«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»
При работе с данной категорией детей, первое что необходимо знать, это определение девиантного поведения.
Девиантное поведение - этосистема поступковилиотдельныепоступки,противоречащиепринятымвобщественормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности,нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственногоиэстетическогоконтролянадсобственным поведением.
Что же такое норма?
Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представленийи наиболее частыхсужденийчленовгруппыотребованияхкповедениюсучетом их социальныхролей, создающихоптимальныеусловия бытия, с которымиэти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К. К. Платонов).
Выделяют следующие нормы:
- правовые;
-нравственные;
- эстетические.
Второе, в чём необходимо ориентироваться педагогам, психологам и социальным работникам, это типы девиантного поведения.
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:
Делинквентное;
Аддиктивное;
Патохарактерологическое;
Психопаталогическое;
На базе гиперспособностей.
Коротко о каждом из этих типов девиантного поведения.
Делинквентное поведение — отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.
У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка).Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе и для самого человека) его последствий.
Делинквентное поведение может проявляться, например, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и «за компанию» может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Из озорства человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.
Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских).
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное».
Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):
сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, нарядус хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
3) внешняя социабельность (склонность к завязыванию), сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4) стремление говорить неправду;
5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7) стереотипность, повторяемость поведения;
8) зависимость;
9) тревожность.
Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания.
К ним относятся т. н. расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущность данных мотивов — ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования идеального «Я» и самооценки.
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах — проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.
Отклоняющееся поведение может иметь место в силу нарушений восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, пациент затыкает уши или к чему-то прислушивается, ищет несуществующий объект, разговаривает сам с собой), нарушений мышления (высказывает, отстаивает и пытается добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивает сферы общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), нарушений волевой активности (совершает нелепые и понятные поступки или месяцами бездействует, делает стереотипные вычурные движения или надолго застывает в однообразной позе).
Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека (К. К. Платонов). Как выходящие за рамки обычного, нормального рассматривают способности, которые значительно превышают среднестатистические. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности.
Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается нередко неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он не способен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство с реальностью, при аддиктивном — уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом — болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями, — игнорирование реальности.
Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно.
Третье, что будет полезно знать, это то, что каждый из типов девиантного поведения может сопровождаться следующими формами клинического поведения:
агрессия;
аутоагрессия (суицидальное поведение);
злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосексуального развития);
сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм — религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);
сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство (разбирательство), разновидности маний — клептомания, дромомания (побеги из дома) и др.);
характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);
коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, крусадерство (авнтюризм), «вегетативность» и др.);
безнравственное и аморальное поведение;
неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.
ЧАСТОТА ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ТИПАХ
Формы девиантного поведения | Делинквентный | Аддиктивный | Патохарактерологический | Психопаталогический | На базе гиперспособностей |
Агрессия | *** | | **** | ** | |
Аутоагрессия | | * | **** | | |
Злоупотребление веществами | | | *** | ** | |
Нарушения пищевого поведения | | | *** | | |
Аномалии сексуального поведения | * | ** | **** | *** | * |
Сверхценные психологические увлечения | | ** | *** | | *** |
Сверхценные психопатологические увлечения | | | *** | | |
Характерологические реакции | * | * | **** | | * |
Коммуникативные девиации | * | ** | *** | *** | * |
Безнравственное и аморальное поведение | **** | * | * | | |
Неэститичное поведение | * | | *** | ** | ** |
Обозначения: **** — данная форма всегда или почти всегда обусловлена данным типом девиантного поведения, *** — часто, ** — иногда, * —редко.
Четвёртое, о чём обязательно необходимо знать – это причины девиантного поведения:
Генетические: передача по наследству болезней (шизофрении, нервно-психических нарушений, обусловленных семейным алкоголизмом, наркоманией).
Психофизиологические: психофизиологические нагрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.
Физиологические: нарушение речи, дефекты речи, слуха, недостатки конституционно-соматического склада, что вызывает негативное отношение окружающих.
