СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психического развития младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителя начальной школы проблема развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение) является традиционной.

Просмотр содержимого документа
«Особенности психического развития младших школьников»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Петрикова Н.И.,

директор

МОУ «Школа №89 г.Донецка»


Младший школьный возраст - наиболее ответственный этап в развитии ребенка. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития личности. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.

Для учителя начальной школы проблема развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение) является традиционной.

Внимание детей 6 – 7 летнего возраста слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. На протяжении младшего школьного возраста происходит существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения. Необходимо учитывать, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Так, например, наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то время как свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать. Необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. Решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т.е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности. В качестве достаточно эффективного средства тренировки внимания могут выступать следующие приемы:

  • обнаружение ошибок в тексте;

  • корректурные задания;

  • чтение текста до заданного выражения;

  • упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца;

  • методика Мюнстерберга;

  • таблицы Шульте и т.д.

В младшем школьном возрасте ПАМЯТЬ, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Их суть состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становиться сознательно регулируемой и опосредованной. В ходе учебной деятельности возникает много мнемических задач: ребенок должен заучивать материал буквально, уметь пересказать его, помнить и уметь воспроизвести заученное. Неумение запомнить сказывается на учебной деятельности школьника и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе.

Для развития:

  • зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу: на определенное ограниченное время предъявляют сюжетную картинку, содержание которой дети должны запомнить и воспроизвести по памяти;

  • слуховой памяти вместо наглядного образца применяется словестное описание или инструкция предлагаемой деятельности;

  • логической памяти в качестве мыслительных примеров запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составления плана.

МЫШЛЕНИЕ ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В это период совершается переход от наглядно-образного к словестно-логическому, понятийному мышлению. У ребенка 6-7 лет развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой. Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу в плане представления, на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребёнка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализ, сравнения, классификация.

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий:

  • рисование;

  • прохождение лабиринтов;

  • работа с конструкторами по словесной инструкции.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  • «Четвертый лишний»;

  • придумывание недостающих частей рассказа;

  • загадки и логические задачи, головоломки;

  • «Змейки Рубика», «Игра в 15».

Особое внимание должно быть направлено на развитие ВООБРАЖЕНИЯ младших школьников. Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. На уроке учитель может использовать ряд примеров, помогающих активизировать воображение школьников:

  • незаконченные фигуры;

  • составление рассказа с использованием заданных слов;

  • «Волшебные кляксы»;

  • завершения рассказа;

  • «Необычное использование предметов» и т.д.

В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ребенка. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка. Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Из сказанного следует, что развитию мелкой и крупной моторики детей следует уделять специальное внимание, т.к. развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития. Упражнения и игры по развитию моторики могут быть рекомендованы учителям для включения в план уроков, а также для дополнительных занятий с ребёнком во внеурочное время:

  • срисовывание графических образцов;

  • обведение фигур по контуру;

  • вырезание по контуру фигур из бумаги;

  • раскрашивание и штриховка;

  • рисование, лепка, аппликация;

  • выкладывание фигур из палочек;

  • выполнение гимнастики для пальцев рук.

Развитие РЕЧИ является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает школьнику возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий, способствующих общему речевому развитию детей:

  • разучивание стихотворений, пересказ и рассказ, скороговорки;

  • «Дополни слово»;

  • «Перевернутые слова»;

  • «Назвать слова, противоположные по значению»;

  • составление слов по конструкциям и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!