СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми с девиантным поведением

Нажмите, чтобы узнать подробности

При работе с данной категорией детей, первое что необходимо знать, это определение девиантного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с девиантным поведением»

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»


При работе с данной категорией детей, первое что необходимо знать, это определение девиантного поведения.

Девиантное поведение - этосистема поступковилиотдельныепоступки,противоречащиепринятымвобщественормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности,нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственногоиэстетическогоконтролянадсобственным поведением.

Что же такое норма?

Норма это явление группового сознания в виде разделяемых группой представленийи наиболее частыхсужденийчленовгруппыотребованияхкповедениюсучетом их социальныхролей, создающихоптимальныеусловия бытия, с которымиэти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К. К. Платонов).

Выделяют следующие нормы:

- правовые;
-нравственные;
- эстетические.


Второе, в чём необходимо ориентироваться педагогам, психологам и социальным работникам, это типы девиантного поведения.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:

  1. Делинквентное;

  2. Аддиктивное;

  3. Патохарактерологическое;

  4. Психопаталогическое;

  5. На базе гиперспособностей.

Коротко о каждом из этих типов девиантного поведения.

  1. Делинквентное поведениеотклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка).Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе и для самого человека) его последствий.

Делинквентное поведение может проявляться, например, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и «за компанию» может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Из озорства человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.


  1. Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских).

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное».

Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):

  1. сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, нарядус хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

3) внешняя социабельность (склонность к завязыванию), сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4) стремление говорить неправду;

5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7) стереотипность, повторяемость поведения;

8) зависимость;

9) тревожность.

Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.


  1. Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания.

К ним относятся т. н. расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущность данных мотивовликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования идеального «Я» и самооценки.


  1. Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах — проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.

Отклоняющееся поведение может иметь место в силу нарушений восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, пациент затыкает уши или к чему-то прислушивается, ищет несуществующий объект, разговаривает сам с собой), нарушений мышления (высказывает, отстаивает и пытается добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивает сферы общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), нарушений волевой активности (совершает нелепые и понятные поступки или месяцами бездействует, делает стереотипные вычурные движения или надолго застывает в однообразной позе).


  1. Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека (К. К. Платонов). Как выходящие за рамки обычного, нормального рассматривают способности, которые значительно превышают среднестатистические. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности.

Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается нередко неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он не способен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство с реальностью, при аддиктивном — уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом — болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями, — игнорирование реальности.

Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно.


Третье, что будет полезно знать, это то, что каждый из типов девиантного поведения может сопровождаться следующими формами клинического поведения:

  • агрессия;

  • аутоагрессия (суицидальное поведение);

  • злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);

  • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

  • аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосексуального развития);

  • сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм — религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);

  • сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство (разбирательство), разновидности маний — клептомания, дромомания (побеги из дома) и др.);

  • характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);

  • коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, крусадерство (авнтюризм), «вегетативность» и др.);

  • безнравственное и аморальное поведение;

  • неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.



ЧАСТОТА ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ТИПАХ

Формы девиантного поведения

Делинквентный

Аддиктивный

Патохарактерологический

Психопаталогический

На базе гиперспособностей

Агрессия

***


****

**


Аутоагрессия


*

****



Злоупотребление веществами



***

**


Нарушения пищевого поведения



***



Аномалии сексуального поведения

*

**

****

***

*

Сверхценные психологические увлечения


**

***


***

Сверхценные психопатологические увлечения



***



Характерологические реакции

*

*

****


*

Коммуникативные девиации

*

**

***

***

*

Безнравственное и аморальное поведение

****

*

*



Неэститичное поведение

*


***

**

**

Обозначения: **** — данная форма всегда или почти всегда обусловлена данным типом девиантного поведения, *** — часто, ** — иногда, * —редко.


Четвёртое, о чём обязательно необходимо знать – это причины девиантного поведения:

  1. Генетические: передача по наследству болезней (шизофрении, нервно-психических нарушений, обусловленных семейным алкоголизмом, наркоманией).

  2. Психофизиологические: психофизиологические нагрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.

