СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект « Особенности применения проблемного обучения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

редагогический  проект

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект « Особенности применения проблемного обучения в начальной школе»»



Педагогический проект.

Учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 109» г.Перми

Зерниной Любови Николаевны

ТЕМА: « ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Введение.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в учебное заведение, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Процесс учения как творческий процесс включает в себя, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей учащихся и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Актуальность данной проблемы связана с необходимостью формирования познавательной самостоятельности учащихся, развития их логического, рационального, критического и творческого мышления, и познавательных способностей.

Реализация технологии проблемного обучения в школе является настоятельной потребностью современности, поскольку реалии сегодняшнего дня все больше требуют от человека умения решать проблемы, самостоятельно осуществлять выбор в сложившейся ситуации.

Цель исследования – раскрыть теоретические положения, особенности использования технологии проблемного обучения в педагогическом процессе.

Объект исследования – технология проблемного обучения.

Предмет исследования – методы, формы организации проблемного обучения в начальной школе.

Гипотеза исследования: использование проблемных заданий и вопросов оказывает позитивное влияние на эффективность обучения и развитие познавательных способностей младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать функции, признаки и виды проблемного обучения.

3. Выявить особенности организации проблемного обучения.

Актуальность темы.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

 Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. 

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

История возникновения технологии проблемного обучения.

В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи. Он утверждает, что в основе способности, учащихся решать проблемы лежит их природный ум. Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.

Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направления развития ученика.

В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. XX в. Так, виднейшие дидакты М.А. Данилов В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:

– вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения и понятия;

– эпизодически знакомить учащихся с методами науки:

– развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.

С начала 60-х годов в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественно научным и гуманитарным дисциплинам.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой    проблемных ситуаций.

Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического, творческого мышления и познавательных способностей. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения. Средством создания проблемной ситуации может явиться проблемная задача, формализованная в текстовых данных.

Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную в ее формулировке (устной или письменной), ориентирована на потребности и возможности субъекта.

Проблема – противоречие – единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком.

Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Для ответа на вопросы: «Что включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные компоненты?» – важно представить себе психологическую структуру проблемной ситуации, и, конечно, ее дидактические возможности и условия применения в обучении.

Наиболее четко и последовательно компоненты проблемной ситуации разработаны психологом A.M. Матюшкиным. В психологической структуре проблемной ситуации он выделяет следующие три компонента:

– неизвестное достигаемое знание или способ действия;

– познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;

– интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Компоненты психологической структуры проблемной ситуации характеризуют и внутренние условия мышления. В силу этого проблемная ситуация возникает только при наличии определенных внутренних условий мышления. Это положение имеет важное значение для педагога. Зная внутренние условия мышления и способствуя их созданию с помощью проблемной ситуации, он может активизировать мыслительную деятельность обучаемых, управлять ею. Как видно, проблемная ситуация по своей психологической структуре, как и мышление, представляет собой довольно сложное явление и включает в себя не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную (потребности, возможности субъекта) сферу. Исходя из этого, A.M. Матюшкин определяет проблемную ситуацию как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующегося таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Пути реализации технологии проблемного обучения в начальной школе.

Практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

 Работая по вариативным курсам традиционной системы, стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий выделила следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

 Предпочтение отдаю  технологии проблемного обучения.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

 Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. [6].

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся







ЗНАНИЕ

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»


II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи


III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез


IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.


V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти.

Для этого используются следующие варианты: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель; осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Из урока.

Широко использую метод сравнения. Сравнение помогает глубже понять предметы и явления. С помощью сравнения устанавливается  сходство и различие предметов и явлений по определенным признакам. Приведу пример из практики.

Тема урока: «Измерение площади»

Цель – познакомить детей со способом измерения и сравнения площадей с помощью мерок.

Ориентируясь на ранее полученные знания, создаю на уроке проблемную ситуацию, результатом которой явится поиск нового способа действия.

Для этой цели заранее подготовила две демонстрационные фигуры (квадрат и прямоугольник) разного цвета, разделенные на квадраты с обратной стороны .

