СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития детей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности развития детей

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития детей»

 Психологические особенности детей в возрасте 15-20 лет

Психологические особенности

детей в возрасте

15-20 лет

Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.   Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.   В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст.  Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый уровень развития.

Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст.

Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях,

прошедших с момента его рождения.

Психологический возраст указывает на достигнутый уровень развития.

Ведущий вид деятельности -   это такая деятельность, в которой происходит главнейшие изменения в развитии ребенка на определенном возрастном этапе.   При переходе в новый возрастной период предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.  Например, игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, но играют и школьники, и взрослые.

Ведущий вид деятельности -

это такая деятельность, в которой происходит главнейшие изменения в развитии ребенка на определенном возрастном этапе.

При переходе в новый возрастной период предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.

Например, игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, но играют и школьники, и взрослые.

Особенности  подросткового  возраста «Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…»  Л. Кэррол. Алиса в стране чудес. Эти слова смело можно поставить  как эпиграф к подростковому возрасту.

Особенности подросткового возраста

«Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…»

Л. Кэррол. Алиса в стране чудес.

Эти слова смело можно поставить

как эпиграф к подростковому возрасту.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется  как “дитя на подросте” – 14-15 лет.    На современном этапе границы подросткового возраста примерно от 11-12 лет до 14-16 лет.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как “дитя на подросте” – 14-15 лет. На современном этапе границы подросткового возраста примерно от 11-12 лет до 14-16 лет.

В этот период происходят основные изменения в физическом, умственном, нравственном, социальном развитии личности.

В этот период происходят основные изменения

  • в физическом,
  • умственном,
  • нравственном,
  • социальном развитии личности.

Нарушения эмоционального плана   у девочек выражены сильнее, чем у мальчиков.   У детей можно наблюдать: У девочек У мальчиков Чаще становятся шумными Многие действия сопровождаются ненужными движениями  Возрастает обидчивость (внезапная плаксивость) Непрерывно меняется настроение

Нарушения эмоционального плана у девочек выражены сильнее, чем у мальчиков. У детей можно наблюдать:

У девочек

У мальчиков

  • Чаще становятся шумными
  • Многие действия сопровождаются ненужными движениями
  • Возрастает обидчивость (внезапная плаксивость)
  • Непрерывно меняется настроение

   Снижается работоспособность и повышается утомляемость   Отклонения соматического характера :  нестабильное АД,  головные боли,  обморочные состояния.

Снижается работоспособность и повышается утомляемость Отклонения соматического характера : нестабильное АД, головные боли, обморочные состояния.

Подростки  могут становиться  неловкими,  суетливыми,  угловатыми,  делают много лишних движений,  возможно ухудшение почерка.

Подростки могут становиться неловкими, суетливыми, угловатыми, делают много лишних движений, возможно ухудшение почерка.

   Психологические изменения.    Ведущий вид деятельности-   межличностное общение,  в первую очередь,  со сверстниками.

Психологические изменения. Ведущий вид деятельности- межличностное общение, в первую очередь, со сверстниками.

Наиболее существенные  новообразования личности (приобретения возраста)    Чувство «взрослости»;    Стремление к самостоятельности;     Критичность мышления;     Сознательная регуляция своих поступков;     Рефлексия, самосознание;    Развитие самооценки, волевых качеств личности;     Потребность в общении;   Умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

Наиболее существенные новообразования личности (приобретения возраста)

  Чувство «взрослости»;   Стремление к самостоятельности;    Критичность мышления;    Сознательная регуляция своих поступков;    Рефлексия, самосознание;

   Развитие самооценки, волевых качеств личности;    Потребность в общении; Умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

      ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ        Центральное психологическое новообразование

ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ

  • Центральное психологическое новообразование

Подростки стремятся походить  на взрослых внешне,  приобщиться к их жизни и деятельности,  приобрести их качества и умения,  приобрести ПРАВА и ПРИВИЛЕГИИ !  а ответственность позже!   Именно по этой причине чаще всего возникают проблемы у подростков в общении со взрослыми.   Помните – все мы, взрослые, когда – то были подростками 

