СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка.Статья также содержит некоторые методические рекомендации по обучению данной категории детей английскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.»

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.


В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья, способности к освоению образовательных программ,  имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.

Одной из ключевых компетенций педагога становится готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, все образовательные учреждения России постепенно должны переходить к практике инклюзивного воспитания и обучения. В нашей школе также обучаются дети с ОВЗ, поэтому проблема обучения таких детей является для меня актуальной.

Понятие ОВЗ употребляется по отношению к детям, для которых характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой обычной массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ является результатом недостаточности внимания, гиперактивности, снижения памяти, замедленного темпа мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения, т. е. обучаемость у них значительно снижена. Как же обучать этих детей иностранному языку? Я, как учитель английского языка, не имеющий специальной подготовки по работе с такими детьми, столкнулась с определенными трудностями. Мне пришлось ознакомиться с большим количеством информации по этому поводу, с опытом работы других учителей, пройти курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Исходя из всего изученного и собственного опыта, можно сделать вывод о том, что главным образом необходимо развивать мышление, память, речь, активизировать их познавательную деятельность, обогащать их знаниями об окружающем мире, а английский язык способствует этому как никакой другой предмет. Практическое владение языком является не целью, а средством решения этой задачи.

Учителями нашей школы были составлены Адаптированные образовательные программы для каждого класса, где есть дети с ОВЗ. Программа для детей с ОВЗ не предполагает сокращения тематических разделов, но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики.

В процессе обучения таких детей иностранному языку необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и как можно больше внимания уделить изучению слов, при этом очень важно:

- уменьшать объем изучаемой лексики (отбирать только наиболее широко используемые и значимые лексические единицы);

- выбирать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;

- подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования;

- снизить требования к изучению иностранного языка.

В работе с детьми с ОВЗ необходимы индивидуальный подход к каждому ученику и педагогический такт.

Работая с детьми с ОВЗ, я применяю специальные методики обучения, которые касаются всех этапов: разъяснения нового материала, выполнения заданий, оценивания работы учащегося:

  • поэтапно объясняю задания;

  • задания выполняются учащимися последовательно;

  • прошу ребят повторить инструкцию к выполнению задания;

  • использую на уроке аудио и визуальные технические средства обучения;

  • стараюсь менять виды деятельности;

  • организую работу в парах, группах, а также даю индивидуальные задания;

  • обязательно провожу физкультурные паузы (например, во время физкультминуток можно отрабатывать глаголы действия, разучивать песенки и рифмовки);

  • всегда предоставляю дополнительное время для завершения задания, а также для сдачи домашнего задания;

  • использую на уроках много наглядности и раздаточного материала, например, с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

  • использую упражнения с пропущенными словами/предложениями;

  • применяю индивидуальный подход в оценивании ответов учащихся с ОВЗ;

  • разрешаю переделать задание, с которым он не справился;

  • обязательно выполняем работу над ошибками, анализируя и исправляя ошибки;

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.



Список литературы.

  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2012.

  2. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и наука», 2012.

  3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.

  4. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.