Особенности социальной и профессиональной
реабилитации инвалидов
В настоящее время сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах, поэтому актуальной является задача создания целостной гибкой системы непрерывного профессионального образования, которая бы эффективно решала задачи социально-экономического развития страны.
В Нефтекамске, как и на республиканском уровне, существует проблема социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Проблема, над которой работают коррекционная школа и профессиональный колледж, направлена на формирование инновационной среды на основе интеграции образовательных ресурсов с целью непрерывной адаптивной профессиональной подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями.
Основной задачей в рамках получения профессионального образования является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности.
Данная задача решается через установление социальных контрактов с учреждениями, занимающимися непосредственно с детьми с ОВЗ, с образовательными учреждениями, предприятиями города, Центром занятости.
С целью создания условий для непрерывного образования организовано взаимодействие между учителями трудового обучения коррекционной школы и мастерами производственного обучения колледжа в части обмена опытом, обсуждения методических вопросов, подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
Среди форм организации взаимодействия следует отметить:
-экскурсии;
-мастер классы, круглые столы;
-совместную разработку экзаменационных билетов;
-проведение совместных заседаний методических объединений;
-организацию встреч родителей выпускников школы с мастерами колледжа;
-посещение дней открытых дверей - приобщение родителей к профессиональному становлению обучающихся;
-совместная организация экзаменов;
-организация совместных профессиональных проб;
-разработка и апробация контрольно-измерительных материалов для организации промежуточной аттестации обучающихся;
-участие обучающихся в предметных олимпиадах, конференциях.
Такая система позволяет осуществлять преемственность в работе учителя профессионально-трудового обучения и мастера производственного обучения, а также реализовать принцип непрерывности в организации профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ.
Таким образом, резюмируя выше сказанное, весьма перспективными направлениями инновационной деятельности являются:
1.Формирование условий для профессионального самоопределения обучающихся через специализацию в рамках предпрофильного обучения.
2.Дальнейшее развитие механизмов взаимодействия школы с колледжем с целью формирования единого образовательного пространства на основе интеграции путем сетевого взаимодействия, создание на базе колледжа системы повышения квалификации учителей профессионально-трудового обучения.
3. Формирование образовательного кластера «Школа – колледж – предприятие», который поможет выполнять еще одну актуальную задачу – позволит готовить специалистов, которые востребованы на рынке труда. Работа в этом направлении ведется. Открытие экспериментальной площадки «Формирование образовательного кластера «Школа – колледж – предприятие» тесно связано с одной из проблем школьного образования – у обучающихся мало проявляется потребность к труду, слабо развиты трудовые навыки. Поэтому, на наш взгляд, в рамках образовательного кластера будут актуальны такие формы работы, как мастер – классы преподавателей и рабочих предприятий, летней производственной практики на предприятиях по договору с Центром занятости.
Работая в этом направлении мы предполагаем получить следующие результаты:
-профессиональное самоопределение обучающихся школы будет обоснованно подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности за счет интеграции общего образования с профессиональным;
-предпрофильное обучение будет сопровождаться профессиональным становлением выпускника на базе профессионального колледжа;
-формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, интеграцию образования и производства, профессиональную подготовку квалифицированных специалистов из числа инвалидов на основе интенсификации их развития, восстановления и приумножения интеллектуального и физического потенциала, обеспечения личностного роста в соответствии с запросами работодателей.