СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности строения клеток грибов, животных и растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Особенности строения клеток грибов, животных и растений»

Конспект открытого урока в 10 «2» классе по биологии,

на тему: «Особенности строения клеток грибов, животных и растений».


Дата:12.12.19г.

Провела учитель по биологии Гаджимурадова С.Д.


Предмет: биология

Тип урока: комбинированный урок с применением кейс-технологии

Вид урока: проблемный урок

Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая

Цели: систематизировать знания учащихся об особенностях строения клеток различных царств эукариот: грибов, растений и животных.

Задачи урока:

Образовательные: на основе ранее накопленных знаний и умений учащихся дать сравнительную характеристику клеток живых организмов, сравнить строение клеток грибов, животных и растений и выяснить, о чем свидетельствуют сходства и различия в строении этих клеток;

Развивающие: способствовать формированию коммуникативных умений путем организации работы в парах и группах; оценивать и корректировать собственную деятельность; работать с дополнительными источниками информации, развивать умения применять, полученные знания для выполнения заданий повышенной сложности;

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к процессу овладения знаниями.

Оборудование: ПК интерактивная доска, готовые микропрепараты растительной, животной и грибной клеток, микроскопы, таблицы и рисунки строения клеток растений, животных и грибов.



  1. Орг. момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги . Здравствуйте, ребята. (1 мин)

  1. Определение темы урока, целей и задач. (5 мин)

Посмотрите на экран: (Слайд)

Осторожно, зазор! Доводилось ли вам когда-нибудь слышать подобное высказывание? Где? Как вы считаете,зазор-это хорошо или плохо

  1. те, зазор – это хорошо или плохо?

Почему фигурирует слово осторожно? В нашей жизни остается очень много зазоров. Это зазоры в нашем поведении, воспитании, образовании, отношениях. Это наши страхи, может быть просто незнание чего-либо, непонимание чего-либо… К чему это может привести? К ошибкам и неправильным поступкам. Мы должны уметь восполнять зазоры, которые присутствуют в нашей жизни. Может с кем-то нужно наладить отношения, что то исправить…

Беседа о строении клетки .Загадки про клетку

Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз,-так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений, человека, зверя, птицы!

Отгадай кто я?



  1. Актуализация опорных знаний. Устная работа по карточкам. Формирование групп. (4 мин)

  2. Объяснение нового материала (15 мин)

Кейсы (папки с заданиями)

Кейс 1. История открытия клетки.

Постановка проблемы:

Школьник Магомед и его родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения истории многих явлений и процессов. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Магомеду нужно разобраться в исторических фактах, связанных с открытием клетки, чтобы продемонстрировать одноклассникам на уроке биологии и доказать необходимость получения этих знаний.

Теория:

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука).

В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью. усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»).

В 1675 году итальянский врач  М.Мальпиги, а в 1682 году — английский ботаник Н. Грю подтвердили клеточное строение растений. О клетке стали говорить как о «пузырьке, наполненном питательным соком».

В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук (AntonvanLeeuwenhoek, 16321723) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» — движущиеся живые организмы (инфузорииамёбыбактерии). Также Левенгук впервые наблюдал животные клетки — эритроциты и сперматозоиды. Таким образом, уже к началу XVIII века учёные знали, что под большим увеличением растения имеют ячеистое строение, и видели некоторые организмы, которые позже получили название одноклеточных.

В 1831 году английский ботаник Р. Броун впервые описал ядро растительной клетки, а в 1833 году установил, что ядро является обязательным органоидом клетки растения. С тех пор главным в организации клеток считается не мембрана, а содержимое. 

Клеточная теория строения организмов была сформирована в 1839 году немецким зоологом Т. Шванном и М. Шлейденом и включала в себя три положения.

В 1858 году Рудольф Вирхов дополнил её ещё одним положением, однако в его идеях присутствовал ряд ошибок: так, он предполагал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая «сама по себе». Лишь позднее удалось доказать целостность клеточной системы.