Отсюда факторы риска (это пятое), обуславливающие девиантное поведение:
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;
Психологические факторы, в которых включаются наличие у ребёнка психопатологии или акцентуации (чрезмерного усиления отдельных черт характера);
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания;
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность;
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов, с другой – в нейтрально отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Далее, шестое, как проявляетсядевиантное поведение наиболее часто:
низкий уровень социализации;
отставание в развитие;
нарушение эмоциональной сферы;
состояние психологической изоляции;
рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;
недифференцированность образа «Я»;
отрицательная «Я» - концепция;
дефекты самоотношения.
И, наконец, седьмое – это этапы работы с девиантными подростками:
1 этап – диагностика;
2 этап – выбор методов и приёмов коррекционной работы;
3 этап – проектирование работы с учётом ценностных ориентаций и личностных качеств школьника;
4 этап – индивидуальная воспитательная работа;
5 этап – корректирование, оценка результатов.
Есть еще одна важная информация, которую не стоит игнорировать, а именно. Есть мнение специалистов о том, что риск формирований девиаций оказывается реальным практически для любого ребёнка или подростка. Это обусловлено рядом особенностей этого возраста:
психогормональной перестройкой, началом полового созревания, сменой Я-концепции. В поведении это проявляется как крайняя противоречивость, стремление к новому уровню притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого реально подросток ещё не достиг (ребёнок претендует на своё: "делаю, что хочу", родители не готовы принять эту позицию: "ты ещё никто").
промежуточностью общественного положения и статуса подростка и юноши (уже не ребёнок, но ещё не взрослый), которая определяет и особенности их психики — пограничность, неустойчивость, импульсивность.
несоответствием форм контроля — сознательной дисциплины и самоконтроля ещё нет, или они ещё не окрепли, а контроль родителей уже не принимается.
Это находит своё выражение в поведенческих реакциях:
Реакция оппозиции — вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению ребёнка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых (прогулы, бравирование опьянённым состоянием, побеги из дома, иногда антисоциальные действия).
Реакция имитации — подражание определённому лицу, образцу, который может быть и антисоциальным героем.
Реакция отрицательной имитации — поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели (если модель отрицательна, то эта реакция является по своей социальной направленности положительной).
Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчёркнутым успехом в другой области (например, неуспехи в учёбе могут компенсироваться "смелым" поведением в кругу сверстников).
Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Так, присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. По этой причине крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).
Реакция эмансипации — стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление-отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
Реакция группирования — объединение в группы сверстников, Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.
Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых хобби: поп-музыка, стиль в одежде, стремление к получению лёгкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные разговоры у подъезда); увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница, знаток в престижной области знаний); увлечения, связанные с физическим самосовершенствованием, овладением престижными навыками (водитель мотоцикла, автомобиля), коллекционирование.
У подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём с возрастом эта тенденция усиливается — самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками:
они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно — ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия ("я плохой", "я плохо поступаю"),
они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно ("меня не любят, не принимают, меня не за что любить"),
они не обладают или не умеют использовать навыки саморегуляции, позволяющие снять или смягчить последствия низкого самоуважения, отвержения, непринятия в отношениях.
Девиантное поведение, таким образом, может способствовать повышению самоуважения ("не принимают таким, как есть — ну и пусть").
В одних случаях отклоняющееся поведение растущих людей может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия.
Кто участвует в профилактической и коррекционной работе с девиантными детьми?
Всегда есть связь отклоняющегося поведения с дефицитом или отсутствием внимания, контакта в семье, нарушением детско - родительских отношений (отсутствием внутрисемейных правил, обязанностей, ответственности, контроля), отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении. Поэтому родителям важно знать и нужно повышать свою психолого-педагогическую компетентность в области родительства:
учиться чувствовать, понимать, быть открытым к контакту,
вырабатывать адекватную позицию в процессе взаимодействия,
осознавать степень своей ответственности, свою роль в процессе воспитания,
осваивать навыки эффективной коммуникации (и с собой — тоже),
уметь слышать потребности — как свои, так и чужие,
Развивать критическое мышление для осознавания последствий своего поведения.