 Предлагаю детям сравнить площади этих фигур. Использование способа наложения одной фигуры на другую не позволяет выполнить задание, так как никакая фигура не помещается полностью в другой. Нужно искать новый способ сравнения площадей. Если попытки и предложения детей безуспешны,  поворачиваю  фигуры другой стороной, на которой обозначены квадраты.

Вывод о том, что площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника, не вызывает сомнений у детей после того, как они посчитали число квадратов в каждой фигуре. (Одна фигура составлена из 8 квадратов, другая из 9).

Вывод : для сравнения площадей использована мерка (квадрат).


Структура работы над проблемной ситуацией на уроке.

  • Создание проблемной ситуации.

В основе проблемных ситуаций с затруднением лежит одно противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.

Например, урок математики в 1 классе Тема: «Скобки»

- Посмотрите на доску.

9 – 4 + 3 = 8 3 + 5 – 4 = 4 9 – 4 + 3 = 2

- Что можете сказать о выражениях?

- Можно ли сразу, не считая, сказать, что хотя бы одно выражение решено неверно? Почему?


Русский язык, 3 класс. Тема «Правописание непроизносимой согласной в корне слова»
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

II. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы урока и его задачи. После создания проблемной ситуации учитель разворачивает побуждающий диалог. А в диалоге говорят две стороны. В ответ на стимулирующую реплику учителя школьники предлагают свои формулировки учебной проблемы.

Например, урок математики. Тема урока: «Правило проверки решения уравнения»

- За 5 секунд (время недостаточно) найдите правильно решенное уравнение:

40 + Х = 200 Х = 200 + 40 Х = 240

40 + Х = 200 Х = 200 – 40 Х = 160

40 + Х = 200 Х = 200 – 40 Х = 150


- Почему сразу не можем ответить?

- Попробуйте назвать тему урока.


III. Поиск решения.

Суть этого этапа: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Но организовать открытие можно по – разному: пустить класс путем проб и ошибок, когда педагог добивается, чтобы ребята выдвигали и проверяли свои гипотезы, а может без всяких гипотез подвести учеников к новому знанию.

Урок русского языка, 2 класс. Тема «Антонимы».

На этом этапе дети работают в парах. Они получают алгоритм для работы.

1. Прочитать текст.

2. Найти или подобрать антонимы.

3. Применить определение (правило).

4. Сделать вывод.

Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.


IV. Выражение решения.

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

Например, урок русского языка, 2 класс. Тема «Изменение формы слова»

Ученики анализируют в группе слова, среди которых есть родственные слова и формы слова, нужно развить их на группы и составить модель, которой могли бы пользоваться.

Условия повышения эффективности проблемного обучения.

V. Реализация продукта - представление продукта учителю и классу.


Рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ


УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

1.Постановка    проблемы

Материал для выдвижения гипотез

(работа в группе)

Решите пример 56 х 21 = …

Разбиваются по группам, начинают работу.

2. Поиск решения

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?


Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

3. Реализация продукта

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.



Представляют две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)


Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из двух способов верный?

?


Подсказка к плану.

-Чем пользуются взрослые, чтобы быстро и правильно посчитать?

Можно проверить на калькуляторе!



-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).


Вывод

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)


Учебник

-Сравните свой вывод с учебником.

-Все верно.

4. Выражение решения

Создание модели

Словесной или знаковой






Сочетание проблемного обучения с информационными технологиями позволяет не только использовать разнообразные виды учебной деятельности, способствующие развитию основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи, но и учитывать индивидуальные особенности учащихся, а также повысить мотивацию учения.

Заключение

В данной работе мы изучили теоритические основы технологии проблемного обучения. В процессе исследования мы выявили, что проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые они активно усваивают новые знания. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.

Также мы рассмотрели применение на практике технологии проблемного обучения на основе педагогического опыта учителей начальных классов. Пришли к выводу, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формированиямировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критическою, творческого, диалектического мышления. Проблемное обучение – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико –теоретического и интуитивного мышления.

С развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Список литературы

1. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань: Изд-во КГУ, 1967. 168 с.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.

3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

4. Педагогические технологии / Под общей ред. B.C. Кукушина. – Ростов–на–Дону: «МарТ», 2004. – 336с.

5. Серебренникова, Т.Н. Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения (2-й класс) // Начальная школа плюс до и после. – 2004.№ 7. - С.78-80.