СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития речи у детей с ЗПР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи у детей с ЗПР проходит также как и у нормальных детей, но имеет свои особенности.У детей с задержкой психического развития звукопроизносительная сторона речи нарушена, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития речи у детей с ЗПР»

Особенности развития речи у детей с ЗПР

Особенности развития речи у детей с ЗПР

 Развитие речи у детей с ЗПР проходит также как и у нормальных детей, но имеет свои особенности. У детей с задержкой психического развития звукопроизносительная сторона речи нарушена, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи.

Развитие речи у детей с ЗПР проходит также как и у нормальных детей, но имеет свои особенности.

У детей с задержкой психического развития звукопроизносительная сторона речи нарушена, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи.

 Возникают трудности в дифференциации звуков и овладении звукобуквенным анализом. Дети неправильно произносят около 10 звуков или больше, такие как шипящие, свистящие; не могут различать мягкие и твердые звуки, звонкие и глухие, заменять звуки, смешивать их. Причиной является недоразвитие слухового аппарата, фонематического слуха, вялость артикуляционного аппарата.

Возникают трудности в дифференциации звуков и овладении звукобуквенным анализом. Дети неправильно произносят около 10 звуков или больше, такие как шипящие, свистящие; не могут различать мягкие и твердые звуки, звонкие и глухие, заменять звуки, смешивать их. Причиной является недоразвитие слухового аппарата, фонематического слуха, вялость артикуляционного аппарата.

Особенности развития словарного запаса:  Дети с ЗПР в своей речи в основном используют существительные и глаголы. Как правило, у таких детей словарный запас ограниченный и скудный, ниже возрастной нормы. Пассивный словарь близок к норме, но перевод слов из пассивного словаря в активный происходит крайне медленно. Дети не знают многих слов абстрактного значения и слов часто встречающихся в речи, заменяют эти слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово. Отмечается неточность употребления слов, поиск подходящих слов происходит крайне медленно. Часто происходят семантические замены, т.к. семантическая нагрузка слов меньше нормы (ребенок не знает значения многих слов). Особенно испытывают сложности в подборе слов антонимов и синонимов.

Особенности развития словарного запаса:

Дети с ЗПР в своей речи в основном используют существительные и глаголы. Как правило, у таких детей словарный запас ограниченный и скудный, ниже возрастной нормы. Пассивный словарь близок к норме, но перевод слов из пассивного словаря в активный происходит крайне медленно. Дети не знают многих слов абстрактного значения и слов часто встречающихся в речи, заменяют эти слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово. Отмечается неточность употребления слов, поиск подходящих слов происходит крайне медленно. Часто происходят семантические замены, т.к. семантическая нагрузка слов меньше нормы (ребенок не знает значения многих слов). Особенно испытывают сложности в подборе слов антонимов и синонимов.

Особенности формирования грамматического строя речи. У детей с задержкой психического развития формирование грамматического строя речи проходит сложнее чем формирование словаря, так как грамматика более абстрактна. Темпы усвоения грамматических форм словоизменения, словообразования, типы предложения, как правило, более медленные. В основном дети допускают ошибки которые носят устойчивый характер. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов (замены иногда пропуски), согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются трудности в образовании новых слов при помощи приставок и суффиксов. Освоение грамматики, как правило, не происходит полностью. У детей с задержкой психического развития не развито звуковое чутье.

Особенности формирования грамматического строя речи.

У детей с задержкой психического развития формирование грамматического строя речи проходит сложнее чем формирование словаря, так как грамматика более абстрактна. Темпы усвоения грамматических форм словоизменения, словообразования, типы предложения, как правило, более медленные. В основном дети допускают ошибки которые носят устойчивый характер. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов (замены иногда пропуски), согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются трудности в образовании новых слов при помощи приставок и суффиксов. Освоение грамматики, как правило, не происходит полностью. У детей с задержкой психического развития не развито звуковое чутье.

