СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности реализации учебного процесса для детей РАС, а также их социализация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье содержится презентация опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности реализации учебного процесса для детей РАС, а также их социализация.»

Смбатян Наталья Николаевна,

директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №14»



Особенности реализации учебного процесса для детей РАС, а также их социализация.


Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию особенности организации учебного процесса для детей с РАС и дальнейшей их социализации.

С 2019 года в МБОУ «СОШ №14» обучаются дети с ОВЗ (РАС). Остановимся подробнее на их особенностях.

Дети с РАС не способны инициировать и продолжать диалог, сближаться с людьми, сочувствовать, сопереживать, делиться эмоциями, вовлекать окружающих в свои идеи.

Другой характерный симптом большинства детей РАС – отклонения невербального коммуникативного поведения. Дети избегают визуального контакта, не используют язык тела и речевую интонацию, имеют проблемы с пониманием и применением невербальных средств общения. В процессе специального обучения они могут выучить небольшое количество функциональных жестов, но их разнообразие гораздо меньше, чем у других детей, а спонтанность использования отсутствует. Тяжелые формы расстройств сопровождаются полным отсутствием зрительных контактов, жестов, мимических выражений. Зачастую существует патологическая реакция на поступающие чувственные сигналы – свет, звук, прикосновение, изменение температуры. Парадоксальность ответа заключается в том, что неприятные воздействия, например, болевые, могут восприниматься спокойно, а нейтральные – шепот, шум, сумеречное освещение – вызывают неприятные ощущения. Стереотипии проявляются в простых действиях, речи и сложных поступках. Такие ученики бегают по кругу, стучат игрушками по твердой поверхности, выстраивают их в строгом порядке. Многие дети имеют интеллектуальное расстройство и речевые нарушения. Часто обнаруживаются нарушения в двигательной сфере – шаткая или угловатая походка, ходьба на цыпочках, дискоординация.

Для обучения детей с расстройством аутистического спектра созданы особые условия образования, подобраны педагоги, имеющие специальные компетенции взаимодействия с такими детьми. В школе для учеников с расстройством аутистического спектра работают специальные педагоги-дефектологи и психологи, тьюторы и логопеды, которые помогают детям развиваться и преодолевать трудности. Они проводят индивидуальные и групповые занятия, используя специальные методы и технологии. Тьюторское и логопедическое сопровождение являются важными компонентами образовательного процесса для детей с РАС. Эти специалисты помогают учащимся преодолевать трудности, развивать свои способности и адаптироваться в обществе. Интеграция этих форм поддержки способствует созданию инклюзивной среды, где каждый ребенок может реализовать свой потенциал.

Для детей с РАС созданы специализированные обучающие кабинеты, оснащенные специальными партами, стульями, наглядным материалом и визуальными средствами для лучшего усвоения материала.

Для адаптации детей в образовательном пространстве школы с 2022 года начала функционировать ресурсная комната для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с расстройством аутистического спектра. В ресурсной комнате имеется сенсорный уголок (воздушно-пузырьковая трубка с пультом управления), сенсорная гусеница, звукоактивированный световой проектор «Брейнскан», двусторонняя текстильная панель «Елочка», фиброоптический модуль «Веселое облако» с пультом управления, панель для игровых зон «Лето», сухой бассейн. Пространство ресурсной комнаты разделено на 2 зоны: учебную и свободную. Свободная зона – место, где уставшие дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, почитать, поиграть в настольные познавательные игры, заняться другими видами деятельности, не требующими сидения за партой. В учебной зоне находятся парты с наглядными материалами и ограниченным обзором, учебная доска.

При формировании значимых навыков традиционными методами мы часто видим, что ребенок с РАС усваивает их механически, без осмысления, использует не по назначению, а для своей стереотипной игры. Даже научив ребенка читать, мы можем обнаружить, что он не понимает прочитанного, точнее, не фиксируется на его смысле. В обучении аутичных детей наша задача – развитие осмысленности: осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой усваиваемой им информации, формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать и в школе, и для познания окружающего мира. Поэтому при освоении чтения и письма наши педагоги используют специализированный инновационный, научно обоснованный метод обучения грамоте, разработанный сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО - «Личный букварь» Марии Михайловны Либлинг. Учебный комплект содержит методическое пособие для учителя и /или родителей, в котором пошагово описана методика работы.

