Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Лабораторная работа № 2 «Сравнение строения растительной и животной клеток»
Цели урока:
Образовательные:
Провести сравнение особенностей строения клеток прокариот и эукариот. Обеспечить формирование умений определять черты сходства и различия клеток бактерий, протистов, грибов, растений и животных.
Обеспечить повторение и закрепление знаний об особенностях строения клеток живых организмов.
Развивающие:
Создать условия для:
- развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять понятия);
- развития мировоззрения учащихся;
- развития навыков устной и письменной речи;
- развития памяти;
- развития критического мышления, групповой самоорганизации.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания самостоятельности и коммуникативности.
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности при выполнении лабораторной работы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Ресурсы урока: учебник, таблицы, дидактические материалы, презентация, видеофрагмент «Строение животной клетки», видеофрагмент «Строение клетки бактерий», медиаазбука по теме «Строение клетки».
Методы и методические приемы: фронтальная беседа, рассказ, инструктаж, медиазбука, буквенный диктант, работа с таблицами и учебником, демонстрация презентации, демонстрация видеоматериалов, микропрепаратов, объяснение схемы.
План урока:
Организационный этап
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Актуализация знаний
Проблемно-поисковый этап:
Определение темы и цели практического исследования.
Выдвижение рабочей гипотезы.
Подтверждение гипотезы. Работа в группах по выполнению лабораторной работы, моделирование клеток.
Обобщение материала урока и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. Рассказ представителя каждой группы – отчет о выполнении заданий с использование построенных моделей клеток, материалов лабораторной работы.
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний (Медиаазбука, буквенный диктант, самоконтроль и взаимоконтроль).
Подведение итогов урока. Рефлексия
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, организация внимания учащихся, психологический настрой учащихся)
2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Сегодня, мне хотелось бы урок начать со стихотворения. (Слайд 1)
Терпение, упорный труд –
И знанье, как награда
Тому, кто к истине стремиться
И знает слово «надо».
Потребность – то, чего хочу:
Открытий и общенья.
Не понял что – не промолчу,
Решу свои сомненья.
У знаний нет прямых дорог.
Упорней тем твержу я:
«Что и горшки обжог не Бог,
А значит, все могу я!!!»
Думаю вы поняли, что это стихотворение я прочитала не только и не столько, от своего лица, сколько от вашего. Мы с вами вновь встретились на уроке биологии, чтобы еще одна тайна живого мира приоткрылась нам. Я всем желаю удачи и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
- Итак, какую большую тему мы изучаем? (Предполагаемый ответ: Клетка-структурная и функциональная единица живых организмов) (Слайд 2)
- В виде чего обобщены все знания о клетке? (Предполагаемый ответ: В виде клеточной теории)
- Вспомните её первое положение. (Предполагаемый ответ: Клетка-элементарная структурная и функциональная единица живых организмов, которая обладает всеми признаками и свойствами живого)
- Назовите второе положение клеточной теории. (Предполагаемый ответ: Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности)
-Кем и когда были сформулированы эти положения? (Предполагаемый ответ: Шлейден и Шванн, 1839 г.) (Слайд 3)
- Что изображено на экране? (Предполагаемый ответ: клетки различных живых организмов-растений, животных, грибов и бактерий) (Слайд 4)
- Какие клетки размещены на слайде? (Предполагаемый ответ: клетки прокариот и эукариот)
-Какие организмы мы называем эукариотическими? Назовите примеры (Предполагаемый ответ: организмы, клетки которых имеют оформленное ядро; растения, животные, грибы и протисты)
-Какие организмы мы называем прокариотическими? Приведите примеры таких организмов? (Предполагаемый ответ: организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра; бактерии)
-Почему же мы снова вернулись к рассмотренному ранее материалу и вы видите на слайде вопрос? (Предполагаемый ответ: мы что-то не знаем об этих клетках)
- Предположите, исходя из оборудования на ваших столах и данного слайда, о чем сегодня пойдет речь, какова цель урока? (Предполагаемый ответ: Провести сравнение особенностей строения клеток прокариот и эукариот, выполнить лабораторную работу и определить черты сходства и различия клеток бактерий, протистов, грибов, растений и животных) (Слайд 5)
- Запись темы урока в тетрадях (Слайд 5)
3. Актуализация знаний.
Далее продолжается фронтальная беседа учителя с учащимися по вопросам с параллельным заполнением схемы на доске (учителем) и в тетрадях (учащимися). Используется мультимедиа: презентация, видеоматериалы, выстраивается зрительный ряд.
- Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить, какое положение клеточной теории он демонстрирует. (Предполагаемый ответ: В клетке происходят все процессы, свойственные живому организму: питание, дыхание, выделение). (Слайд 6-7)
- Докажите свою точку зрения. Но прежде давайте вспомним, что значит, доказать? (Предполагаемый ответ: Доказать – это значит: Выдвинуть тезис, привести аргументы, сделать вывод. Доказательство: Рисунок изображает положение клеточной теории «Клетка-элементарная структурная и функциональная единица живых организмов, которая обладает всеми признаками и свойствами живого». На рисунке изображен процесс поступления O2 в клетку и выделения CO2. Это происходит в процессе дыхания. Следовательно, клетка дышит, как и весь организм. Следовательно, рисунок демонстрирует положение клеточной теории, которое говорит о сходстве процессов в клетке и в целом организме)
- Еще один видеоряд? (Предполагаемый ответ: Все живые организмы состоят из клеток. Доказательство: Рисунок изображает положение клеточной теории «Все живые организмы состоят из клеток»; На рисунке изображены живые организмы: растения, животные, грибы и клетки, из которых они состоят; Значит, этот рисунок демонстрирует положение клеточной теории, которое говорит о том, что все живые организмы состоят из клеток). (Слайд 8-9)
- Какие чувства вызвал у вас следующий видеоряд? Отражением какого положения клеточной теории он является? Почему? (Предполагаемый ответ: Видеоряд демонстрировал следующее положение клеточной теории: каждая дочерняя клетка возникает путем деления материнской. Детеныш животного, проросток растения превращается во взрослый организм, клетки делятся, их становится больше, и организм растет. Таким образом, видеоряд демонстрировал положение клеточной теории «Каждая клетка – от клетки») (Слайд 10-11)
- Кто автор этого положения? (Предполагаемый ответ: Р. Вирхов, 1859) (Слайд 12)
- Поясните, что мы только что сделали с помощью этих слайдов? (Предполагаемый ответ: повторили положения клеточной теории)
- Перед вами на экране клетки представителей различных царств природы и схема клетки. Попробуйте её заполнить. (Слайд 13)
- Что не получилось, почему? Давайте вместе найдем причину затруднения, пожелаем себе и друг другу удачи, чтобы преодолеть всё, что отделяет нас от истины сегодня на уроке.
4. Проблемно-поисковый этап.
- В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы? (Предполагаемый ответ: Дробянки, Грибы, Растения, Животные)
- Что значит изучать объект живой природы? (Предполагаемый ответ: Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов)
- Какие науки занимаются изучение этих царств природы? (Предполагаемый ответ: Ботаника, микология, зоология, микробиология)
- Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано? (Предполагаемый ответ: Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток) (Слайд 14)
-Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Учитель на доске и учащиеся в тетрадях достраивают схему)
- Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?
Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток. (Слайд 15)
Учитель организует работу групп учащихся. Группы получают задания и необходимое лабораторное оборудование, информацию для поиска ответов на вопросы. При подготовке к уроку учащиеся были распределены на 4 группы экспертов: ботаников, зоологов, микологов и микробиологов (была организована их работа с дополнительными источниками информации размещенными на сайте «Биология» и в сети Интернет. На уроке учащиеся перераспределяются так, чтобы в каждой группе был ботаник, зоолог, миколог и микробиолог.
Группы выполняют лабораторную работу №2, используя инструктивные карточки и тетради на печатной основе.
Дополнительное задание для первой группы: Составьте схему строения растительной клетки. Укажите отличительные черты строения клеток растений.
Предполагаемый ответ:
Отличия: Клеточная стенка есть, образована целлюлозой, клетка не меняет своей формы; есть пластиды; есть крупная центральная вакуоль; нет центриолей; запасной углевод-крахмал; по способу питания-автотрофы.
Дополнительное задание для второй группы: Составьте схему строения животной клетки. Укажите отличительные черты строения клеток животных.
Предполагаемый ответ:
Отличия: Клеточной стенки нет; нет пластид; нет крупной центральной вакуоли; центриоли есть; запасной углевод-гликоген; по способу питания-гетеротрофы.
Дополнительное задание для третьей группы: Составьте схему строения грибной клетки. Укажите отличительные черты строения клеток грибов.
Предполагаемый ответ:
Отличия: Есть жесткая клеточная оболочка, которая образована хитином. Они гетеротрофы, в клетках нет пластид, запасным питательным веществом является гликоген.
Дополнительное задание для четвертой группы: Составьте схему строения бактериальной клетки. Укажите отличительные черты строения клеток прокариот.
Предполагаемый ответ:
Отличия: Есть клеточная стенка, состоит из муреина. Есть цитоплазматическая мембрана. Не имеют оформленного ядра. Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме. Нет мембранных органоидов. Есть мезосомы.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. Рассказ представителя каждой группы – отчет о выполнении заданий с использование построенных моделей клеток, материалов лабораторной работы.
6. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний (Медиаазбука, буквенный диктант, самоконтроль).
Вопросы буквенного диктанта
(самоконтроль по ответам на экране):
Жидкая среда клетки (Предполагаемый ответ: Гиалоплазма);
Вторая буква в названии органоида движения инфузории-туфельки (Предполагаемый ответ: Реснички);
Полисахарид, входящий в состав оболочки бактерий (Предполагаемый ответ: Муреин);
Постоянные структуры внутри клетки (Предполагаемый ответ: Органоиды);
Область цитоплазмы, в которой расположена ДНК у бактерий (Предполагаемый ответ: Нуклеоид);
Органоид растительной клетки, состоящий из целлюлозы (Предполагаемый ответ: Оболочка);
Энергетическая станция эукариотической клетки (Предполагаемый ответ: Митохондрии);
Хранитель наследственной информации у эукариот (Предполагаемый ответ: Ядро).
Вопросы медиаазбуки (взаимоконтроль, ответы читает учитель):
А | Система внутриклеточных мембранных структур: цистерн, пузырьков, вакуолей и трубочек, в которых накапливаются вещества, синтезирующиеся на мембранах ЭДС. | Аппарат Гольджи |
Б | Деление, при котором ДНК реплицируется с образованием двух идентичных молекул, каждая из которых прикрепляется к цитоплазматической мембране, врастающей между двумя молекулами ДНК так, что в результате делит клетку надвое | Бинарное деление |
В | Крупные мембранные пузырьки или полости в цитоплазме, заполненные преимущественно водным содержимым | Вакуоли |
Г | Организмы, потребляющие готовые органические вещества | Гетеротрофы |
Д | Набор хромосом в соматической клетке | Диплоидный |
Ж | Органы движения у клеток прокариот | Жгутики |
З | Жидкое агрегатное состояние гиалоплазмы | Золь |
И | Процесс подготовки клетки к делению, состоящему из трёх периодов | Интерфаза |
К | Элементарная структурная и функциональная единица, обладающая всеми основными признаками живого | Клетка |
Л | Маленькие мембранные пузырьки, содержащие около 50 пищеварительных ферментов, способных расщеплять белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты | Лизосомы |
М | Органоиды клетки, участвующие в процессе клеточного дыхания и обеспечивающие клетку энергией в виде АТФ | Митохондрии |
Н | Область цитоплазмы, в которой расположена ДНК | Нуклеоид |
О | Постоянная клеточная структура цитоплазмы, выполняющая определённые функции и обеспечивающая процессы жизнедеятельности клетки (питание, синтез веществ, их перемещение их внутри клетки и выведение за её пределы и др.) | Органоиды |
П | Доядерные организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра | Прокариоты |
Р | Немембранные органоиды, осуществляющее синтез белка | Рибосомы |
С | Приспособления многих бактерий для выживания в неблагоприятных условиях | Споры |
Т | Фаза митоза, при которой дочерние хромосомы деспирализуются у полюсов клетки и ДНК становится доступной для транскрипции, формируется ядерная оболочка, в ядрах образуются ядрышки, нити веретена деления распадаются | Телофаза |
Ф | Этот ученый в 1876 г. открыл клеточный центр | Флемминг |
Х | Органоиды, осуществляющие фотосинтез. | Хлоропласты |
Ц | Составная часть цитоплазмы, её механический каркас | Цитоскелет |
Ч | Форма хроматофора у хламидомонады | Чашевидная |
Ш | Основоположник клеточной теории | Шванн |
Э | Поглощение клеткой пищевых частиц | Эндоцитоз |
Я | Центр управления клеткой, хранилище информации | Ядро |
Подведение итогов урока. Рефлексия
Мы с вами эффективно поработали. Давайте подведем итоги. Обратите внимание на цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. (Возвращаемся к 1 слайду). Достигли ли мы поставленных целей? Какие трудности испытали? Что было для вас наиболее трудным? Что показалось наиболее легким? Выставление отметок за урок.
Повторить § 19-20
Подумать и ответить письменно на вопрос «Можно ли эритроциты человека, не имеющие ядра, считать прокариотическими клетками?»
Подготовить сообщение (по желанию):
Значение бактерий в природе.
Использование бактерий в практической деятельности человека.
Творческое задание : синквейн «Клетка»