СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подготовки педагога к развитию эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексики, которая является критерием определения способности мышления и интеллекта личности, а слово, будучи единицей речи, представляет собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира.  

Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки педагога к развитию эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»

Особенности подготовки педагога к развитию эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексики, которая является критерием определения способности мышления и интеллекта личности, а слово, будучи единицей речи, представляет собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира.

Лексическая система ребенка с экспрессивно-стилистической точки зрения может быть представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, В.К. Харченко, М.А. Ященко), нейропсихологи (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), психологи (И. Брезертон, Д. Бигли, М.И. Лисина) отмечают раннее возникновение слов эмоциональной оценки в речи детей. Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).

Обращение многих педагогов, психологов к изучению проблемы значимости эмоциональной лексики в развитии речи детей обусловлено тем, что речь является специфическим единством смыслового и чувственного (эмоционального) содержания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, Н.С. Ежкова и др.). Эмоционально-выразительная функция включается в речь человека, перестраивается, входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в развитии речи человека значительную роль, проявляясь в ритме, паузах, интонациях, модуляциях голоса и других выразительных, экспрессивных моментах. Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем больше она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние.

Следует отметить, что данная проблема актуальна и в аспекте профессиональной переподготовки педагогических кадров, так как овладение педагогами ДОУ теоретическим и практическим знанием, умениями планирования, организации образовательного процесса по развитию речи детей, и в частности, эмоциональной лексики будет способствовать совершенствованию профессионально-педагогического мастерства педагогов. Так, например, в период курсовой подготовки, педагоги ДОУ, изучая учебную дисциплину, «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», рассматривают: сущность речемыслительного процесса и лексикона, как одной из сторон речевой организации; основные направления и подходы в исследованиях по проблеме развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста (научные работы: А.Д. Палкина, Т.Л. Ионовой, И.Ю. Кондратенко и др.); психологические особенности развития лексического запаса и эмоциональной лексики дошкольников (исследования: Л.С. Выготского, А.И. Захарова, А.В. Запорожца, О.С.Никольской, Н.И. Непомнящей и др.).

В процессе изучения курса педагоги ДОУ рассматривают содержание понятия «эмоциональная лексика». Опираясь на исследования: Е.М.Галкиной-Федорук, К.В. Горшковой, Н.М. Шанского, Д.Н. Шмелева) эмоциональная лексика должна выражать чувства, настроения, переживания человека; для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификации данной лексики. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить: слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т.е. лексически; слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств. В русском языке выделяется фонд слов с устойчивой эмоционально-экспрессивной окраской, причем оттенки этой окраски чрезвычайно многообразны и обусловлены тем или иным отношением к называемому явлению: ироническое, неодобрительное, презрительное, ласкательное, торжественно-приподнятое и др. Эмоциональная окраска у слова возникает в результате того, что само его значение содержит элемент оценки, функция чисто номинативная осложняется здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению, а следовательно экспрессивностью, обычно через эмоциональность.

Следует отметить, что логическим продолжением лекций являются практические занятия. Их цель – выработка профессиональных педагогических умений. Тематика практических занятий связана с рассмотрением в учебном процессе наиболее сложных для педагогов тем и обсуждением отдельных вопросов и тем, предложенных для самостоятельного изучения. Содержанием практических занятий являются теоретические и практические вопросы, задания творческого характера, направленные на формирование категориального аппарата по изучаемой проблеме, развитие умений подбирать и применять на практике задания, упражнения по развитию эмоциональной лексики дошкольников. В ходе практических занятий педагогами ДОУ осуществляется подбор методик изучения развития эмоциональной лексики у детей; проводится сравнительное изучение особенностей эмоциональной и нейтральной лексики у дошкольников; определяется частота употребления и коэффициент разнообразия эмоциональной лексики в самостоятельной устной речи детей; дается описание типологии ошибок эмоциональной лексики, выявленных у дошкольников; рассматриваются представления детей об эмоциональных состояниях посредством использования различных видов графических опор, мимических средств, интонационной выразительности речи в соответствии с эмоционально-смысловым содержанием высказывания. Особого внимания на практических занятиях заслуживает разработка и анализ собственных программ педагогов ДОУ по развитию эмоциональной лексики дошкольников. Такие программы включают: комплекс упражнений и заданий, направленных на развитие: паралингвистических средств общения; интонационной стороны речи; эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны; эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований (научные работы: М.М. Алексеевой, Ж.В. Антиповой, И.Ю. Кондратенко, Т.Д. Барминковой, В.А. Гончаровой и др.).

Рассмотрим подробнее содержание данного комплекса упражнений и заданий. Так, например, в процессе развития паралингвистических средств общения у дошкольников, педагоги ДОУ применяли упражнения по: обучению детей различать эмоции по схематическим изображениям; формированию умений передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развитию способности понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых приемов.

По развитию интонационной стороны речи педагоги ДОУ использовали специальные упражнения на воспроизведение ритма речи. С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи, педагоги ДОУ применяли следующие игры: «Какое настроение у ежика»; «Какая маска говорит?» и др. На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи применяется комплекс специальных приемов: отработка интонации на материале эмоциональных междометий: 1) выражающих радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай-ай. О! Вот это да! 2) междометий, выражающие удивление, например: Ой! Ух, ты! Ах! и др. Эта работа может проводиться на материале стихотворений. Педагог читает стихотворения, а дошкольники проговаривают только междометия с нужной интонацией.

Кроме этого, педагоги ДОУ применяли упражнения: по расширению словарного запаса в области эмоциональной лексики; формированию синонимических и антонимических отношений; развитию самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Овладение синонимическими и антонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. Педагоги предлагают детям придумать небольшие истории по сюжетным картинкам, на которых изображены сказочные персонажи. Сначала дети определяют эмоциональные состояния сказочных героев, а затем составляют небольшие рассказы по сюжетным картинкам. В целях повышения продуктивности усвоения вербального материала педагогами использовались фотографии, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы и др.


Список литературы:

1. Ежкова, Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента [Текст] / Н.С. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 65-70.

2. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве [Текст] / О.С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2006. – № 3. – С. 22-24.

3. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в раннем возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 325с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!