Особенности технологии конструирования и реализации педагогического процесса в профессиональных образовательных организациях
Нефёдова Ю. Н.
ГБПОУ ВО «ВГПГК»
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.
Поэтому профессиональные учебные заведения были и остаются востребованными в современной системе образования, для общества в целом.
Однако, как отмечает старший преподаватель Российского университета кооперации г.Арзамас, Сокольник Инесса Владимировна: «Стремительное развитие инновационной экономики привело к обострению проблемы качества кадров, которая стала ключевой для многих региональных предприятий и отраслей.
Таким образом, остро встаёт вопрос о качестве подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений. Это касается не только высших учебных заведений, но и средне –профессиональных [1].
Все образовательные учреждения без сомнения понимают масштабность проблемы, и постоянно совершенствуют модель организации педагогического процесса, чтобы он соответствовал современным требованиям всех рынков труда.
С повышением и изменением требований изменяется работа в самих образовательных учреждениях: корректируется педагогический процесс и технология конструирования.
Но как организуется педагогический процесс и какова технология его конструирования? Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Одним из решающих условий успешного протекания деятельности в образовательных учреждениях является реализация педагогических технологий.
Педагогическая технология –это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [2].
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство - это высший уровень владения педагогической технологией. В педагогике различают взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования (в том числе и процесса обучения). К частным - технологии решение задач обучения и воспитания (педагогическое стимулирование деятельности обучающихся, контроль и оценка ее результатов).
Рассмотрим общие педагогические технологии, а именно технологию конструированияи реализации педагогического процесса.
В своей работе известный советский и российский учёный, Сластёнин В.А., отмечал, что данный процесс включает в себя:
- анализ,
- диагностику,
- определение прогноза,
- разработку проекта деятельности [5].
На этапе процесса решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя (преподавателя), которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и обучающихся. Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно- операциональная технологии различаются по своей направленности. Но в каждой из них выделяются последовательно общие осуществляемые педагогом составляющие, упомянутые в работе Сластёнина В.А.
Анализ, прогноз и проект –это неразрывная триада при решении любой педагогической задачи. Она не зависит от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения педагогических задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана (плана-конспекта, конспекта) или же нет[3].
Технология конструирования педагогического процесса должна быть направлена не только на действия педагога, но и на действия обучающихся (студентов): как на группу, так и на отдельного человека.
Отметим, что данная технология подходит для всех уровней образования. Касаемо именно профессионального образования, здесь необходимо учитывать тот момент, что преподавание представляет собой особую трудовую функцию в составе профессиональной деятельности преподавателя, требования к которой регламентируются соответствующей педагогической системой. Преподавание как трудовая функция представляет собой не просто набор трудовых действий, а их четкую последовательность:
- целеполагание;
- мотивирование;
- планирование;
- обеспечение процесса;
- контроль результатов деятельности и их корректировка [4].
Так как же осуществляется данная последовательность в образовательном процессе?
Любая деятельность начинается с определения цели.
Цели деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации определены Федеральными государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования, и зафиксированы в образовательной программе, по которой он работает. Сюда включены ожидаемые результаты обучения: компетенции, умения, знания выпускника, требования к его практическому опыту.
Мотивирование деятельности преподавателя заключается в реализации социального заказа профессионального образования. Это есть подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающая его основному смыслу, связанному с обеспечением профессионально-личностного развития обучающегося.
Планирование, образовательный процесс и контроль результатов.
Преподавание, как и всякая деятельность, реализуется на основе определенного жизненного цикла. Такой цикл может быть полным или неполным. Полный цикл деятельности включает три основных этапа: подготовку — реализацию — рефлексию. Применительно к преподаванию эти этапы выглядят следующим образом:
1) разработка программы, подбор учебно-методического обеспечения, составление планов-конспектов занятий, подготовка к каждому конкретному занятию;
2) проведение занятий;
3) анализ, самооценивание результатов каждого конкретного занятия, деятельности студентов и своей деятельности, выявление продвижений и «пробелов» в знаниях, умениях, компетенциях; определение «точек приложения усилий» как для последующей работы со студентами, так и в процессе собственного личностно- профессионального развития; оценка эффективности используемых педагогических технологий и методов обучения.
Каждый из этих этапов требует примерно одинаковых трудозатрат.
Преподавание в современных профессиональных образовательных организациях включает в себя характеристики индивидуальной и командной работы. С одной стороны, в рамках каждого отдельного занятия деятельность одного преподавателя: он проводит занятия со студентами самостоятельно, несет единоличную ответственность за качество их подготовки и проведения, за их результат, выраженный в повышении уровня знаний студентов.
С другой стороны, это работа именно командная. Преподаватели разных дисциплин дают целостную картину уровня подготовленности студента к дальнейшей профессиональной деятельности.
Так же нужно отметить, что работа в современных профессиональных образовательных организациях основана на принципах открытости и социального партнерства. Что это значит?
Условием эффективного профессионального образования является социальный диалог. Это распространяется не только на управление образованием, но и на профессиональную деятельность каждого преподавателя, применительно к которой обозначенные принципы могут быть конкретизированы. Преподавание в профессиональной образовательной организации должно учитывать, как современный уровень развития техники и технологий по профессии/специальности, так и особенности требований к выпускникам, предъявляемых конкретными предприятиями-работодателями. То есть, современный мир делает социальный заказ, а профессиональные организации осуществляют его. Именно с этим связана актуальность вопроса повышения квалификации преподавателей.
Таким образом, с изменением требований к уровню подготовки будущих специалистов меняется и технология конструирования и реализации педагогического процесса. Корректируется конструктивно-содержательная деятельность: меняются программы, учебные планирования, проводится корректировка учебной литературы.
В конструктивно-материальной деятельности меняется проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит от:
- понимания и учёта индивидуальных особенностей личностей и возраста обучающихся (студентов);
- коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;
- реализации педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.
Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования [6].
Таким образом, создание образовательного пространства с учётом инновационной деятельности учебного заведения и использованием педагогических технологий способствует обеспечению профессионального становления личности: современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной, управленческой,производственно-технологической,научно-методической,исследовательской деятельности. Повышается репутация учебного заведения. А ключевой составляющей репутации учебного заведения и является уровень карьерного роста выпускников.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что технология конструирования и реализации педагогического процесса – это технология, которая направлена на:
- организацию педагогического процесса, в котором участниками являются и преподаватели, и обучающиеся,
- усвоение предмета (курса) всеми обучающимися (студентами),
- развитие познавательной деятельности, мотивов и потребностей обучающихся (студентов).
Необходимо отметить огромную пользу в использовании педагогической технологии в формировании компетенций всех участников учебного процесса.
У обучающихся (студентов) – это общий интеллектуальный уровень, обучаемость, профессиональные компетенции.
У преподавателей: профессиональные компетенции (глубокое знание предмета обучения, педагогическое мастерство, широкий научный кругозор, владение методиками научного поиска, инновационная мобильность).
Вся работа педагогического процесса направлена не просто на использование разнообразных технологий, а направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов путём реализации в учебном процессе эффективных педагогических технологий.
Литература
Атласова А. А., Товарищева Ф. Д. Инновационная педагогическая деятельность как феномен современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 119–124.
Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
Кирягина М. Е. Педагогические инновации в образовании // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №18. С. 282-284.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009 – С.75-86.
Сластенин В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально- педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. – 2008 – № 1 – С.49-74.
Сокольник И.В. Требования современных работодателей к выпускникам ВУЗ-ов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 1-2.