Подростки стремятся походить на взрослых внешне, приобщиться к их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, приобрести ПРАВА и ПРИВИЛЕГИИ ! а ответственность позже! Именно по этой причине чаще всего возникают проблемы у подростков в общении со взрослыми. Помните – все мы, взрослые, когда – то были подростками 

Как помочь «трудному» ребенку 4 основные причины нарушений поведения детей  Чувства взрослых Борьба за внимание Что же делать? Раздражение Борьба за самоутверждение Желание отомстить Гнев Найти способ показать ребенку ваше положительное внимание  к нему. Совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и тому подобное. Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания. Следует уменьшить контроль за делами ребенка . Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.  Обида Потеря веры в собственный успех Нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить вам обиду? Какая боль у него самого? Поняв причину, надо конечно, постараться ее устранить. Чувство безнадежности, а порой и отчаяние Разумное поведение – перестать требовать «полагающегося» поведения . Стоит «сбросить на нуль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такай, какой есть.    Хочешь изменить своего ребенка – ИЗМЕНИСЬ САМ!

Как помочь «трудному» ребенку

4 основные причины нарушений поведения детей

Чувства взрослых

Борьба за внимание

Что же делать?

Раздражение

Борьба за самоутверждение

Желание отомстить

Гнев

Найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и тому подобное. Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания.

Следует уменьшить контроль за делами ребенка . Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

Обида

Потеря веры в собственный успех

Нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить вам обиду? Какая боль у него самого? Поняв причину, надо конечно, постараться ее устранить.

Чувство безнадежности, а порой и отчаяние

Разумное поведение – перестать требовать «полагающегося» поведения . Стоит «сбросить на нуль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такай, какой есть.

Хочешь изменить своего ребенка – ИЗМЕНИСЬ САМ!

Юношеский возраст-16-19 лет Выбор профессии –  центр ситуации развития.  Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.  Активность детей направлена на познание мира профессий и поиск себя в этом мире.

Юношеский возраст-16-19 лет

Выбор профессии –

центр ситуации развития.

Ведущая деятельность –

учебно-профессиональная.

Активность детей направлена на познание мира профессий и поиск себя в этом мире.

Новообразования возраста Готовность к личностному и профессиональному самоопределению; Формирование мировоззрения; Самостоятельность суждений; Повышение требований к моральному облику человека; Формирование идеалов; Стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

Новообразования возраста

  • Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
  • Формирование мировоззрения;
  • Самостоятельность суждений;
  • Повышение требований к моральному облику человека;
  • Формирование идеалов;
  • Стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

Ранняя зрелость - 20-24 года Новообразования возраста: человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации.

Ранняя зрелость - 20-24 года

Новообразования возраста:

человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации.

Ведущая деятельность - завершение основной профессиональной подготовки; - вступление в производственную деятельность и создание собственные семьи

Ведущая деятельность

- завершение основной профессиональной подготовки;

- вступление в производственную деятельность и создание собственные семьи

Социальные функции  молодого поколения Во-первых, молодое поколение наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Социальные функции молодого поколения

Во-первых, молодое поколение наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Социальные функции  молодого поколения Во-вторых, как и любая социальная группа, имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

Социальные функции молодого поколения

Во-вторых, как и любая социальная группа, имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

Социальные функции молодого поколения В-третьих, несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, они являются главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

Социальные функции молодого поколения

В-третьих, несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, они являются главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

Социальные функции молодого поколения В-четвёртых, с одной стороны, молодое поколение является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

Социальные функции молодого поколения

В-четвёртых, с одной стороны, молодое поколение является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

Социальные функции молодого поколения В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

Социальные функции молодого поколения

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

Как понять ребенка любого возраста?  «Шпаргалка для взрослых» Необходимо само желание понять ребенка, мотивы его поступков. Уметь идентифицировать себя с другим человеком. Уметь ставить себя на место ребенка и оценивать ситуацию с его позиции. Иметь психологические знания о чертах темперамента, характера, особенностях возраста. Уметь не только вербально (словесно) общаться, но и уметь интерпретировать невербальные сигналы ребенка (жесты, поза, мимика и т.п.). Учиться не только слушать, но и слышать . Видеть положительные качества в ребенке. Опираться в воспитании именно на достоинства ребенка.

