | |
110 | Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция | 8 | |
111 | Сумма углов выпуклого многоугольника | 8 | |
112 | Правильные многоугольники | 8 | |
113 | Окружность и круг Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла | 8 | |
114 | Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей | 8 | |
115 | Касательная и секущая к окружности; равенство отрезков касательных, проведённых из одной точки | 8 | |
116 | Окружность, вписанная в треугольник | 8 | |
117 | Окружность, описанная около треугольника | 8 | |
118 | Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника Измерение геометрических величин | 8 | |
119 | Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. | 7-8 | |
120 | Расстояние от точки до прямой | 7-9 | |
121 | Длина окружности | 9 | |
122 | Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности | 9 | |
123 | Площадь и её свойства. Площадь прямоугольника | 9 | |
124 | Площадь параллелограмма | 9 | |
125 | Площадь трапеции | 9 | |
126 | Площадь треугольника | 9 | |
127 | Площадь круга, площадь сектора | 9 | |
128 | Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, шара | 5-9 | |
129 | Векторы на плоскости Вектор, длина (модуль) вектора | 9 | |
130 | Равенство векторов | 9 | |
131 | Операции над векторами (сумма векторов, умножение вектора на число) | 9 | |
132 | Угол между векторами | 9 | |
133 | Коллинеарные векторы, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 9 | |
134 | Координаты вектора | 9 | |
135 | Скалярное произведение векторов | 9 | |
| 8. Статистика и теория вероятностей Описательная статистика |
136 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | 6-9 | |
137 | Средние результатов измерений | 8 | |
138 | Вероятность Частота события, вероятность | 9 | |
139 | Равновозможные события и подсчёт их вероятности | 9 | |
140 | Представление о геометрической вероятности | 9 | |
141 | Комбинаторика Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное Правило умножения | 9 | |
(**) способы оценки планируемых результатов в силу специфики учебного предмета МАТЕМАТИКА – сочетание письменных работ, формы письменной работы ( самостоятельная, проверочная, диагностическая, тематическая, математический диктант и т. д.) с устными опросами зависит от методики преподавания конкретного учителя в каждом конкретном классе, исходя из наличия материально-технической базы
.Основные правила оценки планируемых результатов.
Проверка и оценка знаний учащихся является основной формой педагогического контроля за учебной деятельностью школьников. При проверке и оценке происходит закрепление, уточнение и осмысление знаний учащихся, стимулирование их к регулярным занятиям.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой по соответствующему предмету (математике, алгебре, геометрии).
При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Целью оценки является не только выявление умений учащихся решать те или иные конкретные уравнения, неравенства и т.п., но и выявление уровня сформированности метапредметных умений.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся на уроках математики являются письменные работы, а также устный ответ по теории ( коллоквиум, зачет)
Письменные работы позволяют в основном выявить уровень предметных знаний учащихся, в то время, как устный опрос и «система зачетов» дает возможность, в том числе, выявить уровень надпредметных учебных умений. Отсюда вытекает необходимость сбалансированности указанных форм проверки учебных достижений учащихся.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок:
1 (плохо),
2 (неудовлетворительно),
3 (удовлетворительно),
4 (хорошо),
5 (отлично).
О письменных работах и их оценке учащихся
По математике проводятся текущие и итоговые письменные работы ( проверочные, тематические, диагностические и т.д).
Текущие тематические работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих тематических работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые проверочные работы проводятся:
-после изучения наиболее значимых тем программы,
-в конце учебной четверти,
-в конце полугодия,
-в конце года.
Необходимость проведения итоговых работ определяется учителем исходя из объективных обстоятельств.
При планировании контрольных работ в каждом классе предусматривается равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных проверочных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить проверочные работы в первый день четверти, в первый день после праздника.
Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.
В соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора ( письмо от 06 августа №СК-228/03 и 01-169/08-01) объем учебного времени, отводимого на проверочные работы ( не менее 30 минут) не должны превышать 10 % от всего учебного времени, то есть,
В 10 % объем количества проверочных работ включаются работы различных уровней ( федеральные, региональные, административные..)