Особенности развития связной речи у детей. Становление связной речи происходит очень медленно. Общение со взрослым сводится к скудным речевым проявлениям. Связная речь у детей с ЗПР своеобразна. Такие дети редко заводят разговор первыми. Их общение проявляется в условиях какой то помощи, проявляется в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений. Такие дети испытывают трудности в рассказе по серии картин, трудности с пересказом произведений, также не всем детям удается выполнить задание на составление рассказа описания, творческого рассказа. Речь детей с ЗПР характеризуется непроизвольностью и неосознаностью высказвания, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Более легкой для усвоения являются ситуативная речь с опорой на наглядность, конкретную ситуацию

Особенности развития связной речи у детей.

Становление связной речи происходит очень медленно. Общение со взрослым сводится к скудным речевым проявлениям. Связная речь у детей с ЗПР своеобразна. Такие дети редко заводят разговор первыми. Их общение проявляется в условиях какой то помощи, проявляется в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений. Такие дети испытывают трудности в рассказе по серии картин, трудности с пересказом произведений, также не всем детям удается выполнить задание на составление рассказа описания, творческого рассказа. Речь детей с ЗПР характеризуется непроизвольностью и неосознаностью высказвания, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Более легкой для усвоения являются ситуативная речь с опорой на наглядность, конкретную ситуацию

Особенности развития образной речи. Восприятие художественных литературных произведений у детей с задержкой психического развития не достигает уровня нормально развивающихся сверстников. Это происходит за счет того, что у них снижена интеллектуальная деятельность, присутствует задержка в развитии познавательных процессов, их жизненный опыт ограничен, дети не могут сконцентрировать внимание во время чтения литературы. Такие дети понимают общий смысл прочитанного, но с трудом устанавливают простые причинные связи. Часто не понимают поступков героев, не улавливают подтекст. Даже будучи в старшем дошкольном возрасте их суждения остаются наивны, поверхностны, напоминают ответы младших групп. Эмоциональные проявления по отношению к героям яркие, но не всегда возникают на основании осмысления сюжета. Короткие несложные рассказы слушают внимательно, но быстро забывают их содержание

Особенности развития образной речи.

Восприятие художественных литературных произведений у детей с задержкой психического развития не достигает уровня нормально развивающихся сверстников. Это происходит за счет того, что у них снижена интеллектуальная деятельность, присутствует задержка в развитии познавательных процессов, их жизненный опыт ограничен, дети не могут сконцентрировать внимание во время чтения литературы.

Такие дети понимают общий смысл прочитанного, но с трудом устанавливают простые причинные связи. Часто не понимают поступков героев, не улавливают подтекст. Даже будучи в старшем дошкольном возрасте их суждения остаются наивны, поверхностны, напоминают ответы младших групп. Эмоциональные проявления по отношению к героям яркие, но не всегда возникают на основании осмысления сюжета. Короткие несложные рассказы слушают внимательно, но быстро забывают их содержание

Как нужно развивать речевые навыки у детей с ЗПР: Коррекция речи детей с ЗПР в первую очередь должна направляться на формирование связности повествования. При любых формах задержек психического развития процесс произношения речи у детей основывается на базе наглядно-действенного мышления. То есть, прежде чем понять значение слова, ребенок должен увидеть, как оно действует. Развитие речи у детей с ЗПР идет бок о бок с развитием познавательной активности ребенка. Важно постоянно повышать общий интеллектуальный уровень малыша, знакомя его с процессами окружающего мира.

Как нужно развивать речевые навыки у детей с ЗПР:

Коррекция речи детей с ЗПР в первую очередь должна направляться на формирование связности повествования. При любых формах задержек психического развития процесс произношения речи у детей основывается на базе наглядно-действенного мышления. То есть, прежде чем понять значение слова, ребенок должен увидеть, как оно действует. Развитие речи у детей с ЗПР идет бок о бок с развитием познавательной активности ребенка. Важно постоянно повышать общий интеллектуальный уровень малыша, знакомя его с процессами окружающего мира.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!