Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки к решению логических задач в конкурсе кенгуру в начальной школе»
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В КОНКУРСЕ КЕНГУРУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются основные особенности подготовки учеников к решению логических задач в математическом конкурсе «Кенгуру».
Логическая задача, кенгуру.
Во все времена решению задач в начальном курсе математики уделялось огромное внимание и значительное учебное и внеучебное время. Преобладают такие задачи, которые называют арифметическими, текстовыми, сюжетными.
Эти задачи сформулированы на естественном языке; в них обычно описывается количественная сторона каких-то явлений, событий; они представляют собой задачи на разыскание искомого и сводятся к вычислению неизвестного значения некоторой величины.
Значительный развивающий потенциал содержится и при обучении младших школьников решению логических задач. Именно логические задачи, решение которых развивает логическое мышление, способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. С этими задачами ребенок сталкивается не только в школе на уроках математики, но и на других учебных предметах; даже в жизни, ребенку приходится сталкиваться с ситуациями, требующими логического решения, умозаключения. У ребенка активизируются психические процессы деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Процесс решения логических задач положительно влияет на формирование познавательных интересов, умственной деятельности, содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность.
Лихтарников Л.М. в своем сборнике «Занимательные логические задачи» выделяет следующую классификацию логических задач для учащихся начальных классов:
1. Ряд логических задач предусматривает переправу через реку с одного берега на другой. При этом обычно трудности переправы связаны с недостатком плавательных средств (одна лодка) и с количеством и особенностями пассажиров.
Задача № 1.3. Трое туристов должны перебраться с одного берега реки на другой. В их распоряжении старая лодка, которая может выдержать нагрузку всего в 100 кг. Вес одного из туристов 45 кг, второго – 50 кг, третьего – 80 кг. Как должны они действовать, чтобы перебраться на другой берег?
2. Задачи такого типа как «Задачи о лгунах» определяются по принципу: имеется одно, два или три множества людей. Представители одного из множеств говорят только правду, представители другого – ложь, а представители третьего множества могут говорить как правду, так и ложь.
3. К типу задач «Сообрази и посчитай» относят логические задачи, в которых приходится найти цепочку логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью простых арифметических вычислений дать ответы на вопросы задачи. Однако некоторые задачи можно решить и алгебраическим способом.
4. Задачи на нахождение числа элементов в объединении и разности конечных множеств. В логических задачах данного типа рассматривается, как правило, два или более конечных множеств, и требуется определить число элементов в объединении (разности) этих множеств. Эти задачи решаются либо с помощью формулы подсчета числа элементов в объединении двух или более множеств, либо с помощью кругов Эйлера. Последний способ используется при решении таких задач с учащимися начальных классов.
Из 32 школьников 12 занимаются в волейбольной секции, 15 – в баскетбольной, 8 человек занимаются и в той, и в другой секции. Сколько школьников не занимаются ни в волейбольной, ни в баскетбольной секции?
Учитель начальных классов – Кукорова Наталья Игоревна