СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности проектной деятельности на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности проектной деятельности на уроках русского языка»

Особенности проектной деятельности на уроках русского языка

Представление.

Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь.

гласит Китайская пословица

Она как нельзя лучше характеризует тему моей работы:

Особенности проектной работы на уроках русского языка

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности.

Раскроем понятие проекта и проектной деятельности.

Проект (от латинского projectus — брошенный вперёд) – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

В соответствии с ФГОС в рамках проектной деятельности происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, составляющих основу умения учиться — это освоение учениками универсальных учебных действий: совокупности способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, формирование умений.

Среди ключевых компетентностей учащихся можно выделить информационную, коммуникативную и компетентности решения проблем.

В процессе проектной деятельности у детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

  • Рефлексивные умения

  • Поисково-исследовательские - самостоятельно находить информацию

  • Оценочные умения

  • Умения работы в сотрудничестве, и навыки партнерского общения;

  • Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность

  • Коммуникативные умения: вступать в диалоги, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, проводить устный опрос

  • Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы

Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования.

Отличительные особенности проектной деятельности:

  • направленность на достижение конкретных целей;

  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  • ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;

  • неповторимость и уникальность (в определенной степени).

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

В процессе проектной деятельности учитель становится педагогом широкого профиля, выступает в различных ролях:

  • Энтузиаста (повышает мотивацию, поддерживая, поощряя и направляя детей по пути достижения целей)

  • Специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях)

  • Консультанта (организует доступ к информационным ресурсам)

  • Руководителя (особенно в вопросах планирования времени, координатора всего группового процесса)

  • Эксперта (даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта)

Суть метода проектов:

Стимулирование интереса учащихся к определённой проблеме, предполагающее владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающее решение этой проблемы, умение практически применить полученные знания.

Проектный метод направлен на:

  • развитие критического мышления;

  • развитие творческого мышления;

  • умения работать с информацией;

  • работать в коллективе;

  • владеть культурой коммуникации.

Таким образом, проект – это пять «П»

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация (представление продукта).

Остановимся на вопросе классификации проектов:

  1. По целям и задачам.

а) Практико - ориентированный проект

направлен на социальные интересы самих участников процесса

или внешнего заказчика.

б) Исследовательский проект

По структуре напоминает подлинно научное исследование.

  • постановка проблемы;

  • формулировка гипотезы;

  • планирование действий;

  • сбор данных, анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;

  • подготовка и написание обобщений;

  • защита, презентация проекта.

в) Информационный проект

направлен на сбор информации о каком либо объекте (явлении)

г) Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

2 . По предметно – содержательной области

а) Монопроекты

проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информации из других областей знаний.

б) Межпредметные проекты

Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

3. По характеру контактов между участниками

а) Внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межригиональные;

д) международные.

4. По продолжительности

а) мини- проекты

б) краткосрочные проекты

в) недельные проекты

г) годичные проекты

Приёмы и методы проектной работы

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. (Савинков А.И.)

Ме́тод прое́ктов —

это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Формы проекта:

презентации, статьи, видеофильм, газета, выставка, репортаж, интервью, картина, костюм, макет, оформление кабинета, спектакль, справочник, сценарий, презентация, публикация, рассказ, праздник, статья, доклад, альбом, учебное пособие, урок и т.д.

По русскому языку в программе УМК «Школа России» В. Н. Канакиной и В. Г. Горецкого рассматриваются следующие темы (см презентацию)

Я хотела бы с вами провести проектную работу (см приложение)

Просмотр проектов учащихся, презентаций

Для учащегося учебный проект дает возможность выполнить работу самостоятельно или в группе, максимально использовать свои возможности, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать достигнутый результат.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!