Особенности проявления интереса к чтению у детей 6-7лет
Полноценное воспитание личности старших дошкольников невозможно без развития интереса к чтению, так как он выступает основой дальнейшего формирования потребности в чтении, а значит и читательской компетентности в целом. А читающий человек – это человек, способный к самообразованию и саморазвитию, что определяет уровень не только его развития, но и общества в целом.
Необходимо отметить, что интерес к чтению рассматривается в педагогике и психологии как основа успешности читательской деятельности. Б.П. Умнов характеризует его в качестве избирательно-положительного отношения личности (или группы) к произведениям печати, значимость и эмоциональная привлекательность которых определяются их соответствием потребностям человека в чтении. И.И. Тихомирова определяет интерес к чтению как стремление к познанию книги и активному участию в этом процессе (собственно чтение или слушание). Основным признаком при этом выступает «значимость определенной литературы для субъекта и положительное эмоциональное отношение к ней».
Интерес к чтению, формируемый в дошкольном детстве, по словам С.Я. Маршака, является фундаментом воспитания талантливого читателя. Вопросы развития этого вида интереса у дошкольников раскрываются З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, О.С. Ушаковой и многими другими. Учѐными предлагаются различные методы, приёмы, способы и условия построения педагогической работы, способствующей развитию достаточно устойчивого интереса к чтению у детей. Однако эффективность педагогического воздействия в данном случае заключается в первоначальном установлении уровня проявления интереса к чтению у младших школьников.
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, было установлено, что в качестве основных критериев проявления интереса к чтению у детей 6-7 лет выступают:
ценностно-мотивационный критерий, проявляющийся в эмоционально-положительном отношении ребѐнка к прослушиванию литературных произведений, к книгам, к стремлению самостоятельно овладеть чтением;
интеллектуальный критерий, который проявляется через увлечѐнность ребѐнка прослушиванием литературы, проявление стремления задавать вопросы по ней, наличие предпочтений среди произведений литературы;
регулятивный критерий, проявляющийся в способности ребѐнка выражать собственные впечатления, отношения и мнения о литературном произведении, его сюжете, персонажах.
Изучение каждого критерия интереса к чтению у детей 6-7 лет потребовало составления диагностических заданий. В их основу были положены методики диагностики, предложенные Н.Н. Сваталовой, но их содержание было адаптировано к возрастным особенностям детей 7-ого года жизни. В результате были составлены:
беседа «Моя любимая книжка», определяющая уровень развития ценностно-мотивационного критерия;
диагностическое задание «Моя любимая книга», устанавливающее уровень развития интеллектуального критерия;
диагностическое задание «Что мне нравится в книге?», выявляющее уровень развития регулятивного критерия.
Учитывая, что в научной литературе, интерес к чтению рассматривается как целостное личностное образование, в котором все выделенные критерии взаимосвязаны, то особенности проявления каждого позволили определить три уровня развития этого интереса у детей 6-7 лет: высокий, средний и низкий.
Диагностика проявления интереса к чтению проводилась с 23 детьми 6- 7 лет. Полученные в результате данные показали:
высокий уровень полностью отсутствовал среди детей;
средний уровень проявления интереса к чтению был установлен у 29% детей. Они проявили положительное отношение к книгам и произведениям литературы, но оно неустойчиво, не выражено ярко, а личные предпочтения слабые, необоснованные. Им сложно объяснять выбор книг,
рассказывать о любимых произведениях, точно описывая свое отношение и мнение. Чаще всего они констатируют факт и приводят не убедительные аргументы: «Мне нравится сказка о Золушке. Она красивая, там всѐ хорошо». При прослушивании книги они часто отвлекаются, им требуется привлечение внимания к тексту. Они не проявляют выраженного личного желания и стремления овладеть чтением, как способом познания литературы: «Надо научиться, чтобы в школе пятерки получать»;
низкий уровень проявления интереса к чтению наиболее распространѐн среди детей 6-7 лет. Им не интересно слушать книги, предпочитая играть или просматривать видеоматериалы в смартфонах и планшетах. Они выбирают книги по ярким и необычным обложкам, наличию красочных иллюстраций. Слушая литературное произведение, быстро отвлекаются, утрачивают внимание, не могут сосредоточиться на тексте. Их стремление к овладению чтению связано с требованиями взрослых: «Надо научиться читать, так мне мама говорит».
Обобщая данные диагностики, можно определить, что у большинства детей 6-7 лет интерес к чтению практически не проявляется. Они наиболее увлечены играми, просмотром видео (роликов, мультфильмов) на смартфонах и планшетах. Книги стимулируют их внимание только при ярком и необычном оформлении, наличии иллюстраций. У них не возникает стремления узнать содержание литературного произведения более подробно. Они не умеют выражать свое отношение к книгам.
Таким образом, изучение проявления интереса к чтению у детей 6-7 лет показывает необходимость организации специальной педагогической работы.