СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности современного урока

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы сопровождаются заметками и могут быть использованы при подготовке к выступлению на педагогическом совете или заседании методического объединения 

Просмотр содержимого документа
«Особенности современного урока»

Особенности современного урока

Особенности современного урока

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К.Д. Ушинский

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

резко возросла информированность детей;

современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

ограниченность общения со сверстниками.

Сегодня учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?». В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Особенности системно – деятельностного подхода

СДП - учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. подход, направленный на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленным на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Системно- деятельностный урок

Преподаватель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Планирование

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Оценивание учащихся

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Итог урока

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля): планирование; организация; реализация и контроль; коррекция;  анализ.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.(таблица)

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?

основные этапы урока традиционного типа:

  • определение цели и задач;
  • отбор содержания учебного материала;
  • подбор методов и приёмов обучения;
  • определение форм организации деятельности учащихся;
  • подбор материала для домашней работы учащихся;
  • определение способов контроля;
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
  • подбор вопросов для подведения итога урока

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

определение цели и задач;

отбор содержания учебного материала;

подбор методов и приёмов обучения;

определение форм организации деятельности учащихся;

подбор материала для домашней работы учащихся;

определение способов контроля;

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

подбор вопросов для подведения итога урока.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. С учетом направленности на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Как подготовить современный урок

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и раз­вития;
  • выделение в содержании урока и темы главного, существен­ного;
  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку. Рациональную структуру урока обеспечивают:

комплексное планирование задач обучения, воспитания и раз­вития;

выделение в содержании урока и темы главного, существен­ного;

определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения;

дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

создание необходимых учебно-материальных условий обучения

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось , надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели

Подготовка учителя к уроку

  • 1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выпол­няется в ходе подготовки к учебному году.
  • 2-й этап — изучение методической литературы.
  • 3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников.
  • 4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку? Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тща­тельностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выпол­няется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внима­ние обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит ло­гическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а так­же с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изу­чения учебного материала.

2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержа­ние очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руко­водств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Темати­ческий план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материа­ла по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения . Особое внимание нужно обратить и на то, что может оказаться труд­нодоступным для учащихся. Тщательно продумывается ме­тодика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные фильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание . Цели следует обозначать конк­ретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но вос­питательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.

  • 5-й этап — разработка плана урока.

В плане урока указывают:

  • тему и номер урока в теме;
  • базовый учебник;
  • цель;
  • задачи урока
  • тип урока;
  • формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)
  • перечень и место учеб­ных демонстраций;
  • время на каждый этап урока ;
  • необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия ;
  • структуру урока — последователь­ность учебных ситуаций при изложении учебного материала и прове­дении самостоятельной работы учащихся

Подготовка учителя к уроку

5-й этап разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реально­го продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:

тему и номер урока в теме;

базовый учебник;

цель; Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвидение результата учебной деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); Задача - осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью) . Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр. Совокупность задач – алгоритм достижения цели урока

тип урока;

формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)

перечень и место в уроке учеб­ных демонстраций;

время на каждый этап урока;

необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия;

структуру урока — последователь­ность учебных ситуаций при изложении учебного материала и прове­дении самостоятельной работы учащихся

Дидактическая структура урока

  • Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
  • Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  • Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  • Сообщение нового материала.
  • Решение учебной задачи.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  • Закрепление изученного материала.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  • Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  • Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки (конкретно); личностно формирующая направленность урока.

Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока : постановка учебной задачи, актуализация знаний.

Сообщение нового материала .

Решение учебной задачи .

Усвоение новых знаний .

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

Закрепление изученного материала .

Обобщение и систематизация знаний .

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

Подведение итогов : диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению .

Технологическая карта урока

  • новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых. По сути - проект урока Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации

Технологическая карта урока Этапурока Деятельность учителя       Деятельность учащихся     Познавательная     Осуществля-емые действия Формируемые способы деятельности   Коммуникативная       Осуществля-емые действия Формируемые способы деятельности   Регулятивная       Осуществля-емые действия   Формируемые способы деятельности    

Технологическая карта урока

Этапурока

Деятельность учителя

 

 

 

Деятельность учащихся

 

 

Познавательная

 

 

Осуществля-емые действия

Формируемые способы деятельности

 

Коммуникативная

 

 

 

Осуществля-емые действия

Формируемые способы деятельности

 

Регулятивная

 

 

 

Осуществля-емые действия

 

Формируемые способы деятельности

 

 

Алгоритм проектирования урока

  • Первое:
  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности
  • Второе:
  • Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Первое:

четко определить и сформулировать для себя тему урока;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспектив своей деятельности.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен каждому конкретному ученику сегодня и в дальнейшей жизни? Какую максимальную выгоду для себя получит каждый ученик усвоивший знания по данной теме.

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Алгоритм проектирования урока Слова – ориентиры для формулирования цели

Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выявлять общее и особенное

Научить выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата . При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица.

В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.

Алгоритм проектирования урока

  • 1. Спланировать учебный материал
  • 2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.-
  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.-
  • 3. Упорядочить учебные задания в соответствии

с принципом "от простого к сложному".

  • 4.Составить три набора заданий :
  • задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
  • задания, способствующие закреплению материала учащимся

После определения цели и задач урока наступает третий этап, на котором необходимо:

1. Спланировать подачу учебного материала (от простого – к сложному)

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учащимся;

задания, способствующие закреплению материала учащимся

Требования

к уроку

Урок

Объявление темы урока

Универсальные

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

современного типа

учебные действия

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Планирование

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует)

Регулятивные планирования

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Оценивание учащихся

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(преподаватель консультирует)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

(преподаватель консультирует, советует, помогает)

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Домашнее задание

 

Проводится рефлексия

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

(преподаватель консультирует)

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

 

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Алгоритм проектирования урока

  • Четвертое:
  • Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся.

Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные (организация учащимся своей  учебной   деятельности) , целеполагания, коммуникативные и т.д.

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты

Алгоритм проектирования урока Пятое: Продумать

Алгоритм проектирования урока

  • Пятое:
  • Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
  • Шестое:
  • Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
  • мотивационно-целевой;
  • процессуальный;
  • рефлексивно-оценочный

Алгоритм проектирования урока Седьмое: Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля в дальнейшем Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Алгоритм проектирования урока

  • Седьмое:
  • Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
  • Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля в дальнейшем
  • Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Алгоритм проектирования урока Восьмое: Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. Девятое: Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски. Восьмое: Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. Девятое: Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Алгоритм проектирования урока

  • Восьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока.

Девятое:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Восьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

ТИПЫ УРОКОВ

Традиционный урок

Деятельностное обучение

Урок изучения нового материала

 

Урок постановки учебной задачи

 

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Урок решения учебной задачи

 

 

Урок обобщения и систематизации

 

Урок моделирования и преобразования модели

Комбинированные уроки

 

Урок решения частных задач с применением открытого способа

 

 

 

Урок контроля и оценки

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

 

 

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Виды уроков в системе Эльконина-Давыдова

Уроки постановки учебной задачи  — это наиболее острые и трудные уроки в курсах обучения по системе развивающего обучения, потому что именно на этих уроках происходит переход от старого к новому способу действий. Постановочный, или вводный, - это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.

Урок решения учебной задачи. Обеспечив столкновение школьников с необходимостью овладения новым способом действия, учитель организует его поиск. Решить учебную задачу - это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа. В начале обучения для решения задачи учитель организует общеклассную дискуссию. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками и в диалоге задает логику поиска. Однако освоение этой логики невозможно без самостоятельного (в группе) решения учащимися учебных задач. Здесь дети включаются в групповую работу. Функция учителя в этом случае состоит в организации совместных действий детей как внутри одной группы, так и между группами.

Урок моделирования . Цель моделирования - выделить и зафиксировать с помощью схемы, рисунка наиболее общее отношение в предмете для его исследования. В развивающем обучении моделирование напрямую связано с предметными действиями учащихся. Оно - средство анализа и решения задачи, которая родилась в процессе предметных преобразований. За моделью у каждого ребенка стоит действие с реальными предметами, которое теперь уже он способен выполнить в умственном плане.

