СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности семейных отношений в многодетной семье

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

особенности многодетной семьи: типы, функции, проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Особенности семейных отношений в многодетной семье»

Особенности семейных отношений в многодетной семье


Беллавина И.Н.,

педагог-психолог МОУ «СОШ№8»,

г. Магнитогорск


Аннотация. В данной статье рассматриваются и выявляются особенности многодетной семьи, ее типы, функции и проблемы. Приводятся результаты исследования, направленного на изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Annotation. This article examines and identifies the features of a large family, its types, functions and problems. The results of a study aimed at studying the attitude of parents to different aspects of family life (family role) are presented.


Ключевые слова: многодетные семьи, типы многодетных семей, функции, семья, психолого-педагогическое сопровождение, проблемы родителей, проблемы многодетных семей.

Key words: large families, types of large families, functions, family, psychological and pedagogical support, problems of parents, problems of large families.


К концу XX в. в России сформировалась относительно устойчивая семейная структура населения, преобладающим типом которой стала нуклеарная семья. Однако, в последние годы, как показывают социологические исследования, в семейной структуре населения России отмечаются те же явления, которые начали возникать в большинстве европейских стран под влиянием второго демографического перехода. Демографы предлагают семейную структуру, достаточную для сохранения достигнутой численности населения в будущем, а именно, наличие 2 % семей с 5 и более детьми, 14 % — с 4 детьми, 35 % — с 3 детьми, 35 % — с 2 детьми, 10 % — с одним ребенком и 4 % бездетных. Следовательно, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 20 раз меньше, среднедетных — в 10 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертности. 

Довольно значительная часть семей проживает вместе с одним из родителей супругов, а иногда и с другими родственниками. Доля таких семей в России выше, чем в большинстве европейских стран, что объясняется относительно более ранним вступлением в брак, когда молодые супруги, особенно, если оба работают или учатся, нуждаются в помощи родителей по уходу за детьми.

Далее мы приведем четыре типа многодетных семей, которые выделяет Е.И. Холостова [6, c. 511]:

  • семьи, в которых многодетность запланирована. Как правило, для таких семей характерно наличие определенных финансовых трудностей и жилищных проблем, однако при этом родители замотивированы и заинтересованы в рождении и воспитании детей. Дети для них являются ценностью;

  • семьи, сформированные в результате второго и более браков родителя, в которых рождаются «новые» дети. Чаще всего данные семьи благополучны в финансовом плане, но ее членам присуще ощущение неполной семьи;

  • неблагополучные семьи, в которых родители частично или полностью не выполняют своих функций. В таких семьях у детей наблюдаются наличие заболеваний, поведенческие отклонения. Возникают проблемы с устройством детей в семьи опекунов и попечителей, в случае лишения родителей родительских прав, по причине наличия в законодательстве ограничений по разделению детей из одной семьи, а также в связи с неготовностью приемных родителей взять на воспитание большое количество детей;

  • семьи, в которых многодетность не запланирована (невозможность прервать беременность по медицинским показаниям, рождение близнецов или двойняшек; усыновление детей)

Многодетная семья выполняет ряд важных взаимосвязанных функций, среди которых: репродуктивная функция, функция первичного социального контроля, социализирующая, интегративная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, защитная. Особенностями функционирования современной многодетной семьи является низкий уровень финансовой обеспеченности, усиленная ценностная ориентация на  детность, наличие относительной депривированности детей и  раннего социального взросления старших детей, трудности совмещения профессиональных и родительских ролей, сосредоточенность на семейных традициях, патернализм, высокий уровень сплоченности и  взаимопомощи.

З.М. Казибекова полагает, что многодетные родители часто сталкиваются с проблемой отказа в трудоустройстве именно по причине наличия большого количества детей. Эта же проблема обуславливается низким уровнем их активности и низким образовательным потенциалом [3, c. 102].

М.Я. Руднева акцентирует проблему внутрисемейных взаимоотношений. Как правило, дети в многодетных семьях находятся под недостаточным контролем и присмотром со стороны взрослых. Немаловажной является ситуация, при которой родители, с учетом своей трудовой занятости, перекладывают часть своих обязанностей на старших детей. У самих же родителей нет возможности уделять должное внимание друг другу [5, c. 154].

К числу проблем многодетных семей относится также проблема здоровья детей. Дети в таких семьях, в большинстве случаев, имеют недостаточно полноценное питание, что является важным компонентом здоровья их растущего организма. Немалую долю проблем многодетных семей составляет проблема образования. У детей в многодетных семьях меньше условий для образования ввиду ограничения возможностей обучения. Следующей весомой проблемой многодетной семьи является жилищная проблема.

По мнению ряда исследователей, многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: по сравнению со сверстниками из малодетных семей, у детей из многодетных семей чаще формируется заниженная самооценка, неадекватные представления о  собственной значимости, что может оказать негативное влияние на  их дальнейшую жизнедеятельность [2, c. 64]. Кроме этого, отмечается низкий уровень информированности и правовой грамотности многодетных родителей, что снижает уровень обращаемости за помощью в государственные учреждения и степень их социальной защиты.

В. Н. Герасимов выделяет проблему реализации прав многодетных семей. Он считает, что большая часть льгот для многодетных семей в регионах не реализуются и напрямую зависит от состояния платежеспособности бюджетов субъектов Российской Федерации [1, с. 13]. Помимо государственной поддержки существуют различные технологии социальной работы с многодетной семьей. Технология социальной работы – это последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность.

Социальная работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.


С целью изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), а также определения их особенностей, нами было проведено исследование, объектом которого являлись семьи с тремя и/или более детьми, города Магнитогорска, Правобережного района, Челябинской области. В исследовании приняли участие 10 взрослых респондентов (5 мужчин и 5 женщин) в возрасте от 31 до 55 лет.

Нами была предложена методика PARI (parental attitude research instrument). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т.В. Нещерет. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

Данные теста распределились следующим образом: У 30% респондентов повышенные баллы в шкале семейных конфликтов. Показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения. 10% респондетов отметили безучастность мужа в бытовых делах, у 40% респондентов выявлена зависимость от семьи. Показатели по этой шкале свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела». У 20% респондентов наблюдается низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. Результаты тестирования показали, что большинство многодетных семей вполне довольны своей семейной жизнью, распределение ролей в семье происходит в соответствии с функциями семьи.








Список источников


1. Герасимов В. Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. — 2011. — №

2. — С. 15-19. 2. Иванова Р. Институт семьи для России // Вестник Института экономики РАН.  — 2009. — № 1. — С. 63-79.

3. Казибекова Н. А. Анализ проблем многодетных семей в  современный период / Н.А. Казибекова, З.М. Исмиева, М.Н. Агасиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — № 3 (32). — С. 101-104.

4. Карданова И. В., Астафьева М. В. К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России // Молодой ученый. — 2018. — №49. –С. 130-134 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/235/54498/ (дата обращения: 11.11.2021).

5. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с  различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. — М.: ИНФА-М, 2009. — 272с.

6. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 668 с.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!