Как понять ребенка любого возраста? «Шпаргалка для взрослых»

  • Необходимо само желание понять ребенка, мотивы его поступков.
  • Уметь идентифицировать себя с другим человеком. Уметь ставить себя на место ребенка и оценивать ситуацию с его позиции.
  • Иметь психологические знания о чертах темперамента, характера, особенностях возраста.
  • Уметь не только вербально (словесно) общаться, но и уметь интерпретировать невербальные сигналы ребенка (жесты, поза, мимика и т.п.).
  • Учиться не только слушать, но и слышать .
  • Видеть положительные качества в ребенке. Опираться в воспитании именно на достоинства ребенка.

«Сто слов,  которые следует употреблять  в общении с детьми»    «Шпаргалка для взрослых» Прекрасно. Молодец . Умница . Я горжусь тобой . Ты хорошо постарался. Великолепно. Умно. Великое открытие . Огромный успех . Я восхищаюсь тобой . Ты хороший друг . Выдающаяся работа . Ты делаешь хорошие успехи . Ты быстро продвигаешься вперед . Я уважаю тебя . Ты очень ответственный человек . Ты уникален . Я верю в тебя. Ты сделал меня счастливой. Отлично. Феноменально. Огромное достижение. Сенсационно. Ты победитель. Мы на верном пути . Изумительно . Поразительно . Я знала, что ты сможешь это сделать . Я люблю тебя . Ты добился большого успеха . Выдающаяся работа . Как хорошо . Как умно . Ты - само совершенство . Какой ты внимательный . Твоя аккуратность фантастична. Ты моя радость. Я счастлива. Я не видела ничего подобного. Помните! Добрая улыбка стоит 1000 слов!

«Сто слов, которые следует употреблять в общении с детьми» «Шпаргалка для взрослых»

Прекрасно. Молодец . Умница . Я горжусь тобой . Ты хорошо постарался. Великолепно. Умно. Великое открытие . Огромный успех . Я восхищаюсь тобой . Ты хороший друг . Выдающаяся работа . Ты делаешь хорошие успехи . Ты быстро продвигаешься вперед . Я уважаю тебя . Ты очень ответственный человек . Ты уникален . Я верю в тебя. Ты сделал меня счастливой. Отлично. Феноменально. Огромное достижение. Сенсационно. Ты победитель. Мы на верном пути . Изумительно . Поразительно . Я знала, что ты сможешь это сделать . Я люблю тебя . Ты добился большого успеха . Выдающаяся работа . Как хорошо . Как умно . Ты - само совершенство . Какой ты внимательный . Твоя аккуратность фантастична. Ты моя радость. Я счастлива.

Я не видела ничего подобного.

Помните!

Добрая улыбка стоит 1000 слов!

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:

  • «Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов : энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности - и нейтрализацию минусов : вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности.

Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

  • «Доверяй, но проверяй». Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы : жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность - и минусы : склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность.

Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

  • «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы : устойчивость, активность, терпеливость, самообладание, надежность - и, наконец, минусы : медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость.

Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитывает свое время и сделает дело.

  • «Не навреди». Это девиз для меланхоликов, который также имеет свои плюсы : высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию - и, конечно, минусы : замкнутость, застенчивость.

На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

 О серьезном несерьезно   Как могли бы реагировать люди разных темпераментов на ситуацию – прохожий сел на шляпу:  1 – холерик  2 – флегматик  3 – меланхолик  4 – сангвиник

О серьезном несерьезно  Как могли бы реагировать люди разных темпераментов на ситуацию – прохожий сел на шляпу: 1 – холерик 2 – флегматик 3 – меланхолик 4 – сангвиник

УСПЕХОВ ВАМ В ВОСПИТАНИИ ВАШИХ ЦВЕТОВ ЖИЗНИ! «Дети – цветы жизни»

УСПЕХОВ ВАМ

В ВОСПИТАНИИ ВАШИХ ЦВЕТОВ ЖИЗНИ!

«Дети – цветы жизни»