СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений»

Технологическая карта урока



Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7 класс

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Раздел 1 Многообразие растительного мира

Урок № 14. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. ПР№5 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

Тема урока

Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

комбинированный урок


Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные: способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её, способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, понимание специфики биологии как науки, заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, , понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества; готовность осуществлять исследовательскую деятельность индивидуально и в группе

Метапредметные: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;уметь интегрировать знания из разных предметных областей.

Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий по теме, работа с текстом и иллюстрациями учебника, выступление перед одноклассниками с устным сообщением, заранее подготовленным дома, самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради с последую-

щим обсуждением результатов, умение делать выводы на основании полученных результатов; понимание необходимости использования биологических для рационального природопользования; умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Покрытосеменные, ароморфоз, цветок, плод, спорофит, гаметофит (мужской и женский)

Жизненные формы растений: дерево, кустарник, трава; однолетние, двулетние, многолетние растения

Базовые понятия, единые для школьного образования: ароморфоз

Педагогические технологии: Информационно – коммуникационная технология. Технология развития критического мышления.Технология развивающего обучения. Групповые технологии. Функциональная грамотность.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по предмету «Биология» для 7 класса по теме

Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d5868, https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-osobennosti-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-rastenij-otdela-pokrytosemennye-6905490

(Диагностические работы, обучающие видеоролики)


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

1.Демонстрация учащимся наглядного материала «Слайд» (Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863d5868)
Выполнение заданий: Рассмотри Водоросли. С их появлением в атмосфере Земли стал интенсивнее накапливаться кислород не только в воде, но и в атмосфере. Благодаря им жизнь стала развиваться и воде и на суше.

Какие особенности строения позволяют отнести водоросли к низшим растениям?

Почему мхи считают тупиковой ветвью в эволюции?

Какие ароморфозы произошли у высших споровых растений? Кто их предки?

Назовите предков голосеменных. Какие ароморфозы по сравнению со споровыми?

(2.Эвристическая беседа. Обсуждение вопроса: Как осуществлялась эволюция растений?

Вывод: эволюция шла по пути уменьшения гаметофита (полового поколения) и укрупнения спорофита (бесполого поколения) и совершенствования проводящей ткани.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
I.Выполнение самостоятельной тестовой работы- 
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d5868

https://lesson.edu.ru/lesson/92d47882-e684-4e90-aaa2-e66630e04576

Или в форме карточек (работа в парах)

 КАРТОЧКА1 .Установите соответствие между признаками и растениями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИЗНАКИ

РАСТЕНИЯ

А) пыльца с воздушными мешками

1) 1

Б) корни только придаточные

2) 2

В) выделяет вещества фитонциды, убивающие бактерии

 

Г) для оплодотворения нужна вода

 

Д) имеется заросток

 

Е) листья покрыты восковой кутикулой

 

А

Б

В

Г

Д

Е








КАРТОЧКА2. Установите соответствие между характеристиками и шишками, обозначенными на рисунке выше цифрами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ШИШКА

А) женская шишка до опыления и оплодотворения

1) 1

Б) шишка с сомкнутыми для защиты семян чешуями 

2) 2

В) место формирования мужских гаметофитов (пыльцевых зёрен)

3) 3

Г) женский шишка с формирующимися внутри семенами

4) 4

Д) зрелая шишка

 

Е) молодые шишки первого года с семязачатками

 

А

Б

В

Г

Д

Е

КАРТОЧКА3..Установите соответствие между признаками и растениями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

РАСТЕНИЯ

А) мощная корневая система 

1) 1

Б) спорангии на обратной стороне листа

2) 2

В) деревянистые растения

 

Г) гаметофит с ризоидами

 

Д) споры развиваются в шишках

 

Е) плотная семенная кожура

 

А

Б

В

Г

Д

Е







КАРТОЧКА4.Установите соответствие между признаками и растениями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

РАСТЕНИЯ

А) мощная корневая система 

1) 1

Б) спорангии на обратной стороне листа

2) 2

В) деревянистые растения

 

Г) гаметофит с ризоидами

 

Д) споры развиваются в шишках

 

Е) плотная семенная кожура

 

А

Б

В

Г

Д

Е







Фронтальная проверка и обсуждение результата.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Сформировать знания об отделе растений Покрытосеменные. Чем Покрытосеменные отличаются от Голосеменных.
Ты узнаешь каковы особенности жизненного цикла покрытосеменных.

Какое значение имеют цветковые растения в жизни человека.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

I.Просмотр видеоролика «История изучения клетки. Клеточная теория» (Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/lesson/92d47882-e684-4e90-aaa2-e66630e04576с фиксацией опорных знаний в тетрадь в виде таблиц.

Или работа с презентацией.https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-osobennosti-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-rastenij-otdela-pokrytosemennye-6905490


.

III. Работа с учебником параграф 9 стр. 54. Многообразие покрытосеменных.

1.Рассказать о жизненных формах покрытосеменных (деревья, травы, кустарники). Привести примеры растений из школьного парка (сообщения, подготовленные самостоятельно)

2. Рассказать о многолетних, двулетних и однолетних травах. Привести примеры растений из школьного парка.

Прсмотр видиофрагмента https://lesson.edu.ru/lesson/92d47882-e684-4e90-aaa2-e66630e04576

Вывод: покрытосеменные находятся на вершине эволюции из-за разнообразия жизненных форм

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Фронтальная беседа – усвоение ключевых понятий.

