Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми.
Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей.
Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества.
Тяжелая социально – экономическая ситуация: распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства – это та почва, на которой растут дети с отклоняющимся поведением.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%! Значит, в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 — 2 гиперактивных детей. У многих учителей такие дети влияют и на поведение всего класса.
2 слайд.
Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство.
3 слайд
Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от социально принятых норм.
«Вечный двигатель», «живчик», неутомимый, непоседа, шалун, клоун, неуправляемый, на уроках, рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает,» - вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей. У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так.
Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
4 слайд
Школа с ее ежедневной, интенсивной интеллектуальной нагрузкой требует от ребенка реализации всех тех функций, которые при гиперактивности нарушены.
Первая большая проблема — продолжительность урока. Гиперактивный ребенок может поддерживать работоспособность не более 10— 15 минут. Это объясняется тем, что умственная деятельность этих детей характеризуется «цикличностью. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5—15 мин, по истечении которого они теряют контроль над умственной активностью. 3 — 7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Так появляются пробелы в знаниях. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается» и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.
Вторая проблема — повышенная отвлекаемость. Групповая работа представляет собой для гиперактивного ребенка большие сложности. В классе, где находится еще 25 — 30 детей, его продуктивность, особенно на контрольной работе равна нулю. Поэтому все самостоятельные работы ему надо выполнять наедине с учителем. Если взрослый будет направлять его деятельность, он прекрасно справится с заданием.
Дома он успешно выполняет то, что не Может сделать в классе.
Во-первых, время выполнения не ограничивается. В привычной обстановке ребёнок чувствует себя увереннее и спокойнее. Во-вторых, родители оказывают помощь и направляют его работу.
Третья проблема, встающая перед детьми в школе, — неумение строить отношения со сверстниками. Успешность учебной деятельности ребенка зависит от способности строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение.
Коррекционная работа строится с учетом вышеназванных проблем;
5 слайд
Выделяют следующие направления в работе педагога с гиперактивными детьми;
1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбрать домашнее задание), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (задание «Я— звезда»)
2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
— смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
— реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски;
— понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
— выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковые игры и другие);
— инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
— применение мультисенсорных техник обучения;
— проверка знаний в начале урока;
— избегание категорических запретов.
Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.
Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться.
Конечно же, учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети могут заниматься какой-либо одной деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности, например, поднять «случайно» оброненный карандаш и так далее. А если ребенок в состоянии будет продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.
Школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, нужно провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
6 слайд
Закончу свое выступление ОТКРЫТЫМ ПИСЬМОМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ
Дорогие учителя!!! Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
3.Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
4. А вообще запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.
7 слайд
Спасибо за внимание!