СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нормальным темпом развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нормальным темпом развития»

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нормальным темпом развития


Обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания.

Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и есть главная причина плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. [9]

После поступления ребенка в школу в развитии внимания происходят существенные сдвиги. Если в первые месяцы школьной жизни детей интересуют не сколько собственно учебные занятия, сколько все, что с ними связано и что их окружает, то со временем они начинают проявлять интерес к тому, что изучают в школе, причем к одному в большей мере, а к другому - в меньшей. Ребенок в школе вынужден заниматься не только тем, что ему интересно, а это требует произвольного внимания. Для того, чтобы это внимание сложилось, необходима организация действий ребенка.
Развитию произвольного внимания могут способствовать специальные игры. Внимание младших дошкольников более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении действий внутренних, умственных. С детьми этого возраста работу нужно чередовать. [1]

Устойчивость внимания существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает. Объем внимания младших школьников еще довольно узок. Исследования (М.С. Горбач) показали, что первоклассники, рассматривая картинки, сосредотачиваются по преимуществу на 2˗3 объектах. Для того чтобы обратить достаточное внимание на большее количество предметов, необходимо повторное восприятие картинки. Эти ограничения необходимо обязательно учитывать в обучении, поскольку причиной плохого усвоения материала является часто не столько отношение к учебе ученика, сколько превышение оптимального объема информации, сообщаемого учителем. Как правило, они не способны думать более чем об одной вещи сразу.
В 1 классе детям еще трудно одновременно следить и за ходом урока и за своим поведением (например, за своей позой на уроке). Ребенку трудно следить и за тем, что он выводит в тетради, и за положением своего тела и пишущей руки, трудно распределять внимание при выполнении этих двух дел. 
Слабо развито у детей этого возраста и распределение внимания. Так, первоклассники еще не в состоянии осуществлять одновременно два действия. Эксперименты, проведенные психологами, в частности Н. Ф. Добрыниным, показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в результате уже в 3 классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью. Они также слышат указания учителя, не прекращая своей работы. Однако более сложные действия, осуществлять которые необходимо практически одновременно, им еще не доступны. [10]

Требуют совершенствования и такие свойства внимания детей, как избирательность и переключение. Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребенка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям, когда с одного предмета деятельности надо переключиться на другой. Возможно повышение показателей переключения путем специальной тренировки. [10]

Важнейший источник внимания ребенка в процессе обучения или в игре - его интерес. Этот интерес у младшего школьника вначале носит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением. В дальнейшем учебные интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другом роде учебных занятиях. К числу факторов, стимулирующих возникновение интереса, относят следующие:
1. Оптимальное соотношение известного и неизвестного, необычного. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание ребенка можно удерживать достаточно долго.
2. Определенный дефицит информации, стимулирующий ассоциации и воображение.
3. Использование нестандартного вопроса, постановка проблемы или загадки. [10]

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно, интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные. Таким образом, успешность тренировки внимания у младших школьников в значительной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения – самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и недовольства со стороны учителей и родителей. [8]

Подводя итог первой главы, отметим, что изучением развития внимания в течении многих десятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи и педагоги: У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе, Т. Рибо, а также отечественные психологи: Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Ланге, Р.С. Немов.

Изучением особенностей внимания детей с задержкой психического развития занимались такие учёные как: Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, К.С. Лебединская, Н.Л. Блинова, В.И. Лубовский, а изучением особенностей внимания у детей с нормальным темпом развития занимались такие исследователи как: Т. Рибо, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев.

Они отмечали, что внимание – это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности и подчеркивали, что высокий уровень развития качеств внимания обеспечивает успешность всех трудовых процессов.

Внимание в жизни и в деятельности младших школьников выполняет разные функции. Присущие им нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся. Можно сказать, что особенности развития внимания – это достаточно сложная совокупность психофизиологических факторов. А внимание – это достаточно сложное явление, которое следует развивать, ведь именно внимание человека позволяет успешно реализовать себя в обучении и самосовершенствовании.

Представленные подходы зарубежных и отечественных психологов и педагогов, так же помогают понять процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!