Периодичность проверочных работ продолжительностью не менее 30 минут - не менее чем через 2,5 недели .
В оформлении записей решения примеров и задач учащимся предоставляется определенная свобода в выражении своих мыслей. Жесткая регламентация типа «пояснения должны быть только такими!», «располагаться только так!» ограничивает мышление учащихся. Учитель показывает учащимся различные формы записи, например, решения задачи и предлагает школьникам при выполнении домашней работы самим выбирать тот или иной способ оформления решения. (НО - предоставление неограниченной свободы делает записи сумбурными, бессистемными, при проверке затрудняет понимание хода мыслей учащихся, а главное - причину его ошибок.)
Порядок проверки письменных работ учителем.
Письменные работы (стартовая диагностика, проверочные, тематические и т.д.) по математике выполняются в тетрадях или на листах, проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку.
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
учитель либо подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик, либо показывает правильное решение;
подчеркивание ошибок производится учителем пастой любого цвета или карандашами;
после анализа ошибок в установленном порядке выставляется отметка за работу.
Все работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы на первом уроке изучения темы также оцениваются. Отметки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
Самостоятельные работы по усвоению материала в ходе выполнения домашней работы оцениваются и все отметки выставляются в журнал.
При оценке письменных работ учащихся учитель руководствуется соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников.
После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Изучение каждой темы заканчивается подведением итогов и выявлением уровня ее усвоения, который может происходить или в виде письменной проверочной (тематической, диагностической) работы или в виде зачета по данной теме (зачет может быть комбинированным). Отсюда минимально возможное количество тематических работ (зачетов) должно быть не меньше, чем учебных тем. Если на изучение темы отводится большое количество часов, то учитель может увеличить количество проверочных работ. Количество работ, проводимых в конкретном классе, определяется учителем, исходя из конкретных условий.
Оценка письменных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена верно и полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
решение не содержит неверных математических утверждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4»ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
выполнено без недочетов не менее ¾ заданий.
Отметка «3»ставится, если:
допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2»ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
правильно выполнено менее половины работы
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
Ошибка–это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.
К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств и алгоритмов, неумение их применять, например, потеря корня или сохранение постороннего корня в ответе, неумение строить и читать графики функций в объеме программных требований и т.п.; а также ычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи.
Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным.
К недочетам относятся описки, недостаточность или отсутствие необходимых пояснений, небрежное выполнение чертежа (если чертеж является необходимым элементом решения задачи), орфографические ошибки при написании математических терминов и т.п.
Встречающиеся в работе зачеркивания и исправления, свидетельствующие о поиске учащимся верного решения не должны считаться недочетами и вести к снижению отметки, равно как и «неудачное», по мнению учителя, расположение записей и чертежей при выполнении того или иного задания. К недочетам не относится также и не рациональный способ решения тех или иных задач, если отсутствуют специальные указания (требования) о том, каким образом или способом должно быть выполнено это задание.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной.
При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах —как недочет.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются логической последовательностью.
Решение задачи считается безупречным, если решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно записано решение.
Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.
2. Уделять внимание на каждом уроке формированию метапредметных умений и навыков, в том числе умению анализировать, сравнивать, сопоставлять, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
Учить школьников работать с книгой, справочной литературой («найдите в параграфе ...», «что означает это слово...», «о чем идет речь в данном абзаце...», «что должен содержать ответ на поставленный вопрос...» и т.п.). Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами. Следить, за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
3. Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении новых терминов -слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.
4. Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся.
5. Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся
Оценка устных ответов учащихся по математике ( устный зачет, доказательство теорем, изложение теоретического материала, решение заданий на повторение)
При проведении устного опроса учитель выявляет знание и понимание учащимся учебного материала. Главное в этой проверке - выяснение уровня мышления школьника: насколько он понимает и умеет обосновать свое решение, насколько его знания осмысленные, владеет ли он устной речью, в том числе математической и т.п.
