Урок русского языка
Дата проведения: 12.12.2024
Учитель: Слабко Е.М.
Класс: 6
Тема урока: Особенности словообразования имен существительных
Цель: создать условия для формирования представления обучающихся об особенностях словообразования имен существительных.
Задачи: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
будут развивать познавательный интерес к слову, формировать ценностное отношение к русскому языку
Предметные результаты:
учащиеся повторят сведения об основных способах словообразования имен существительных;
будут совершенствовать умение проводить морфологический и словообразовательный разборы;
сформируют представление о способах образования имен существительных;
будут учиться объяснять лексическое значение слов при помощи морфем.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
будут анализировать материал учебника, осуществлять смысловое чтение, на основе наблюдений делать выводы и строить умозаключения.
Коммуникативные УУД:
будут учиться организовывать учебное сотрудничество, аргументировать и отстаивать свое мнение, отрабатывать умение взаимодействовать в группах и парах.
Регулятивные УУД:
будут учиться формировать целевые установки учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выстраивать алгоритм действий; контролировать время; осуществлять самоконтроль и познавательную рефлексию.
Ход урока:
Организационный момент.
Введение темы и цели урока.
Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках - Приложение1)
Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
Введение нового материала и первичное закрепление.
А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
Перед вами текст. (Приложение 2) Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.
В народе говорят, что один в поле не воин.
У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….
… - великая сила!
Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
ФИЗМИНУТКА
Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом.
Закрепим это, выполнив упражнение 214. Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова.
До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.106)
Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий. Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ.
А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? (К словообразовательному словарю) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг. Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.
Задание на карточках. Работа в группах. Определите, как образованы следующие слова.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход
- А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? (К словообразовательному словарю)
Домашнее задание.
На выбор: упр. 216 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг.
Итог урока.
Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.
Приложение 1.
Пр…бабушка, лисич…ка, п…досиновик, вещ…мешок, д…ждливый, рыж…к, ю(н/нн)ат, (с/з)бор, (вспомнить) прошл…е, …пенок, вечн…зеленый, пр…ехать, (в)право, пи…нер.
Прабабушка←бабушка (приставочный способ).
Лисичка←лисица (суффиксальный способ).
Подосиновик←осина (приставочно-суффиксальный способ).
Вещмешок←вещевой мешок (сложение).
Рыжик←рыжий (суффиксальный способ).
Юннат←юный натуралист (сложение).
Сбор←собрать (бессуффиксный способ).
Пионер (член детской орг.)←пионер (первый, неморф. способ).
Опенок←пень (приставочно-суффиксальный способ).
Прошлое (сущ.)←прошлое (прилаг., неморф. способ).
Приложение 2.
Приложение 3.
Задание на карточках. Определите, как образованы следующие слова.
1. Развесёлый ←
2. Овражек ←
3. Подсвечник ←
4. Бег←
5. Лесовоз ←
6. Продтовары ←
7. Мороженая рыба ←
Задание на карточках. Работа в группах. Определите, как образованы следующие слова.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход