СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ»

Выступление на августовском педагогическом совете 25.08.2017.

ТЕМА: «Организации работы с семьёй, воспитывающей обучающегося с ОВЗ"

Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. 

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество.

Факт появления в семье ребенка с особенностями развития может по-разному восприниматься родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка. Именно эти установки могут быть одним из препятствий для родителей на пути следования советам специалистов, при выборе и реализации стиля воспитания, при нахождении подходов к особенному ребенку. 

Из опыта работы можно говорить о том, что одни родители чрезмерно опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В этих случаях у детей резко снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и любой другой деятельностью.

Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой. 

При проведении психокоррекционных мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими).

      Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.

   Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Основные позиции, в соответствии с которыми должны строиться основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должны быть взаимосвязаны.

Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • информирование: психолог может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.;

  • индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время   консультации родителей психолог должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

  • индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

  • групповая  работа: организация работы родительских и детско-родительских групп. Поскольку  участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других, трансформировать картину переживаний и приобрести навыки саморазвития как основы личностной позиции, данный  способ  оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из самых эффективных.

Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов:

  1. исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;

  2. установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;

  3. оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;

  4. выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;

  5. работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;

  6. анализ эффективности достигнутых результатов.


Деятельность специалистов, проводимая в рамках данного алгоритма, может рассматриваться как одно из направлений работы по социальной адаптации семьи в контексте основных аспектов жизнедеятельности,  особенностей семейного функционирования на различных возрастных этапах, что дает возможность специалисту свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наи­более адекватные для каждого этапа работы стратегии психолого-педагогической помощи и коррекции.

Таким образом целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.


Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, путем организации и проведения различных мероприятий:

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

тренинги,

психокоррекционные занятия,

встречи родительского клуба,

индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами,

тематические семинары


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков/занятий в организации;

домашнее визитирование

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации


договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

консультирование;

посещение родителями уроков/занятий в организации;

домашнее визитирование

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

ведение дневника наблюдений (краткие записи);

информирование электронными средствами;

личные встречи, беседы;

просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;

проведение открытых уроков/занятий

Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к планированию мероприятий;

анонсы запланированных внеурочных мероприятий;

поощрение активных родителей.


Кроме того, важную роль играет участие родителей (законных представителей) в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией. Представители родительской общественности входят в состав Совета образовательной организации и участвуют в принятии решений, связанных с организацией ее работы. Родители и созданные ими некоммерческие общественные организации участвуют в сетевой работе совместно с образовательной организацией, привлекая дополнительные средства на реализацию социально значимых проектов, направленных на социальную интеграцию обучающихся.

Детско-родительский клуб

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей является детско-родительский клуб. Организация взаимодействия МБОУ и семьи в форме детско-родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению семей, воспитывающих детей с ОВЗ и способствует укреплению связи между учреждением и семьями обучающихся Главной целью детско-родительского клуба является повышение психологической компетентности семей и оказание практической психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим обучающихся с ОВЗ.

Основные задачи детско-родительского клуба:

1. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами детского сада.

2. Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.

3. Повышать психологическую компетентность родителей воспитывающих детей с ОВЗ.

4. Просвещать родителей воспитанников с учетом потребностей и особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

5. Выявлять и транслировать семейный опыт семей, воспитывающих детей с ОВЗ по воспитанию и развитию детей.

В клубе детско-родительская организованная деятельность выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе организованной образовательной деятельности родители учатся относиться к детям безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.

Детско-родительский клуб как форма психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ является востребованным в связи с:

- возможностью родителями решить личностные проблемы, возникшие с появлением ребенка с ОВЗ в семье;

- получением психологической поддержки от педагогов и других родителей обучающихся с ОВЗ;

- сходством проблем семей, возможностью открытого и безоценочного обсуждения и общения;

- возможностью убедиться на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;

- ранним включением родителей в работу реабилитации ребенка позволяет нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию обучающегося с ОВЗ;

- возможностью получения новой информации по конкретным запросам (совестное планирование работы).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!