Консультация для родителей
Особенности речевого развития старших дошкольников
Учитель-логопед:
Орленко Н.А.
Звукопроизношение детей 5-6 лет
В этом возрасте дети в норме четко произносят свистящие [С, З, Ц], шипящие [Ш,Ж,Ч,Щ], сонорные [Л,ЛЬ,Р,РЬ] звуки.
Словарь
Составляет 5000 слов. В речи достаточное количество существительных. Дети знают обобщающие понятия («овощи», «фрукты», «мебель», «домашние животные», «птицы»), подбирают действия (собака лежит, грызёт, спит, рычит), признаки к предмету по цвету, форме, величине («огурец большой, зелёный, овальный») .
Грамматический строй
Дети согласовывают числительные с существительными без ошибок (один лимон, два лимона, пять лимонов). Усваивают простые и некоторые сложные предлоги («над картиной», «из-за дерева», «под ёлкой»). Изменяют существительные по падежам (ложка, ложки, ложке, ложки, ложкой, ложке).
Словообразование
Дети образуют уменьшительно-ласкательные существительные и прилагательные («зелёненький сарафанчик», «беленький котёночек», «сладенькое яблочко»). Образуют притяжательные прилагательные («мамин платок», «заячьи уши», «Сашин самокат»).
Синтаксический строй
Дети употребляют простые распространенные предложения («Я поеду кататься с папой на машине», «Дети играли на новой площадке»).
Связная речь
Дети способны пересказывать рассказы, составлять рассказы по серии картин, составлять рассказы-описания.
Звукопроизношение детей 6-7 лет
Дети в норме должны произносить все звуки, проговаривать слова со сложной слоговой структурой (ве-ло-си-пед, во-спи-та-тель-ни-ца). Чётко и внятно произносить фразы.
Словарь
Составляет свыше 5000 слов. Дети подбирают слова-антонимы («широкий - узкий», «тупой- острый», «близко-далеко»).Употребляют в речи много существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Не всегда понимают смысл пословиц и слов с переносным значением («золотая осень, золотые руки»).
Грамматический строй
Дети употребляют все грамматические категории с редкими ошибками.
Словоо)разование
Дети правильно образуют приставочные глаголы («прыгает», «подпрыгнула», «спрыгнула», «перепрыгнул»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («лист-листик», «ведро- ведёрко»).
Синтаксический строй
Дети применяют сложносочинённые предложения («Я взял одну грушу, а Света взяла две груши»), предложения с подчинениями («чтобы», «потому что», «если»).
Связная речь
Дети без затруднений составляют рассказы-описания, пересказывают, составляют рассказы по картинкам, по серии картин. Придумывают окончания рассказов, способны творчески изменить сюжет сказки. Речь у детей эмоциональная.