В 1878 году русским учёным  И. Д. Чистяковым открыт митоз в растительных клетках; в 1878 году  В. Флемминг и П. И. Перемежко обнаруживают митоз у животных.

В 1882 году В. Флемминг наблюдает мейоз у животных клеток, а в 1888 году Э Страсбургер - у растительных.

Задание: Прочитайте текст. Выделите важные даты. Сопоставьте материал на предложенном вам бланке.

Вопросы:

  1. Назовите главные даты в истории открытия клетки.

  2. Нужно ли знать историю открытия клетки?

  3. Что дает нам изучение истории открытий?



Кейс 2. Строение бактериальной клетки


Постановка проблемы:

Организующая роль микробов, которые обеспечивают возможность протекания подавляющего большинства биологических процессов на планете, имеет прямое отношение к экологии и растений, и животных.


Для человека это особенно важно, поскольку это основная часть его повседневной жизни, от которой зависит не только физическая активность, но и нередко сама возможность выживания человека как биологического вида. Это одна из основных причин, которая побуждает микробиологов изучать экологию бактерий, их взаимодействие с растениями и животными.

Главное направление, по которому сегодня ведется изучение роли бактерий в экологии животных это поиск антибиотиков, способных предотвратить разрушающее влияние бактерий на ткани животных.

Фармацевту НаримануГамидовичу нужно разработать новый антибиотик для борьбы с неизвестными бактериями. Помогите ему вспомнить строение бактериальной клетки.

Теория:

Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой (клеточной стенкой), которая выполняет защитную и опорную функции, а также придаёт бактерии постоянную, характерную для неё, форму. По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от растений и животных.

 1.Клеточная оболочка бактерии проницаема: через неё питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в окружающую среду.

Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается дополнительный защитный слой слизи — капсула.

Капсула предохраняет бактерию от высыхания. Толщина капсулы может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень небольшой.

 2. На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один, два или много) или короткие тонкие ворсинки. Длина жгутиков может во много раз превосходить размеры тела бактерий. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются.

 3.Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма, в которой находятся  различные белки (ферменты) и запасные питательные вещества.

 4.В отличие от других одноклеточных организмов, у бактерий нет ядра: их ядерное вещество не отделено от цитоплазмы оболочкой и распределено в цитоплазме.



Задание: Прочитайте текст. Сопоставьте органоиды бактериальной клетки с их функциями.

Вопросы:

  1. Какую роль играет изучение бактерий в нашей жизни?

  2. Вред или пользу приносят они нам?

  3. Расскажите про особенности строения бактериальной клетки.

Кейс 3. Строение растительной клетки.

Постановка проблемы:

Искандер прочел в научно-популярном журнале, что значимый эксперимент на пути открытия фотосинтеза принадлежал английскому химику Джозефу Пристли. Ученый посадил под колпак мышь, и через пять часов грызун умер. Когда же Пристли поместил с мышью веточку мяты и также накрыл грызуна колпаком, мышь осталась живой. Этот эксперимент навел ученого на мысль о том, что существует процесс, противоположный дыханию. Ян Ингенхауз в 1779 году установил тот факт, что только зеленые части растений способны выделять кислород. Через три года швейцарский ученый Жан Сенебье доказал, что углекислый газ, под воздействием солнечных лучей, разлагается в зеленых органоидах растений. Спустя всего пять лет французский ученый Жак Буссенго, проводя лабораторные исследования, обнаружил тот факт, что поглощение растениями воды также происходит и при синтезе органических веществ. Эпохальное открытие в 1864 году совершил немецкий ботаник Юлиус Сакс. Для объяснения результата этого эксперимента нужно знать структуру растительной клетки.

Теория:

Итак, первым жителем Королевского государства является КЛЕТОЧНАЯ (или плазматическая) МЕМБРАНА. Она служит своего рода «забором», который окружает клетку снаружи, выполняя при этом важные функции. Самая основная функция – защитная. Мембрана защищает клетку от воздействий внешней среды. На поверхности мембраны можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им, клетки прочно соединяются между собой. Это помогает им общаться друг с другом. Вся поверхность мембраны пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами. Через них осуществляется обмен веществ (питательные вещества, необходимые клетке, проникают вовнутрь, а вредные продукты жизнедеятельности клетки, удалиться из неё).

