Особенности развития коммуникативной компетентности детей в ДОУ
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.
Вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Анализируя работу педагогов детского сада можно сделать вывод, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества, что побуждает обратиться к рассмотрению вопроса о формировании социальных компетенций с дошкольного детства.
Раскрывая актуальность данного подхода важно отметить его бесспорную позитивную роль в построении современного образования, требующего существенной модернизации.
Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это — одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Социальная компетентность — это «понимание отношения «Я» — общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». (И.А Кудаева) Социальную компетентность дошкольника следует рассматривать «как адаптационное явление». Иными словами, социальная компетентность дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей.
Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника старше 5-7 лет.
Социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие компоненты:
– мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей – взрослых и сверстников;
– когнитивный, или познавательный, – наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;
– поведенческий, или собственно коммуникативный, − эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;
– эмоциональный – как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.
Перечисленные компоненты социальной компетентности дошкольника еще только формируются, неустойчивы, зависят от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность.
Следовательно, в условиях модернизации образования, приоритетной целью каждой возрастной ступени дошкольного периода — становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самопознанию, самовосприятию, самоизменению и саморазвитию.
Игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение, совместная деятельность с участием социальных партнеров по решению значимых социальных проблем – всё это условия социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности. В таких видах деятельности у дошкольников формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире. Они несут информацию ребенку о жизни в обществе, взаимоотношениях между людьми, своем городе, людях. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает. В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила.
Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение может осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формированию у него социальной компетентности определенного уровня.
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Это период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Число новорожденных детей с различными недостатками развития неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья детей, нервно-психические расстройства. Перед детьми, страдающими нервно-психическими расстройствами, встает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. Успешное становление отношений ребенка со сверстниками — основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Недостаточно развитые навыки общения, проблемы эмоционально-волевой и познавательной сфер личности ребенка приводят к множеству психологических проблем и нервно-психическим заболеваниям.
Очень важно уже в дошкольном возрасте обратить внимание:
1. На формирование у ребенка представления, что наряду с внешним миром, который можно увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый — внутренний мир человека — мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми;
2. Превращение в объекты познавательной деятельности ребенка таких сложных явлений, как отношение к событиям жизни, настроение, эмоциональное отношение к людям, чувства, мотивы и последствия своих и чужих поступков, характер, взаимосвязь между внутренним миром человека и его судьбой;
3. Формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
Если представления и впечатления о внутренней жизни человека в достаточной мере в практике ребенка словесно опосредованы, проэксплуатированы разные внешние формы деятельности, а затем «прописаны» в образе мира ребенка, только тогда они смогут использоваться в сознательной регуляции поведения и социального взаимодействия.
Сохранить психологическое здоровье ребенка — значит научить его адаптироваться к любой среде, противостоять стрессовым ситуациям и творчески относиться к действительности.
У детей дошкольного возраста неустойчивая эмоционально-волевая регуляция: они не могут управлять своими эмоциональными состояниями, в связи с чем у них наблюдаются импульсивное поведение, сложности в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения успеха в работе по формированию психологического здоровья и развитию социальных компетенций дошкольника целесообразно использовать систему, с помощью которой процесс развития психологически здоровой личности осуществляется в следующих сферах: деятельность, общение, самосознание. Через функционирование этих сфер происходит процесс взаимодействия психолога с ребенком и педагогами, родителями, воспитывающими его.