- кто такие покрытосеменные?
-почему они находятся на вершине эволюции?
- какие ароморфозы вы можете отметить у покрытосеменных?
- интересна ли работа?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Выполнение Практической работы №5.

Тема. Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарныхэкземплярахрастений)

Цель:изучитьвнешнеестроениецветковогорастения, выяснить функцию каждого органа

Оборудование: гербарии цветковых растений в цветущем состоянии, по возможности с плодами,лупы,препаровальныеиглы,линейка(дляработыподходятрастенияпастушья сумка,сурепка,таккакуэтихрастений наодном стеблеодновременноможноувидеть и плоды и семена).

Ход работы:


1.Рассмотрите экземпляр растения на вашем столе. Найдите у него вегетативные органы. Какиеизвегетативныхоргановвывидите?Определитецветиразмеркорня,цветидлину стебля, цвет, размер и примерное количество листьев.

2.Найдите генеративные органы растения. Какие из генеративных органов вы видите? Определитеразмериокраску(повозможности)цветовиплодов.Аккуратноприпомощи препаровальной иглы вскройте плод и найдите там семена.

3.Зарисуйтерастение,втетрадьдляпрактическихработ,укажитевсеорганы,которые вам удалось увидеть. Не забудьте указать название исследуемого растения.

Название растения ___________________________



























Заполни таблицу «Органы цветкового растения»

Названиеоргана растения

Вегетативный или генеративный

Какую функцию выполняет (основную)

1. Корень

2. Стебель

3. Лист

4. Цветок

5.Плод



Сделайте вывод о том, что это растение относится к высшим цветковым (покрытосеменным) растениям, объясните, почему.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Объединитесь в группы и составьте рассказ о значении покрытосеменных в природе и для человека.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1. Каким номером на рисунках обозначен видоизменённый лист насекомоядного растения?

Видоизменение листьев: 1 - колючки барбариса, 2 - усики гороха, 3 - ловчий лист насекомоядного растения, 4 - соцветие корзинка, окруженное оберткой из чешуевидных листьев.

Ответ: 3

1.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в стробилах на концах побегов
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия в стебле 

Ответ: 146

2.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

1) стержневая корневая система
2) неупорядоченное расположение проводящих пучков в стебле
3) число элементов цветка кратно пяти
4) параллельное жилкование листьев
5) наличие двух семядолей в семени
6) мочковатая корневая система

Ответ: 135





3 ЗАДАНИЕ 1

а.Каким номером на рисунках показана структура, количество частей в которой позволяет отнести растение к классу Однодольные?

Ответ: 5

б.Установите соответствие между характеристиками и классами покрытосеменных, к которым относятся растения, обозначенные на рисунках выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ


А) характерна стержневая корневая система


Б) в стеблях имеется камбий

В) проводящие пучки расположены диффузно

Г) зародыш имеет одну семядолю

Д) зародышевый корешок рано отмирает

Е) параллельное или дуговидное жилкование


КЛАСС

1) 1

2) 2


Ответ: 112222

4.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения наблюдаются изображённые на рисунке признаки, то это растение:

1) относится к классу Двудольные
2) имеет сетчатое или пальчатоперистое жилкование листьев
3) способно к вторичному утолщению за счёт камбия
4) имеет мочковатую корневую систему
5) имеет проводящие пучки, расположенные беспорядочно
6) относится к классу Однодольные

Ответ: 456

Взаимопроверка и оценивание работ.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы.

  1. Что называется органом растения?

  2. В чём различие вегетативных и генеративных органов растения?

  3. Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения?

Взаимосвязь органов в растительном организме

Организм растения представляет собой целостную систему, главными составляющими которой являются три уровня биологической организации: клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные – находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса. В то же время синтез сложных органических веществ в корнях невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и подземной частей растения. Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов. Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зелёный, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяемый созревающими семенами при дыхании.

Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы.

Ответ :

  1. Орган – это уровень биологической организации, выполняющий определённую функцию и связанный с другими частями неразрывными связями;

  2. Вегетативные органы обеспечивают питательными веществами (а также водой и минеральными солями) весь организм, а генеративные органы предназначены для полового (семенного) размножения растений;

  3. Питание цветка, а затем и плода осуществляется с помощью особого приспособления – цветоножки (плодоножки), по которой питательные вещества из корней и листьев поступают в цветок, а затем и в плод.

.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Беседа:

- Что мы сегодня узнали на уроке нового?
- Какие вопросы по этой теме вас заинтересовали?

- О чем бы вы хотели узнать больше?

Диагностическая работа (Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863d5868, )

https://lesson.edu.ru/lesson/92d47882-e684-4e90-aaa2-e66630e04576


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ) 

Урок

На уроке я

Итог

Интересно

Работал

Узнал много нового

Не интересно

Отдыхал

Всё понял

Скучно

Помогал другим

Не понял

Другое

Другое

Другое


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

 Нарисуйте ваше настроение.



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Учебник 7 класс Линия жизни по редакцией В.В. Пасечника М: «Просвещение» 2023г

Параграф 9 . Ответить на вопросы. На с 54 выполнить задание 1 «Моя лаборатотория»


На с 54-55 выполнить задание 2 «Анализ рисунка»

В процессе жизненного цикла растений происходит смена полового и бесполого поколений. Поколение

Э образующее гаметы, называют гаметофитом. Поколение , производящее споры, называют спорофитом. У нисших растений наибольшего развития достигает гаметофит, но по мере усложнениярастений преобладающей формой становится спорофит. Проанализируйте рисунок. Выскажите своё мнение, объясняющее этот факт.

Задания в презентации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!