Классный руководитель проводит индивидуальную работу с родителями и ребенком. В чем она состоит? Это комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знаний, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности, помощь в выборе профессии.
Например, если ребенок склонен обманывать, стоит учитывать, что ложь – это страх сказать правду, а значит у него есть опыт на эту ситуацию. В таких случаях лучше вести себя с ним следующим образом:
чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
если вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;
найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить её так, чтобы разрешить эту проблему;
не наказывайте ребёнка, если он сам сознаётся во лжи, даёт оценку собственному поступку.
В коррекционной работе участвуют также социальный работник и психолог.
Социальный работник помогает выяснить жизненную ситуацию семьи, условий, в которых пребывает данный школьник. При возможности подключает социальные службы в оказании помощи как материальной, так и моральной.
Психолог занимается психологическими аспектами работы с данной категорией детей. На начальном этапе необходимо диагностировать особенности отклоняющего поведения. Для этого существует ряд диагностического материала, среди которых:
тест СДП (склонность к девиантному поведению), определяющая наличие девиантного поведения несовершеннолетних авторов Леус Э.В., Соловьев А.Г. (приложение 1);
тест на определение склонности к отклоняющемуся поведению автора Орел А.Н. (приложение 2);
тест «Подростки о родителях» автора Шафер изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (приложение 3);
методика диагностики иррациональных установок автора А. Эллиса, выясняет наличие и выраженность иррациональных установок, их отрицательное влияние на состояние эмоционального благополучия (приложение4).
Далее, в зависимости от результатов диагностики, психолог проводит коррекционную и консультативную работу, выбирая соответствующие методы, упражнения и техники. И привлекая, в зависимости от работы, учителя, социального работника или родителя (при необходимости).
Все вместе, педагоги, родители, психологи и социальные работники должны выстраивать свою работу в направлениях:
Целепостроение. Поиском новых жизненных целей и смыслов стоит заняться, если ребёнок чувствует опустошенность, у него мала ценность собственного существования, он хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целепостроения можно использовать как рациональные техники, так и творческое воображение.
Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий.Этот способ предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (Том Сойер смог превратить в удовольствие скучную покраску забора). Такая работа имеет большое значение для ребёнка, которому жизнь кажется скучной, все занятия не интересными.
Социальные пробы. Освоение ребёнком различных конкретных действий как в социально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах. Такое обучение позволяет ребёнку лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.
Оказание помощи в поисках идентичности. Такая помощь весьма актуальна для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос «Кто я на самом деле?». Здесь нужны воздействия, побуждающие консультируемого к осмыслению собственных поступков.
В заключение следует сказать, что не ребёнок должен понимать взрослого, а взрослый ребёнка. Потому что взрослый уже был ребёнком, а ребёнок взрослым ещё не был.
Литература
Гилинский Я.И.Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004 – 520 с..
Гилинский Я., и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.Гилинский, И.Гурвич, М.Русакова - СПб., 2001 – 200 с.
Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг – М., 2004. - С.141-154.
Лабковская Е.Б. Юридическая психология. Теории девиантного поведения: Учебное пособие/ Е.Б. Лабковская -СПб.: СПбГУ, 2000.- 78 с.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов/ В.Д Менделевич -СПб. 2005 – 445 с.
Вопросы для самостоятельной работы.
Клинические формы девиантного поведения:
агрессивное поведение;
аутоагрессивное поведение;
злоупотребление веществами;
нарушение пищевого поведения;
аномалии сексуального поведения;
сверхценные психологические увлечения;
характерологические и патохарактерологические реакции;
коммуникативные девиации;
Этнокультурные варианты девиации.
Гендерные варианты девиации.
Возрастные варианты девиации.