Особенности работы над проектом в начальных классах
( на примере работы над исследовательским проектом о Серафиме Саровском)
Работа над проектами в начальной школе отличается от проектной деятельности старшеклассников и имеет свои особенности.
Проектов, в полном смысле этого слова, в начальных классах нет, дети учатся выполнять проектные работы, которые мы и называем «проектами».
В отличие от большого разнообразия проектов в старших классах, у младших школьников можно выделить следующие проектные работы:
Слайд2
По виду преобладающей деятельности:
Исследовательские – это исследование каких - либо проблем по правилам научного исследования.
Творческие – максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Игровые – с распределением ролей.
Информационные – направлены на сбор информации о каком – либо объекте или явления с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Практико-ориентированные – четко ориентированные на результат (изделие, удовлетворяющее конкретную потребность).
по количеству учащихся:
- индивидуальные
- парные
- групповые
- коллективные
Слайд3
по характеру контактов между участниками:
внутриклассные
внутришкольные
региональные
по месту проведения:
по продолжительности:
краткосрочные – 1-2 урока,
среднесрочные – до 1 месяца,
долгосрочные
Важно понимать, что младшие школьники не могут обойтись без помощи взрослых, так как не обладают навыками проектной деятельности, поэтому в работу над проектами подключаются и родители. Для них предлагаю памятку:
Слайд 4
Темы большинства проектных работ в начальных классах заложены в программах по всем предметам, но самыми интересными получаются проекты, которые дети предлагают сами.
Таким проектом стал проект ученика 3 класса Никиты Громова «Серафим Саровский».
Вместе с родителями Никита побывал в Коренной Пустыни, где увидел памятник Святому. Родители коротко рассказали ему о том кто это, мальчик заинтересовался этим человеком и захотел узнать о нём больше. Это стало мотивацией для работы над проектом о Серафиме Саровском.
Слайд5
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
подготовка к проектной деятельности:
выбор источников информации,
подбор иллюстративных материалов.
Библиография
1. Афонькин С.Ю. Православные святые. – СПб: «БКК»,2013. – 96с. – илл. – (Серия «Узнай мир»).
2. Житие святых для детей. – М.: Артос-Медиа, 2011. – 384с.
3. Земной Ангел преподобный Серафим Саровский / Автр-сост. Окунева А.В.- М.: Благовеств, 2014. – 40с.
4. Преподобный Серафим Саровский. Житие. Наставления. – М.: Благовест, 2012. – 192с.
5. http://kurskonb.ru/our-booke/site/places/ps.html.
Слайд 6
Основной этап:
Целеполагание:
обсуждение и определение цели, основного содержания, выбор названия проектной работы.
цель: собрать информацию о Серафиме Саровском – святом Курского края.
задачи:
- узнать о семье и жизни святого;
- выяснить, почему Серафима Саровского называют святым;
- поделиться собранной информацией с одноклассниками.
Слайд7
Планирование:
обсуждение и определение итогового продукта,
планирование работы над проектом,
определение критериев оценки проекта.
- найти литературу, в которой можно узнать о жизни Серафима Саровского;
- воспользоваться информацией в сети Интернет;
- спросить у взрослых о святом.
Слайд8
Реализация плана:
сбор материала для проекта,
оформление работы,
подготовка защиты проекта.
Заключительный этап:
представление проекта,
ответы на вопросы,
оценивание работы.
проект «Серафим Саровский». Слайды 9-14
Заключение
В результате работы я узнал много интересного о том, как простой мальчик Прохор, благодаря чистому доброму сердцу и любви к Богу, а так же послушанию и трудолюбию, стал преподобным Серафимом, любимым и чтимым многими святым. Именем Серафима Саровского названа улица Курска, на которой он родился. Теперь я понимаю, почему памятник этому человеку поставлен в самом святом месте нашей Курской земли.
Мне запомнились слова святого: «Кто занят познанием себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других». Я понимаю их так: если ты развиваешь себя, занят делом, учёбой, помогаешь родителям, родным и просто незнакомым людям, то тебе некогда следить за другими и осуждать их за поступки, которые они совершают. Я горжусь тем, что являюсь земляком этого замечательного человека.
Я рад поделиться своими знания с одноклассниками, знакомыми и друзьями.
Мы послали эту работу на районный конкурс исследовательских работ «Моя земля, мои земляки». Никита стал призёром в номинации «Возвращение к истокам» . слайд 15.
Учитель Клёсова Е. В.