У растений мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку - КЛЕТОЧНУЮ СТЕНКУ, которая состоит из целлюлозы (клетчатки). Она бесцветная, прозрачная и очень прочная. Выполняет и защитную, и опорную функции - придает клетке определённую форму и размеры.

А что же скрывается под самой плазматической мембраной?

Самым важным и крупным жителем этого государства является – ЯДРО, которое располагается в самом центре клетки. В ядре хранится вся наследственная информация о клетке. В состав ядра входят одно или несколько ядрышек. В состав маленьких ядрышек входят хромосомы, которые обеспечивают передачу наследственных свойств клетки дочерним клеткам при делении.

Следующим жителем государства являются ПЛАСТИДЫ – особые органоиды, которые встречаются только в клетках растений.

Они бывают:

  • бесцветными (накапливают питательные вещества в запас);

  • оранжево-красными (содержат особые соединения, которые отвечают за окраску плодов и цветков растений);

  • зелёными.

Зелёные пластиды называются хлоропластами. В хлоропластах есть особый пигмент – хлорофилл, придающий растениям зеленый цвет. Растения не могут самостоятельно добывать готовую органическую пищу, поэтому им необходимо самим себе готовить органические вещества. В этом им помогает хлорофилл. Этот процесс называется фотосинтезом, происходит на свету и только в зелёных растениях.

ВАКУОЛЬ. Живёт только в клетках растений, имеет вид прозрачного пузырька, заполненного клеточным соком. Вакуоль в клетке отвечает за переваривание пищевых частиц. Вакуоль наполняется клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растёт.

А следующий житель, объединяет между собой всех жителей государства – ЦИТОПЛАЗМА, которая является для клетки внутренней средой, состоит из вязкого полужидкого вещества. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Цитоплазма находится в постоянном движении.



Задание к кейсу: Сопоставьте органоиды растительной клетки с их функциями.


Растительная клетка. (8 мин)

Объяснение учителя. (Слайды)









  1. Перерыв.Пожалуйста улыбнитесь. Обсуждение картины StevenKenny. (1 мин) (Слайд)

  2. Первичное закрепление. Тест. (5 мин) (Слайд)

1.Единица строения организма растений и животных

А) Клетка

В) Ядро

С) Оболочка

Д) Вакуоль

Е) Цитоплазма


2.Содержит клеточный сок

А) Лизосома

В) Вакуоль

С) Ядро

Д) Лейкопласт

Е) Мембрана


3.Находится наследственная информация

А) Вакуоль

В) Оболочка

С) Нуклеус

Д) Цитоплазма

Е) Ядро


4. Основные отличия бактериальной клетки от растительной заключается в:

А) отсутствие клеточной оболочки

B) отсутствие ядерного вещества

C) отсутствие цитоплазмы г) отсутствие ядра



5. Какое строение имеет бактерия?

A) одноклеточное

B) многоклеточное

C) неклеточное


6. Из каких частей состоит бактериальная клетка?

A) оболочка, ядро, цитоплазма

B) оболочка, слизистая капсула, цитоплазма

C) слизистая капсула, мембрана, цитоплазма, ядерное вещество

Г) слизистая капсула, мембрана, цитоплазма, ядерное вещество, пластиды



  1. Вторичное закрепление. Mindmap на тему «Клетка».(Слайд)

  2. Домашнее задание. Итоги урока (3 мин) (Слайд)

  3. Рефлексия. (3 мин)

Список использованной литературы:

1.      Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» http://bio.1september.ru

2.      Биология в Открытом колледж еhttp://www.college.ru/biology

3.      Herba: ботанический сервер Московского университета http://www.herba.msu.ru

4.      BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии http://www.biodat.ru

5.      FlorAnimal: портал о растениях и животных  http://www.floranimal.ru






© 2021 418 4