ГБОУ «Республиканский центр образования»
Урок русского языка по разделу «Морфология. Орфография. Культура речи»
Особенности образования имён существительных.
Учитель:Бугланова Анна Михайловна
Определить способ образования слов.
1 ученик
2 ученик
- пр…огромный
- подорожник
- мор…ход
- заплыв
- учительская
- кресло-качалка
- сестрица
- БГУ(род слова)
По данным «Частотного словаря русского языка» частота употребления имён существтельных — 26,65%.
Согласно «Викисловарю», из 230 тысяч слов русского языка 123 тысячи — существительные.
Особенности образования имён существительных
1.Сложение с одновременным присоединением суффикса.
2.Существительные наиболее часто образуются суффиксальным способом.
3.Только имена существительные образуются сложением сокращённых основ и путем перехода
из других частей речи.
4.Бессуффиксным способом имена существительные образуются только от глаголов и прилагательных.
Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы):
1) -щик, -чик;
2) -льщик;
3) -тель, -итель;
4) -ик, -ник;
5) -овец, -ец, -ист;
6) -ач;
7) -ант (-янт), -ент;
8) -тор;
9) -анец (-янец), -ин, -анин (-янин), -чанин;
10) -ич, -ович (-евич)
Для образования существительных женского рода (большей частью такие существительные являются производными, соотносительными с существительными мужского рода) употребляются следующие суффиксы:
1) -к-а;
2) -ниц-а;
3) -щиц-а, -чиц-а, -льщиц-а
4) -ш-а;
5) -ичн-а, -иничн-а, -овн-а (-евн-а)
Суффиксы, служащие для образования имен существительных с абстрактным значением. В современном русском литературном языке наиболее продуктивными суффиксами этой группы являются следующие:
1) -ость (-ность);
2) -мость (-емость);
3) -ни-е (-н-ье), -ени-е;
4) -аци-я (-яци-я), -фикаци-я;
5) -к-а;
6) -и-е (-ье);
7) -ств-о (-еств-о);
8) -изм;
9) -ур-а;
10) –аж
Физминутка
1..Представьте перед собой квадрат.
Следуйте схеме дыхания, показанной на рисунке, начиная с левого
нижнего угла.
При этом каждая грань квадрата проходится за 4 счёта.
2.Упражнения для глаз.
Быстрое моргание.
Сильное зажмуривание глаз с последующим расслаблением.
Движение глаз вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали.
Вращение глазами (в том числе и с закрытыми веками).
Закрывание глаз (ненадолго закрываем глаза, дав им
отдохнуть в темноте, затем не спеша открываем глаза).
Как определить способ образования слова.
- Найти слово, от которого образовано данное (производящее слово). Для этого нужно объяснить себе смысл слова, используя однокоренные слова.
- Выделить производную и производящую основы. Производная основа — основа данного слова, производящая — основа того слова, от которого образовано данное слово.
- Выделить одинаковую часть двух основ.
- Указать в производной основе вновь появившиеся морфемы.
- Назвать способ образования слова.
Словари-наши лучшие помощники.
https :// 11klasov.net/9251-shkolnyj-slovoobrazovatelnyj-slovar-russkogo-jazyka-tihonov-an.html
http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/morphemic-orthographic/index.htm
Домашнее задание.
https ://edu.skysmart.ru/student/xirofasare
Стр.192 , упр.379.
https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/spetskurs-s-volkova/interesnye-fakty-iz-zhizni-suschestvitelnyh