  3. Физиологические: нарушение речи, дефекты речи, слуха, недостатки конституционно-соматического склада, что вызывает негативное отношение окружающих.


Отсюда факторы риска (это пятое), обуславливающие девиантное поведение:

  1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;

  2. Психологические факторы, в которых включаются наличие у ребёнка психопатологии или акцентуации (чрезмерного усиления отдельных черт характера);

  3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания;

  4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность;

  5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов, с другой – в нейтрально отношении общества к проявлениям девиантного поведения.


Далее, шестое, как проявляетсядевиантное поведение наиболее часто:

  • низкий уровень социализации;

  • отставание в развитие;

  • нарушение эмоциональной сферы;

  • состояние психологической изоляции;

  • рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;

  • недифференцированность образа «Я»;

  • отрицательная «Я» - концепция;

  • дефекты самоотношения.


И, наконец, седьмое – это этапы работы с девиантными подростками:

1 этап – диагностика;

2 этап – выбор методов и приёмов коррекционной работы;

3 этап – проектирование работы с учётом ценностных ориентаций и личностных качеств школьника;

4 этап – индивидуальная воспитательная работа;

5 этап – корректирование, оценка результатов.


Есть еще одна важная информация, которую не стоит игнорировать, а именно. Есть мнение специалистов о том, что риск формирований девиаций оказывается реальным практически для любого ребёнка или подростка. Это обусловлено рядом особенностей этого возраста:

  • психогормональной перестройкой, началом полового созревания, сменой Я-концепции. В поведении это проявляется как крайняя противоречивость, стремление к новому уровню притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого реально подросток ещё не достиг (ребёнок претендует на своё: "делаю, что хочу", родители не готовы принять эту позицию: "ты ещё никто").

  • промежуточностью общественного положения и статуса подростка и юноши (уже не ребёнок, но ещё не взрослый), которая определяет и особенности их психики — пограничность, неустойчивость, импульсивность.

  • несоответствием форм контроля — сознательной дисциплины и самоконтроля ещё нет, или они ещё не окрепли, а контроль родителей уже не принимается.

Это находит своё выражение в поведенческих реакциях:

  1. Реакция оппозиции — вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению ребёнка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых (прогулы, бравирование опьянённым состоянием, побеги из дома, иногда антисоциальные действия).

  2. Реакция имитации — подражание определённому лицу, образцу, который может быть и антисоциальным героем.

  3. Реакция отрицательной имитации — поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели (если модель отрицательна, то эта реакция является по своей социальной направленности положительной).

  4. Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчёркнутым успехом в другой области (например, неуспехи в учёбе могут компенсироваться "смелым" поведением в кругу сверстников).

  5. Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Так, присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. По этой причине крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).

  6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление-отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

  7. Реакция группирования — объединение в группы сверстников, Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

  8. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых хобби: поп-музыка, стиль в одежде, стремление к получению лёгкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные разговоры у подъезда); увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница, знаток в престижной области знаний); увлечения, связанные с физическим самосовершенствованием, овладением престижными навыками (водитель мотоцикла, автомобиля), коллекционирование.

У подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём с возрастом эта тенденция усиливается — самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками:

  • они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно — ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия ("я плохой", "я плохо поступаю"),

  • они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно ("меня не любят, не принимают, меня не за что любить"),

  • они не обладают или не умеют использовать навыки саморегуляции, позволяющие снять или смягчить последствия низкого самоуважения, отвержения, непринятия в отношениях.

Девиантное поведение, таким образом, может способствовать повышению самоуважения ("не принимают таким, как есть — ну и пусть").

В одних случаях отклоняющееся поведение растущих людей может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия.



Кто участвует в профилактической и коррекционной работе с девиантными детьми?

Всегда есть связь отклоняющегося поведения с дефицитом или отсутствием внимания, контакта в семье, нарушением детско - родительских отношений (отсутствием внутрисемейных правил, обязанностей, ответственности, контроля), отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении. Поэтому родителям важно знать и нужно повышать свою психолого-педагогическую компетентность в области родительства:

  • учиться чувствовать, понимать, быть открытым к контакту,

  • вырабатывать адекватную позицию в процессе взаимодействия,

  • осознавать степень своей ответственности, свою роль в процессе воспитания,

  • осваивать навыки эффективной коммуникации (и с собой — тоже),

  • уметь слышать потребности — как свои, так и чужие,

  • Развивать критическое мышление для осознавания последствий своего поведения.


Классный руководитель проводит индивидуальную работу с родителями и ребенком. В чем она состоит? Это комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знаний, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности, помощь в выборе профессии.

Например, если ребенок склонен обманывать, стоит учитывать, что ложь – это страх сказать правду, а значит у него есть опыт на эту ситуацию. В таких случаях лучше вести себя с ним следующим образом:

  • чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;

  • если вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;

  • найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить её так, чтобы разрешить эту проблему;

  • не наказывайте ребёнка, если он сам сознаётся во лжи, даёт оценку собственному поступку.


В коррекционной работе участвуют также социальный работник и психолог.

Социальный работник помогает выяснить жизненную ситуацию семьи, условий, в которых пребывает данный школьник. При возможности подключает социальные службы в оказании помощи как материальной, так и моральной.

Психолог занимается психологическими аспектами работы с данной категорией детей. На начальном этапе необходимо диагностировать особенности отклоняющего поведения. Для этого существует ряд диагностического материала, среди которых:

  • тест СДП (склонность к девиантному поведению), определяющая наличие девиантного поведения несовершеннолетних авторов Леус Э.В., Соловьев А.Г. (приложение 1);

  • тест на определение склонности к отклоняющемуся поведению автора Орел А.Н. (приложение 2);

  • тест «Подростки о родителях» автора Шафер изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (приложение 3);

  • методика диагностики иррациональных установок автора А. Эллиса, выясняет наличие и выраженность иррациональных установок, их отрицательное влияние на состояние эмоционального благополучия (приложение4).

Далее, в зависимости от результатов диагностики, психолог проводит коррекционную и консультативную работу, выбирая соответствующие методы, упражнения и техники. И привлекая, в зависимости от работы, учителя, социального работника или родителя (при необходимости).


Все вместе, педагоги, родители, психологи и социальные работники должны выстраивать свою работу в направлениях:

  • Целепостроение. Поиском новых жизненных целей и смыслов стоит заняться, если ребёнок чувствует опустошенность, у него мала ценность собственного существования, он хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целепостроения можно использовать как рациональные техники, так и творческое воображение.

  • Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий.Этот способ предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (Том Сойер смог превратить в удовольствие скучную покраску забора). Такая работа имеет большое значение для ребёнка, которому жизнь кажется скучной, все занятия не интересными.

  • Социальные пробы. Освоение ребёнком различных конкретных действий как в социально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах. Такое обучение позволяет ребёнку лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.

  • Оказание помощи в поисках идентичности. Такая помощь весьма актуальна для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос «Кто я на самом деле?». Здесь нужны воздействия, побуждающие консультируемого к осмыслению собственных поступков.

В заключение следует сказать, что не ребёнок должен понимать взрослого, а взрослый ребёнка. Потому что взрослый уже был ребёнком, а ребёнок взрослым ещё не был.


Литература


  1. Гилинский Я.И.Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004 – 520 с..

  2. Гилинский Я., и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.Гилинский, И.Гурвич, М.Русакова - СПб., 2001 – 200 с.

  3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг – М., 2004. - С.141-154.

  4. Лабковская Е.Б. Юридическая психология. Теории девиантного поведения: Учебное пособие/ Е.Б. Лабковская -СПб.: СПбГУ, 2000.- 78 с.

  5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов/ В.Д Менделевич -СПб. 2005 – 445 с.



Вопросы для самостоятельной работы.

    1. Клинические формы девиантного поведения:

  • агрессивное поведение;

  • аутоагрессивное поведение;

  • злоупотребление веществами;

  • нарушение пищевого поведения;

  • аномалии сексуального поведения;

  • сверхценные психологические увлечения;

  • характерологические и патохарактерологические реакции;

  • коммуникативные девиации;

    1. Этнокультурные варианты девиации.

    2. Гендерные варианты девиации.

    3. Возрастные варианты девиации.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!