СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности урока обобщения и систематизации знаний

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал поможет познакомиться сособенностями обобщающих уроков. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности урока обобщения и систематизации знаний»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 11 ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ      Особенности урока обобщения и систематизации знаний  Подготовила «Учитель-методист» Страусова Раиса Васильевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 11 ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Особенности урока обобщения и систематизации знаний

Подготовила

«Учитель-методист»

Страусова Раиса Васильевна

Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого, исходя из конкретных задач и содержания. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны уроки обобщения и систематизация знаний, которые формируют приёмы и навыки для целевого усвоения материала, готовят каждого обучающегося к итоговому самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность не только развивать познавательные компетенции, но приобретать практический опыт.
  • Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого, исходя из конкретных задач и содержания.
  • Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны уроки обобщения и систематизация знаний, которые формируют приёмы и навыки для целевого усвоения материала, готовят каждого обучающегося к итоговому самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность не только развивать познавательные компетенции, но приобретать практический опыт.
Дидактическая цель данного типа урока Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года.

Дидактическая цель данного типа урока

  • Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года.
Теоретические основы обобщения и систематизации знаний   Обобщение  - это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов.  Систематизация – это мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.

Теоретические основы обобщения и систематизации знаний

Обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов.

Систематизация – это мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.

  Особенности обобщающих уроков     Более высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся. Рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время. Создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке, обеспечивающих усвоение материала учащимися на более высоком уровне. Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных  обобщений.

Особенности обобщающих уроков

  • Более высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся.
  • Рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время.
  • Создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке, обеспечивающих усвоение материала учащимися на более высоком уровне.
  • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения.
  • Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных  обобщений.
Варианты структуры уроков    Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся; Воспроизведение и коррекция опорных знаний; Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний; Подведение итогов урока.

Варианты структуры уроков

  • Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
  • Воспроизведение и коррекция опорных знаний;
  • Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
  • Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
  • Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
  • Подведение итогов урока.
Организационный момент; Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; Проверка выполнения работ, корректировка; Формулирование выводов по изученному материалу; Оценка результатов урока; Подведение итогов; Задание на дом
  • Организационный момент;
  • Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
  • Проверка выполнения работ, корректировка;
  • Формулирование выводов по изученному материалу;
  • Оценка результатов урока;
  • Подведение итогов;
  • Задание на дом
Организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего урока; Проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере необходимости; Обобщающая беседа по теме; Заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.
  • Организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего урока;
  • Проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере необходимости;
  • Обобщающая беседа по теме;
  • Заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.
Виды уроков при проведении систематизации и обобщении знаний: урок – смотр знаний, урок – экскурсия, урок – конференция, урок – семинар, урок – контрольная работа, урок – игра, урок – защита проектов и другие.

Виды уроков при проведении систематизации и обобщении знаний:

  • урок – смотр знаний,
  • урок – экскурсия,
  • урок – конференция,
  • урок – семинар,
  • урок – контрольная работа,
  • урок – игра,
  • урок – защита проектов и другие.