Особенности проектной деятельности на уроках русского языка
Представление.
Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь.
гласит Китайская пословица
Она как нельзя лучше характеризует тему моей работы:
Особенности проектной работы на уроках русского языка
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности.
Раскроем понятие проекта и проектной деятельности.
Проект (от латинского projectus — брошенный вперёд) – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
В соответствии с ФГОС в рамках проектной деятельности происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, составляющих основу умения учиться — это освоение учениками универсальных учебных действий: совокупности способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, формирование умений.
Среди ключевых компетентностей учащихся можно выделить информационную, коммуникативную и компетентности решения проблем.
В процессе проектной деятельности у детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:
Рефлексивные умения
Поисково-исследовательские - самостоятельно находить информацию
Оценочные умения
Умения работы в сотрудничестве, и навыки партнерского общения;
Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность
Коммуникативные умения: вступать в диалоги, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, проводить устный опрос
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы
Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования.
Отличительные особенности проектной деятельности:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
неповторимость и уникальность (в определенной степени).
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
В процессе проектной деятельности учитель становится педагогом широкого профиля, выступает в различных ролях:
Энтузиаста (повышает мотивацию, поддерживая, поощряя и направляя детей по пути достижения целей)
Специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях)
Консультанта (организует доступ к информационным ресурсам)
Руководителя (особенно в вопросах планирования времени, координатора всего группового процесса)
Эксперта (даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта)
Суть метода проектов:
Стимулирование интереса учащихся к определённой проблеме, предполагающее владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающее решение этой проблемы, умение практически применить полученные знания.
Проектный метод направлен на:
развитие критического мышления;
развитие творческого мышления;
умения работать с информацией;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.
Таким образом, проект – это пять «П»
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация (представление продукта).
Остановимся на вопросе классификации проектов:
По целям и задачам.
а) Практико - ориентированный проект
направлен на социальные интересы самих участников процесса
или внешнего заказчика.
б) Исследовательский проект
По структуре напоминает подлинно научное исследование.
постановка проблемы;
формулировка гипотезы;
планирование действий;
сбор данных, анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
подготовка и написание обобщений;
защита, презентация проекта.
в) Информационный проект
направлен на сбор информации о каком либо объекте (явлении)
г) Творческий проект
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов
2 . По предметно – содержательной области
а) Монопроекты
проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информации из других областей знаний.
б) Межпредметные проекты
Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
3. По характеру контактов между участниками
а) Внутриклассные;
б) внутришкольные;
в) региональные;
г) межригиональные;
д) международные.
4. По продолжительности
а) мини- проекты
б) краткосрочные проекты
в) недельные проекты
г) годичные проекты
Приёмы и методы проектной работы
Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. (Савинков А.И.)
Ме́тод прое́ктов —
это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Формы проекта:
презентации, статьи, видеофильм, газета, выставка, репортаж, интервью, картина, костюм, макет, оформление кабинета, спектакль, справочник, сценарий, презентация, публикация, рассказ, праздник, статья, доклад, альбом, учебное пособие, урок и т.д.
По русскому языку в программе УМК «Школа России» В. Н. Канакиной и В. Г. Горецкого рассматриваются следующие темы (см презентацию)
Я хотела бы с вами провести проектную работу (см приложение)
Просмотр проектов учащихся, презентаций
Для учащегося учебный проект дает возможность выполнить работу самостоятельно или в группе, максимально использовать свои возможности, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать достигнутый результат.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.