| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Программа воспитания начального общего образования |
«Особенности учебной деятельности младших школьников»
Выполнила: студентка группы Ш-21
Шводченко Екатерина
Ейск, 2023 г.
Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решении учебных задач. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. При традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется должного внимания.
Одним из компонентов учебной деятельности является мотивационный компонент. Он включает познавательные потребности и учебные познавательные мотивы, т. е. желание узнать что-то новое, овладеть новыми способами решения, самостоятельно определить путь поиска нового знания и т. д. Содержательный включает в себе содержание образов, представляемое в государственном образовательном стандарте. Операциональный включает действия, осуществление которых позволяет решить поставленную учебную задачу.
Мотивы учения – это направленность на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна.
Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается, очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. И вот приходит сентябрь. Первый день - три урока, а уже со следующего - четыре или пять. Ежедневно домашнее задание - еще на два-три часа. И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. Однако через некоторое время позиция школьника становится привычной; указанный мотив постепенно теряет побуждающее значение.
К категории так называемых внешних мотивов относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым; занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу; мотивы долга и ответственности), узколичные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе, «пятерочником») и отрицательные (избежать неприятности, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, учеников, если школьник не будет хорошо учиться).
Учебная задача – ясное представление о том, что предстоит освоить, чем предстоит овладеть. В отличие от конкретно-практического задания (например, решить примеры на сложение двух чисел) учебная задача носит более общий характер (научиться сложению с переходом через десяток). Об этом свидетельствует такой распространенный способ выполнения домашних заданий: сначала письменный русский, т.е. выполнение упражнения с заданием «вставить пропущенные буквы». Переписал, вставил, а уже потом, на закуску, прочитал правило, которое оказывается зазубренным, заученным лишь формально.
Способы обучения школьника самостоятельному выделению учебной задачи:
1) вопросы о том, чему научились на уроке;
2) разъяснение смысла выполнения отдельных упражнений (зачем оно нужно);
3) сравнение заданий разного типа на одно и то же правило;
4) использование приема перспективы (планирование продвижения по темам) и ретроспективы (сравнение новых умений и способностей с тем уровнем, что был раньше).
Учебные действия - это приемы учебной работы. Одни из них имеют общий характер, применяются при изучении различных учебных предметов (таковы приемы заучивания - от буквального, механического до сложных форм опосредствованного запоминания). Другие - предметно-специфичные. Введение учителем новых, более прогрессивных приемов учебной работы, связанных с логической обработкой материала, имеет большое значение.
Действия контроля и самоконтроля. Различают разные виды контроля - по конечному продукту; пооперационный, пошаговый, текущий; перспективный, планирующий. Основное направление развития контрольной части деятельности связано с постепенной передачей самому учащемуся функций контроля во все более расширяющейся сфере.
Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача. Подведение итогов изученного необходимо организовать так, чтобы учащиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения, радость преодоления трудностей и познания нового. Обычно функция оценивания выполняется учителем - в развернутой словесной форме или в виде отметки, но для возникновения умения самостоятельно оценивать свою работу полезно использовать различные формы самоконтроля (составление схемы пройденного материала; формулирование вопросов для проверки уровня усвоения; обзорные доклады по отдельным аспектам темы и др.). Самооценка как неотъемлемая часть деятельности учения необходима для формирования рефлексии. Выполнение действий самооценки имеет регулятивное ретроспективное (хорошо или плохо я сделал?) и прогностическое значение (смогу ли я справиться с этой задачей?).