Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра дефектологии и специальной психологии
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Работу выполнила:
студентка 3 курса ЗФО
Власенко Анастасия Андреевна,
Научный руководитель:
Власенко Валерия Сергеевна
Краснодар 2022
- Цель исследования: изучить характеристики вербальных и образных представлений об окружающем мире младшими школьниками с нарушениями интеллектуального развития и разработать методику, направленную на коррекцию этих представлений.
- Объект исследования: представления о природе у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
- Предмет исследования : особенности формирования представлений о природе у младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
2) Охарактеризовать детей младшего школьного возраста в норме развития;
3) Описать особенности представлений о природе у младших школьников с умственной отсталостью;
4) Проанализировать основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире;
5) Провести экспериментальное изучение особенностей представления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Теоретический анализ особенностей представления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста в норме и с умственной отсталостью
В теоретической части изучены:
1.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста в норме развития
2.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
3.Особенности представлений о природе у младших школьников с умственной отсталостью
Выводы по первой главе
Изучив состояние представлений умственно отсталыми школьниками о природе, делаем вывод о том, что среди проблем в освоении информации о живой природе допускается выделение следующих особенностей :
- Учащиеся с большими усилиями дают характеристику живым организмам.
- С большим трудом различают признаки по функциональности, не в состоянии дать полноценную характеристику.
- Имеют возможность охарактеризовать то или иное явление или организм только по форме, размеру или его цвету.
- Нет принципа последовательного описания.
- С трудом представляют органы, которые не подчиняются определённому чувственному осмыслению.
- Не выделяют сильно выраженные отличительные черты живых организмов.
Изучение особенностей представления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В практической части представлены:
1. Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста об окружающем мире
2. Экспериментальное изучение особенностей представления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
3. Программа по развитию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Методика ДОМ «Детский образ мира» А.Н.Косымовой
При проведении данной диагностики выделяется два этапа:
1 этап: Полустандартизированное диагностическое интервью, которое заключается в создании изображения по имеющейся картинке.
Ребёнка просили ответить на следующие вопросы:
Расскажи, что изображено на этой картине?
Где бы ты хотел оказаться на этой картине? Почему?
Где бы ты не хотел оказаться? Почему?
Как можно назвать данную картину?
Методика “ДОМ” Детский образ мира А.Н.Косымовой
Методика «Построение картины МИР»
Методика Кузнецовой Т. Ф.
1.Исследование представлений «Природа и явления природы».
2.Исследование представлений «Времена года»
3. Исследование представлений «Дикие и домашние животные»
Критерии оценки
1баллов. Никаких дополнительных дорисовок.
1 балл. Недостаток дорисовки (одна линия указывает на дорогу, тропинку, гору, землю).
2 балла. Рисование травы, облаков, или других недостающих элементов (любое животное, включая элементы изображения методики ДОМ, не включенные в набор фигур).
3 балла. Рисование более трех объектов, в том числе дорог функционального значения. (Изображение песочницы, ракушек, ворот, вокзала, дома и.т.п.).
Методика “Построение мира”
Программа по развитию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
В результате обучения по программе ребенок получит возможность научиться:
В результате обучения по программе будут у ребенка:
1. Садиться за стол по устной инструкции педагога; 2. Выполнять определенные движения и задания в соответствии с инструкцией взрослого;
3. По словесной инструкции перемещать различные предметы по горизонтальной плоскости; 4. Определять верхний и нижний край листа, его правую и левую стороны, находить середину плоскости.
Сформированы элементарные представления о - собственном теле; - взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу);
5. Ориентироваться в схеме собственного тела, т.е. определять основные части тела, понимать их расположение; 6. Ориентироваться в пространственных направлениях, как верх – низ, спереди – сзади, право – лево, дальше – ближе; 7.Употреблять предлоги и понятия «над – под», «между», «ближе – дальше», «лево – право» в речи относительно частей своего;
Вывод:
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что такие дети могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Следовательно, необходима коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями развития по формированию представлений об окружающем мире, так как это оказывает существенное влияние на их дальнейшую социальную жизнь.