Психологические особенности
детей в возрасте
15-20 лет
Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.
В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст.
Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях,
прошедших с момента его рождения.
Психологический возраст указывает на достигнутый уровень развития.
Ведущий вид деятельности -
это такая деятельность, в которой происходит главнейшие изменения в развитии ребенка на определенном возрастном этапе.
При переходе в новый возрастной период предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.
Например, игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, но играют и школьники, и взрослые.
Особенности подросткового возраста
«Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…»
Л. Кэррол. Алиса в стране чудес.
Эти слова смело можно поставить
как эпиграф к подростковому возрасту.
В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как “дитя на подросте” – 14-15 лет. На современном этапе границы подросткового возраста примерно от 11-12 лет до 14-16 лет.
В этот период происходят основные изменения
- в физическом,
- умственном,
- нравственном,
- социальном развитии личности.
Нарушения эмоционального плана у девочек выражены сильнее, чем у мальчиков. У детей можно наблюдать:
У девочек
У мальчиков
- Чаще становятся шумными
- Многие действия сопровождаются ненужными движениями
- Возрастает обидчивость (внезапная плаксивость)
- Непрерывно меняется настроение
Снижается работоспособность и повышается утомляемость Отклонения соматического характера : нестабильное АД, головные боли, обморочные состояния.
Подростки могут становиться неловкими, суетливыми, угловатыми, делают много лишних движений, возможно ухудшение почерка.
Психологические изменения. Ведущий вид деятельности- межличностное общение, в первую очередь, со сверстниками.
Наиболее существенные новообразования личности (приобретения возраста)
Чувство «взрослости»; Стремление к самостоятельности; Критичность мышления; Сознательная регуляция своих поступков; Рефлексия, самосознание;
Развитие самооценки, волевых качеств личности; Потребность в общении; Умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ
- Центральное психологическое новообразование
Подростки стремятся походить на взрослых внешне, приобщиться к их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, приобрести ПРАВА и ПРИВИЛЕГИИ ! а ответственность позже! Именно по этой причине чаще всего возникают проблемы у подростков в общении со взрослыми. Помните – все мы, взрослые, когда – то были подростками
Как помочь «трудному» ребенку
4 основные причины нарушений поведения детей
Чувства взрослых
Борьба за внимание
Что же делать?
Раздражение
Борьба за самоутверждение
Желание отомстить
Гнев
Найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и тому подобное. Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания.
Следует уменьшить контроль за делами ребенка . Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
Обида
Потеря веры в собственный успех
Нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить вам обиду? Какая боль у него самого? Поняв причину, надо конечно, постараться ее устранить.
Чувство безнадежности, а порой и отчаяние
Разумное поведение – перестать требовать «полагающегося» поведения . Стоит «сбросить на нуль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такай, какой есть.
Хочешь изменить своего ребенка – ИЗМЕНИСЬ САМ!
Юношеский возраст-16-19 лет
Выбор профессии –
центр ситуации развития.
Ведущая деятельность –
учебно-профессиональная.
Активность детей направлена на познание мира профессий и поиск себя в этом мире.
Новообразования возраста
- Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
- Формирование мировоззрения;
- Самостоятельность суждений;
- Повышение требований к моральному облику человека;
- Формирование идеалов;
- Стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Ранняя зрелость - 20-24 года
Новообразования возраста:
человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации.
Ведущая деятельность
- завершение основной профессиональной подготовки;
- вступление в производственную деятельность и создание собственные семьи
Социальные функции молодого поколения
Во-первых, молодое поколение наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Социальные функции молодого поколения
Во-вторых, как и любая социальная группа, имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
Социальные функции молодого поколения
В-третьих, несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, они являются главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
Социальные функции молодого поколения
В-четвёртых, с одной стороны, молодое поколение является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
Социальные функции молодого поколения
В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.
Как понять ребенка любого возраста? «Шпаргалка для взрослых»
- Необходимо само желание понять ребенка, мотивы его поступков.
- Уметь идентифицировать себя с другим человеком. Уметь ставить себя на место ребенка и оценивать ситуацию с его позиции.
- Иметь психологические знания о чертах темперамента, характера, особенностях возраста.
- Уметь не только вербально (словесно) общаться, но и уметь интерпретировать невербальные сигналы ребенка (жесты, поза, мимика и т.п.).
- Учиться не только слушать, но и слышать .
- Видеть положительные качества в ребенке. Опираться в воспитании именно на достоинства ребенка.
«Сто слов, которые следует употреблять в общении с детьми» «Шпаргалка для взрослых»
Прекрасно. Молодец . Умница . Я горжусь тобой . Ты хорошо постарался. Великолепно. Умно. Великое открытие . Огромный успех . Я восхищаюсь тобой . Ты хороший друг . Выдающаяся работа . Ты делаешь хорошие успехи . Ты быстро продвигаешься вперед . Я уважаю тебя . Ты очень ответственный человек . Ты уникален . Я верю в тебя. Ты сделал меня счастливой. Отлично. Феноменально. Огромное достижение. Сенсационно. Ты победитель. Мы на верном пути . Изумительно . Поразительно . Я знала, что ты сможешь это сделать . Я люблю тебя . Ты добился большого успеха . Выдающаяся работа . Как хорошо . Как умно . Ты - само совершенство . Какой ты внимательный . Твоя аккуратность фантастична. Ты моя радость. Я счастлива.
Я не видела ничего подобного.
Помните!
Добрая улыбка стоит 1000 слов!
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:
- «Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов : энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности - и нейтрализацию минусов : вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности.
Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
- «Доверяй, но проверяй». Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы : жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность - и минусы : склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность.
Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
- «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы : устойчивость, активность, терпеливость, самообладание, надежность - и, наконец, минусы : медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость.
Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитывает свое время и сделает дело.
- «Не навреди». Это девиз для меланхоликов, который также имеет свои плюсы : высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию - и, конечно, минусы : замкнутость, застенчивость.
На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.
О серьезном несерьезно Как могли бы реагировать люди разных темпераментов на ситуацию – прохожий сел на шляпу: 1 – холерик 2 – флегматик 3 – меланхолик 4 – сангвиник
УСПЕХОВ ВАМ
В ВОСПИТАНИИ ВАШИХ ЦВЕТОВ ЖИЗНИ!
«Дети – цветы жизни»