СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности развития внимания и памяти дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов и родителей воспитанников.

Просмотр содержимого документа
««Особенности развития внимания и памяти дошкольника»»


Консультация для родителей

«Особенности развития внимания и памяти дошкольника»


Внимание - это форма организации познавательной деятельности. Избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Внимание играет немаловажную роль в развитии дошкольника.

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание возникает как бы собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании детей фиксируется то, что ярко, эмоционально). С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание, которое требует от ребёнка волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то что необходимо.

В процессе обучения, игры может возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. Данный процесс реализуется без особых затруднений, так возникает третий вид внимания - послепроизвольный.

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, а так же определить уровень развития свойств внимания.

Свойства внимания - объем, устойчивость, распределения, переключение, сосредоточение. По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании за короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

Устойчивость внимания - это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от постороннего. Противоположным свойством, является отвлекаемость внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – это отрицательные свойства.

Однако, с возрастом происходит ускоренное развитие внимания ребёнка, хотя до школьной скамьи у него сохраняется непроизвольность внимания. Так как у дошкольников небольшая устойчивость внимания (20-30 мин), что связано с возрастной слабостью процесса торможения.

Маленький ребенок психологически не в состоянии быть внимательным к тому, что ему неинтересно. На шестом году мы наблюдаем перелом в данной сфере. Дети уже могут заставлять себя быть внимательными, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами.

Дети впервые приобретают налёт взрослости, серьезности и ответственности за свои поступки.

Взрослым следует учитывать индивидуальные особенности внимания каждого ребёнка, чтобы оказать помощь в умении концентрировать себя вырабатывая произвольность внимания.

Одним их основных свойств личности является память. Но хорошая память не всегда гарантирует хороший интеллект. И всё же, память - одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Дошкольный возраст характеризуется интенсив­ным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Существуют 2 типа памяти в зависимости от длительности хранения информации:

-кратковременная память, когда материал запоминается быстро. Но ненадолго;

-долговременная память, требующая больших усилий, но позволяет сохранить информацию на долгие года.

Непроизвольная память – когда материал без усилий, воли, порой и против, «всплывает» в памяти человека.

Произвольная память - когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет активность на достижение поставленной цели.

Все люди отличаются друг от друга еще и тем, какой материал они лучше запоминают. Так музыкант успешно запоминает музыку, у него лучше развитие слуховая память. Художник или охотник имеют высокую зрительную память и т.д.

Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти.

Дети 2-4 лет прекрасно запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось – песенку, стихотворения, какой-либо разговор, событие. В то же время детей нельзя попросить запомнить то или иное простейшее содержание, потому что они не могут управлять своей памятью и заставлять себя запомнить то, что само не запоминается. Попытка давать детям несложные поручения, например, принести несколько предметов из соседнего помещения, пойти и попросить что- то у другого человека, очень часто заканчиваются тем, что придя на место, ребенок просто забывает, зачем пришел.

Как показали психологические исследования, непроизвольное запоминание являет­ся косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления. На шестом году (у некоторых и в возрасте четырех-пяти лет) впервые появляется способность ставить перед собой определённую задачу и более или менее успешно решать её.

В психологии произвольность поведения ещё называется посредственностью. Это значит что, для того, чтобы произвольно, без отсутствия личной заинтересованности проявить внимание или запомнить, ребёнок должен использовать определенные средства, которые и помогут ему овладеть вниманием и памятью и т.д. Средства, которые использует человек различны и зависят от того, какие конкретные задачи стоят перед ними. Народное средство - узелок (крестик) на память и человек, посмотрев на него вспоминает то, что было с ними связано.

Для внимательного прослушивания нужны другие средства, например повторение про себя или обдумывание услышанного.

Важно подчеркнуть, что с возрастом происходит переход от использования внешних средств к внутренним, когда ребёнок использует имеющиеся у него «в уме» знания и образы. Развитая память как раз и отличается использованием таких «внутренних» средств.

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоми­нания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается между 5-7 годами, имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.

Для развития произвольности внимания и памяти используются разнообразные приемы. Игры - основной и любимый вид деятельности детей, они широко применяется для развития внимания и памяти.

Предлагаем игры, в которые Вы можете играть с ребёнком дома, в дороге, в гостях.

«Цветы»- всем детям даются имена цветов. Выбирается водящий. Водящий говорит: « Я был в саду, видел много цветов, только розы там не было». « Нет, отвечает ребенок - Роза, - роза там была, а вот ромашки не было». Дальше говорит ромашка. Кто зазевался - проиграл.


«Солнце - заборчик - камешки» - ведущий кричит:

Солнце» – дети поднимают руки, растопыривают пальцы.

«Заборчик»- ладони выпрямлены, пальцы сжаты.

«Камешки» - руки сжаты в кулаки. Темп увеличивается, кто сбился - выбывает.

« Я - фотоаппарат»- Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает предметы на письменном столе. Закрывает глаза, перечисляет, что запомнил.

«Каскад слов»- ребенок повторяет заранее подготовленный список слов. Интервал 1 сек.


«Счетные палочки» - ребёнок смотрит на фигуру в течение 10 сек. Затем повторяет. Усложнение - цветные палочки.


«Цифры, буквы» Предложить цифровой ряд. Повторить его. Увеличивать на 1 цифру. Упражнение: зачитывать цифры без подсказа. Так же играем с буквами.