СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психолого- педагогического обследования детей от 0-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности психолого- педагогического обследования детей от 0-3 лет»

Особенности обследования развития детей первых лет жизни В результате систематического контроля определяется уровень развития ребенка, обнаруживаются первоначальные отклонения в развитии и своевременно составляется стратегия коррекционно-воспитательной работы. Система контроля за развитием ребенка (за детьми первого года жизни) разработанная в нашей стране в 30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова, затем усовершенствованная Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, имеет методологическую основу, которая отличает ее от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием для создания для него необходимых условий — «социальных ситуаций», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л.С. Выготский), необходимых для формирования новых ка- чественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки (Эпикризные сроки - это промежуток времени, через который проводится обязательная комплексная оценка состояния здоровья: на 1 году жизни - 1 месяц (1 раз в месяц); на 2 году - 3 месяца (1 раз в 3 месяца); на 3 году - 6 месяце в (1 раз в 6 месяцев); с 4 по 7 год и старше - 1 год (1 раз в 1 год).). Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определять состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя и педагогу оценивать психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важна взаимосвязь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), он должен своевременно и правильно определять задачи для дальнейшего его хода. Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определенным воздействиям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку прежде всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития организма.

Изучение особенностей основных линий развития детей раннего возраста с ОВЗ Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей в раннем возрасте представляет определенные трудности в связи с многообразием и сложной структурой нарушений двигательного, психического и речевого развития, а также в силу возрастных особенностей детей. Не всегда представляется возможным получить объективные данные о состоянии познавательного и речевого развития детей в первые годы жизни. В ходе психолого-педагогического обследования целесообразно использовать различные методы:  изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных;  беседы с родителями, с врачами (невропатологом, детским психиатром, врачом ЛФК, ортопедом), педагогами-воспитателями, психологом, инструктором ЛФК, а также с самим ребенком (получаются сведения о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом и соматическом развитии детей на первом годужизин, а также другая информация);  педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях (дефектолога, логопеда, психолога, воспитателя, инструктора ЛФК), во время режимных моментов, в естественных жизненных ситуациях (во время кормления, умывания, одевания и раздевания);  индивидуальный обучающий эксперимент (ребенку предлагаются различные экспериментальные задания, адекватные его возрасту и состоянию).

В последние годы много работ посвящено вопросу совершенствования диагностического инструментария для детей с различными отклонениями в психофизическом развитии в первые годы жизни, в том числе: с детьми младенческого возраста (С.Б.Лазуренко, Ю.А.Разенкова), с недостатками сенсорного развития (Л.А.Головчиц, Т.В.Пелымская, Л.И.Фильчикова, Н.Д.Шматко и др.), с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС (М.В.Браткова, Е.А.Екжанова, А.В.Закрепина, Г.А.Мишина, Е.А.Стребелева), с нарушениями речевого развития (О.Е.Громова, Ю.А.Лисичкина, Ю.А.Разенкова, Г.В.Чиркина), с двигательной патологией (Е.Ф.Архипова, Е.В.Козлова, Т.Ю.Моисеева, О.Г.Приходько), с нарушениями раннего эмоционального развития (Е.Р.Баенская, Н.Н.Либлинг). В ряде авторских методик, разработанных для обследования детей с разными отклонениями в развитии, предполагается выявление как актуального уровня психического развития детей, так и зоны ближайшего развития (С.Д.Забрамная, Т.В.Розанова, Е.А.Стребелева). На современном этапе развития специальной педагогики и психологии определены принципы и требования к построению и разработке методик обследования детей с разными отклонениями в развитии (Е.А.Стребелева).

Структура комплексного психолого-педагогического обследования детей первых лет жизни (Приходько О.Г.) Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий развития: двигательного, социального, познавательного, сенсорного, речевого развития. I. Двигательное развитие. II. Социальное развитие. III. Познавательное развитие. IV. Речевое развитие.

Диагностическая программа исследования состоит из нескольких блоков: 1-й блок – изучение компонентов социального развития: контактности, эмоциональной сферы, средств общения, навыков самообслуживания (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены). 2-й блок – изучение компонентов познавательного развития: сенсорного развития (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, пространственного восприятия), уровня развития деятельности (предметных действий), уровня развития познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, запаса знаний об окружающем, внимания, обучаемости и использования фиксированных видов помощи. 3-й блок – изучение компонентов речевого развития: особенностей доречевого развития, уровня понимания обращенной речи, уровня собственной (экспрессивной) речи: словарного запаса, грамматического строя речи, слоговой структуры слов, фонетического строя речи, фонематических процессов, общей разборчивости речи, дыхания, голоса, просодики. 4-й блок – изучение компонентов двигательного развития: общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. С целью более детального выявления особенностей развития детей с ОВЗ целесообразно учитывать следующие качественные показатели по каждому блоку заданий, которые позволяли зафиксировать специфику нарушений развития ребенка. При этом определяется степень выраженности нарушений развития (тяжелая, умеренно выраженная, легкая). Для объективизации оценки вводятся количественные показатели, позволяющие проследить степень выраженности показателей. Количественная оценка действий ребенка единая для всех изучаемых «линий развития». Уровень сформированности различных функций оценивается по четырехбалльной шкале (от минимального – 1 балл до максимального – 4 балла):  1 балл – отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень);

 2 балла – умеренно выраженные нарушения (средний уровень);  3 балла – незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень);  4 балла – нормальное развитие функции (высокий уровень). Комплексное всестороннее изучение особенностей развития двигательной сферы, психических, речевых функций, деятельности различных анализаторных систем позволит получить специалистам полную картину недостатков развития познавательной и речевой деятельности, а также наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного обследования является согласованность действий специалистов медико- психолого-педагогического профиля: логопеда, дефектолога, воспитателя, невропатолога, врача ЛФК. В экспериментальном исследовании необходимо опираться на данные всех специалистов о ребенке.