урок решения частных задач с применением открытого способа.  Навык в традиционной системе обучения вырабатывается с помощью ряда однотипных упражнений, доведения их выполнения до автоматизма. В данном случае навык формируется путем использования способа, полученного в одной предметной области, как средства решения задач в других предметных областях, что позволяет ребенку видеть мир целостным, обнаружить взаимосвязь между предметами - сторонами единого мира

  урок контроля и оценки . Основная цель урока контроля и оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.

Главная методическая цель достигается следующими путями

  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся

Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности обучающихся : наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся , связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.

Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке , позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Гибкая структура . Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся

Виды уроков урок усвоения новых знаний урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) урок актуализации знаний и умений (урок повторения) урок систематизации и обобщения знаний и умений урок контроля знаний и умений урок коррекции знаний, умений и навыков комбинированный урок

Виды уроков

  • урок усвоения новых знаний
  • урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
  • урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
  • урок систематизации и обобщения знаний и умений
  • урок контроля знаний и умений
  • урок коррекции знаний, умений и навыков
  • комбинированный урок

1. Структура урока усвоения новых знаний 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его  выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Структура урока усвоения новых знаний

  • 1) Организационный этап.
  • 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • 3) Актуализация знаний.
  • 4) Первичное усвоение новых знаний.
  • 5) Первичная проверка понимания
  • 6) Первичное закрепление.
  • 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его

выполнению

  • 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2   Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2   Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления )

  • 1) Организационный этап.
  • 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
  • 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • 4) Первичное закрепление
  • в знакомой ситуации (типовые)
  • в изменённой ситуации (конструктивные)
  • 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
  • 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  • 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения ) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения )

  • 1) Организационный этап.
  • 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
  • 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • 4) Актуализация знаний.
  • с целью подготовки к контрольному уроку
  • с целью подготовки к изучению новой темы
  • 5) Применение знаний и умений в новой ситуации
  • 6) Обобщение и систематизация знаний
  • 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  • 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  • 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

  • 1) Организационный этап.
  • 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • 3) Актуализация знаний.
  • 4) Обобщение и систематизация знаний
  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
  • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
  • 5) Применение знаний и умений в новой ситуации
  • 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  • 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
  • Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5.  Структура урока контроля знаний и умений   1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5.  Структура урока контроля знаний и умений

  • 1) Организационный этап.
  • 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
  • Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля,

уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости

от вида контроля формируется его окончательная структура

  • 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6 . Структура урока коррекции знаний, умений и навыков   1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6 . Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

  • 1) Организационный этап.
  • 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
  • В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
  • 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  • 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока

  • 1) Организационный этап.
  • 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • 3) Актуализация знаний.
  • 4) Первичное усвоение новых знаний.
  • 5) Первичная проверка понимания
  • 6) Первичное закрепление
  • 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  • 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  • 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура системно-деятельностного урока 1.  Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин. 3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин. 4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин. 5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин. 8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин. 9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин . Способность учащихся к усвоению материала:  1-4 мин . – 60 % информации 5 - 23 мин . – 80 % информации 24 -34 мин . – 50 % информации 35 -45 мин . – 6 % информации

Структура системно-деятельностного урока

1.  Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин .

Способность учащихся к усвоению материала:

  • 1-4 мин . – 60 % информации
  • 5 - 23 мин . – 80 % информации
  • 24 -34 мин . – 50 % информации
  • 35 -45 мин . – 6 % информации

Опорная таблица для конструирования учебного занятия Образовательные задачи УЗ Возможные методы и приёмы выполнения Организационный этап Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. Проверка выполнения домашнего задания Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Этап усвоения новых знаний и способов действий Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору Работа с определением Использование обыденных аналогий Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения Первичная проверка понимания изученного Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий Применение знаний и способов действий Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия Обобщение и систематизация Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»
  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)  Коррекция знаний и способов действий Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  • Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Три уровня домашнего задания: Подведение итогов занятия Стандартный минимум Повышенный Творческий Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися Рефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты
  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Подведение итогов занятия
  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

« Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!