В чем его особенности:

- обучение начинается с буквы «Я» (особая последовательность изучения букв в «Личном букваре» обеспечивает их осмысленное усвоение. В отличие от традиционного букваря, первой осваивается не буква «А», а буква «Я», которой подписывается фотография ребенка, наклеенная на обложке);

- страницы собираются в индивидуальном порядке;

- ребёнок создаёт букварь сам вместе со взрослыми, вклеивая фотографии, раскрашивая рисунки, делая подписи.

«Личный букварь» помогает формировать у детей учебную мотивацию, интерес к книге, чтению и письму. Процесс обучения интересен ребёнку, так как связан с его жизненным опытом, с самыми близкими людьми и с тем, что происходит в их жизни. Данный метод освоения чтения является личностно ориентированным и хорошо подходит детям с РАС младшего школьного возраста.

Методы работы с детьми с РАС также ориентированы на развитие у них коммуникативных навыков, необходимых не только для их успешной интеграции в общество, но и для повышения эффективности усвоения ими академических знаний, умений и навыков.

Учитывая особенности формирования и развития у них высших психических функций, мы используем метод визуальной поддержки как основу для формирования четких структурированных представлений об образовательном, воспитательном и социальных процессах. В основе метода визуальной поддержки лежит использование наглядных средств, которые позволяют быстрее и эффективнее осуществлять обмен информацией с людьми с РАС, у которых зрительное восприятие развито лучше, чем аудиальное. Это позволяет им понять последовательность событий, их место и время, правила, взаимосвязи между предметами, явлениями, событиями, а также выразить свои желания и потребности (Коэн, Герхардт, 2018).

Визуальная поддержка - это использование зрительных стимулов (картинок, надписей, пиктограмм и т.п.) для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации (Cohen, Sloan, 2007). Систематизировали и описали методы визуальной поддержки Марлен Коэн (Marlene J. Cohen), Донна Слоан (Donna L. Sloan), Питер Герхардт (Peter F. Gerhardt).

Методы визуальной поддержки, которые используются нами:

  1. визуальное расписание - серия картинок, надписей или предметов, которые отображают последовательность событий или действий, которые необходимо выполнить (McClannahan, Krantz 1999).

  2. Карточки визуального сопоставления (в соответствии с тематикой занятий).

Структурированно, форма визуального расписания в наших классах – это, по сути, последовательность событий в течение дня, которая демонстрирует очередность уроков, их длительность, наличие перемен. Также в это расписание включены походы в столовую на завтрак и обед, и завершает наше расписание поездка/поход домой. Также в расписании есть календарь: таблица с датами, текущим месяцем и днем недели. Благодаря такой форме организации расписания, ученики формируют визуальное представление о времени (происходит визуальное отображение временных промежутков), а также имеют перед глазами визуальные подсказки. Это благоприятно влияет на эмоционально – волевую сферу учеников, помогает им снизить уровень тревожности и включает функции саморегуляции. Также в шаговой доступности от классов учеников с РАС есть оборудованная должным образом комната сенсорной разгрузки (сенсорная комната). Там дети проводят время с целью сенсорной разгрузки или, наоборот, сенсорно насыщаются, восполняя свой внутренний ресурс. В комнате учеников сопровождает тьютор, даря дополнительное ощущение безопасности.

Эти формы и методы помогают не только в преодолении учебных трудностей, но и в формировании уверенности в себе и социальной адаптации.

За период существования классов для детей с РАС в нашей школе хочу отметить успешную социализацию этих ребят: они посещают школьные мероприятия, торжественные линейки, концерты, также успешно принимали участие в школьных конкурсах (конкурс поделок ко Дню Учителя, конкурс работ ко Дню Матери, конкурс открыток, поделок к новому году) и всероссийских (VII Всероссийский творческий конкурс «Зима – пора чудес», «XII символов»), занимая призовые места.

Классы для детей с РАС – это место, где дети получают индивидуальную помощь и поддержку, где они могут развиваться и расти вместе со своими сверстниками. В школе реализуется социально значимый проект «Открой книгу вместе с нами». Традиционными стали мероприятия «Зажги синим», уроки доброты «Капелькой тепла согреем душу», благотворительные акции «Я не одинок», акция «РАСтем вместе!». С 2024 года школа участвует в проекте «Кулинарные мастер-классы для особенных детей».

Из нашего опыта работы хочу отметить, что к третьему году обучения дети с РАС стали посещать школьные мероприятия наравне с нормотипичными классами, а также принимать участие в конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного творчества.