При проведении устного опроса можно придерживаться следующих рекомендаций:
вопросы должны быть корректными, не допускающими двусмысленность;
учащемуся должны быть сообщены критерии верного ответа (решить с объяснением, воспроизвести правило, использованное при решении и т.п.) и нормы оценки;
во время ответа не следует перебивать учащегося, выслушать до конца и, при наличии ошибок, наводящими вопросами дать возможность самому их исправить.
Ответ оценивается отметкой «5»,если учащийся:
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один –два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»ставится в следующих случаях:
не полно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
2 Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры).
Проверка планируемых результатов проводится регулярно на уроках в течение всего учебного года в соответствии с программой реализации освоения программного материала и методикой преподавания каждого учителя по учебному предмету.
Процедура контроля знаний и умений учащихся связана с оценкой и отметкой.
Оценка–это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное (числовое) выражение.
Отметка - это не вид поощрения или наказания учащегося. Это информация, выраженная в числовой (наиболее удобной) форме об уровне знаний и умений школьника по данной теме (разделу) на момент проверки (осуществления контроля).
Отметка выставляется не за «работу» на уроке, поскольку оценивается не «активность» учащегося во время работы, а уровень знаний, которые показал учащийся в процессе этой работы. Проявление активности учащегося, попытки и стремление участвовать в работе должны всячески поощряться и стимулироваться, но для этого существуют другие педагогические приемы.
Искаженная (неверная) информация об уровне знаний не позволит учащемуся (и его родителям) сделать необходимые выводы и в конечном итоге наносит значительный вред школьнику.
Учитель имеет право применять различные способы оценивания в ходе текущего контроля знаний, которые зависят от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке.
Личностный способ оценивания - действия, производимые учеником в настоящем, сравниваются с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом.
Нормативный способ - сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий.
Сопоставительный способ - оценивания происходит в сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.
При подведении итогов изучения темы, итогов четверти , года учитель использует НОРМАТИВНЫЙ способ оценивания.
При выставлении четвертной, полугодовой, годовой отметки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
В тоже время следует иметь в виду, что итоговая отметка по математике не выводится как среднее арифметическое полученных учащимся отметок за весь период обучения (это связано со спецификой предмета «математика»). Прежде всего, она отражает степень продвижения школьника в рамках учебного предмета и отвечает на вопрос: соответствуют ли итоговые знания учащегося по данной теме (разделу) отметке «5» («4»; «3»; «2»; «1»).
Наличие текущей неудовлетворительной отметки не является причиной, препятствующей выставлению итоговой отметки «5», если у учителя есть основание считать, что данная тема или раздел полностью усвоены учащимся.
Наличие в трех четвертях отметки «3» «4», «5») не дает гарантию получения годовой отметки «3»,( «4», «5») , если ученик в четвертой четверти демонстрирует отсутствие результатов по усвоению программного материала за данный учебный год и поддержка, оказанная ему на протяжении трех четвертей (« отметка в кредит») не способствовала положительной динамики учебных достижений.
График контрольных мероприятий.
Исходя из прав, предоставленных учителю статьей 47 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) ( ФЗ «Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);»)),
специфики предмета математики, разнообразия методик преподавания учителей, своеобразности классных ученических коллективов составить единый график контрольных мероприятий не предоставляется возможным, как и график контрольных работ одного учителя ( образовательный процесс – это не мертвое и застывшее действо, а процесс, реагирующий на события, происходящие в классе , школе и стране…)
Единые формы контроля
| формы контроля | период | сроки |
1 | Стартовая диагностика | первый урок учебного года | сентябрь |
2 | Диагностическая работа по выявлению динамики достижений учащихся в сравнении со стартовой диагностикой | середина второй четверти | декабрь |
3 | Итоговая диагностическая работа, которая на следующий учебный год становится стартовой | в конце учебного года | май |
| Административный контроль | – по плану Администрации МБОУ «Школа №101» | |
СОГЛАСОВАНО МО учителей математики (протокол от 30 08.2021 №1) | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР |