СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Выступление на педагогическом совете на тему "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"

Просмотр содержимого документа
«Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования»

Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования        Презентацию составила: Учитель начальных классов Рябых К.Ю. Нижегородская обл. Г.Дзержинск  2018 год

Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования

Презентацию составила:

Учитель начальных классов Рябых К.Ю.

Нижегородская обл.

Г.Дзержинск

2018 год

 Сколько лет существует школа – столько лет учителя твердят о том, что дети ленятся, не хотят учиться и не стремятся к большему. Одна из главных причин низких результатов учёбы – недостаток учебной мотивации учащихся.

Сколько лет существует школа – столько лет учителя твердят о том, что дети ленятся, не хотят учиться и не стремятся к большему. Одна из главных причин низких результатов учёбы – недостаток учебной мотивации учащихся.

 Мотив-это смысл поведения и деятельности человека, или же всё то, ради чего происходит активность. Л.И. Божович

Мотив-это смысл поведения и деятельности человека, или же всё то, ради чего происходит активность.

Л.И. Божович

  Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.  В основе мотивов поведения человека лежат потребности.

  Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

В основе мотивов поведения человека лежат потребности.

 Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел – значит, нужно. Это, безусловно, имеет положительную сторону. Однако, с другой стороны, беспрекословное подчинение детей этого возраста авторитету взрослых препятствует развитию у них самостоятельности, тормозит формирование качеств субъекта учебной деятельности.

Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел – значит, нужно. Это, безусловно, имеет положительную сторону. Однако, с другой стороны, беспрекословное подчинение детей этого возраста авторитету взрослых препятствует развитию у них самостоятельности, тормозит формирование качеств субъекта учебной деятельности.

 По данным исследований, в начальной школе растёт количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса.

По данным исследований, в начальной школе растёт количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса.

 Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащиеся совершает ту или иную деятельность.  В деятельности различают мотивы и цели.  Цель – представляемый и осознаваемый результат деятельности.

Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащиеся совершает ту или иную деятельность.

В деятельности различают мотивы и цели.

Цель – представляемый и осознаваемый результат деятельности.

Общая структура мотивации к учению в этом возрасте А) познавательная мотивация. Б) мотивация достижения успеха. В) престижная мотивация. Г) мотивация избегания неудачи. Д) компенсаторная мотивация.

Общая структура мотивации к учению в этом возрасте

  • А) познавательная мотивация.
  • Б) мотивация достижения успеха.
  • В) престижная мотивация.
  • Г) мотивация избегания неудачи.
  • Д) компенсаторная мотивация.
В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся:   1) эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе;

В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся:

1) эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе;

2) познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
  • 2) познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
«Мозговая атака»  1. Поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество решений.  2. Хвалить учащихся, записывая все мысли и идеи, которые приходят в голову.  3. Ценить не качество, а количество ответов(устроить соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемной ситуации).  4. Воздерживаться от критики и оценки идей до тех пор, пока они не перестанут поступать.

«Мозговая атака»

1. Поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество решений.

2. Хвалить учащихся, записывая все мысли и идеи, которые приходят в голову.

3. Ценить не качество, а количество ответов(устроить соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемной ситуации).

4. Воздерживаться

от критики и оценки идей до тех пор,

пока они не перестанут поступать.

3)волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности: - Что ты сам думаешь об этом? - Что хорошего есть в этой работе, ты хотел бы поработать над этим ещё? - Тебе нравится твоя работа? Почему? - Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз? - что тебе в этой работе удалось больше всего? И т.д.

3)волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:

- Что ты сам думаешь об этом?

- Что хорошего есть в этой работе, ты хотел бы поработать над этим ещё?

- Тебе нравится твоя работа? Почему?

- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?

- что тебе в этой работе удалось больше всего? И т.д.

4) социальные методы: - развитие желания быть полезным;   - создание ситуации взаимопомощи; - сотрудничество и т.д.  В практической педагогике разработаны различные способы изучения школьной мотивации. Наиболее интересная – проективная методика «Рисунок школы». Задание: нарисуй, что тебе нравится в школе.

4) социальные методы:

- развитие желания быть полезным;

  - создание ситуации взаимопомощи;

- сотрудничество и т.д.

В практической педагогике разработаны различные способы изучения школьной мотивации. Наиболее интересная – проективная методика «Рисунок школы».

Задание: нарисуй, что тебе нравится в школе.

Несоответствие рисунков теме указывает: А) на мотивационную незрелость ребёнка; отсутствие школьной мотивации, преобладание игровых мотивов, когда дети рисуют машины, игрушки, узоры и т.д. Б) детский негатив; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и наличием трудностей приспособления к школьным требованиям; в этом случае ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тематику и рисует то, что лучше всего умеет и любит рисовать; В) непонимание и неверное истолкование задачи; чаще всего это свойственно детям с задержкой развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).

Несоответствие рисунков теме указывает:

А) на мотивационную незрелость ребёнка; отсутствие школьной мотивации, преобладание игровых мотивов, когда дети рисуют машины, игрушки, узоры и т.д.

  • Б) детский негатив; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и наличием трудностей приспособления к школьным требованиям; в этом случае ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тематику и рисует то, что лучше всего умеет и любит рисовать;
  • В) непонимание и неверное истолкование задачи; чаще всего это свойственно детям с задержкой развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьников познавательных мотивов; Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации; В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

  • А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьников познавательных мотивов;
  • Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации;
  • В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
  • Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Из этого можно сделать следующие выводы: 1. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психологические цели обучаемых; 3. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личного развития; 4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить  качественные показатели  познавательных процессов.

Из этого можно сделать следующие выводы:

  • 1. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
  • 2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психологические цели обучаемых;
  • 3. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личного развития;
  • 4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить

качественные показатели

познавательных процессов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!