СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»
Кафедра педагогики и психологии начального обучения
Направление подготовки (специальность) 44.03.01 Педагогическое
образование
профиль Начальное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности влияния типа темперамента на эффективность учебной деятельности младших школьников»
Работа выполнена студентом
Козловской Владиславой Юрьевной
Научный руководитель
кандидат психологических наук, доцент, Изотова Елизавета Геннадьевна
Допустить к защите:
Заведующей кафедрой,
Доктор психологических наук,
Профессор
Карпова Елена Викторовна
_________________
«__» __________________2021 г.
Ярославль
2021
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы влияния типа темперамента на эффективность учебной деятельности младших школьников 8
1.1. Понятие темперамента и его типы 8
1.1. Особенности проявления темперамента у младших школьников 10
1.2. Влияние типа темперамента на эффективность учебной деятельности 14
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Опытно-практическая работа по влиянию типа темперамента на эффективность учебной деятельности младших школьников 17
2.1. Диагностика типа темперамента у учащихся 4-го класса 17
2.2. Формы, приемы и методы при работе с детьми с различными видами темперамента 23
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 35
Введение
Проблема изучения влияния темперамента на успеваемость в школе не теряет своей актуальности. Особенно важно подробно рассмотреть это применительно к младшим школьникам, поскольку в старшей школе формируются стереотипы восприятия и осуществления детьми учебной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь и, в целом, на отношение к образованию в целом.
Очевидно, что, если младший школьник не добивается успеха в процессе обучения, мотивация к выполнению этой деятельности резко падает, что приводит его к дисфункции как ученика, позиция которого в этот период времени играет ключевую роль в интегральной социализации личности ребенка.
По мнению некоторых авторов, одной из характеристик личности ребенка, определяющей успешность его учебной деятельности, является темперамент, как совокупность индивидуальных качеств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом.
Свойства темперамента стабильны и постоянны, они проявляются у человека в различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки. Прежде всего, необходимо учитывать особенности темперамента при построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в контексте школьного образования, а также при оценке успеваемости ребенка в школе.
Следует отметить, что проблема влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности, в том числе и воспитания, так или иначе рассматривалась многими авторами.
Еще Я.А. Коменский четко обозначил положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей должен строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и призвал выявлять эти качества путем систематических наблюдений.
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и С.А. Игумнов в своей книге "Психическое развитие детей в норме и патологии" наиболее полно показывают влияние темперамента на различные виды деятельности детей. Авторы призывают при организации учебно-воспитательных мероприятий с детьми учитывать особенности темперамента с целью их успешной реализации школьниками.
Комплексный и системный подход к изучению школьной неуспеваемости представлен в книге Н.П. Локаловой "Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика". В книге рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного образования, одним из которых, по мнению автора, является темперамент ребенка. Влияние, которое все учителя должны учитывать при организации образовательной деятельности ребенка, особенно в более раннем возрасте.
Проблема исследования: влияет ли тип темперамента на эффективность учебной деятельности?
Объект исследования: тип темперамента.
Предмет исследования: влияние типа темперамента на эффективность учебной деятельности.
Цель исследования: определить особенности влияния типа темперамента на эффективность учебной деятельности младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие темперамент и его типы.
На основе анализа методической литературы выявить особенности проявления каждого типа темперамента.
Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента.
Проанализировать и сопоставить данные о типах темперамента с успешностью учебной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, чтобы понять влияет ли тип темперамента на эффективность учебной деятельности младших школьников. Считаем, что дети с флегматическим типом темперамента будут наиболее успешны, нежели учащиеся с меланхолическим типом темперамента.
Для решения поставленных задач нами были использованы теоретические и практические методы. Теоретическими методами исследования в работе являются анализ научной и психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Практические методы – беседа с учителем второго класса, диагностирование, а также статистические и графические методы обработки и представления результатов исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные положения общей теории учения Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Диствервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.П. Нечаев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И. Лингарт, И. Ломпшер и другими учеными. Особенности темперамента младших школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах Е.П. Ересь, Э. Кречмер, Б.М. Теплова, В.Д. Небылициной, В.М. Русаловой и многих других.
Опытно-практическая работа проводилась в муниципальном общеобразовательном учреждении Карачихская средняя школа Ярославского муниципального района (далее – МОУ Карачихская СШ ЯМР), в 4 классе, в количестве 32 человек, из них девочек – 10 человек, мальчиков – 22 человека.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что мы рассмотрели понятие темперамента, его основные типы, рассмотрели особенности проявления темперамента у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть полезны студентам специальности «Преподавание в начальных классах», а также учителям начальных классов.
Глава 1. Теоретические основы влияния типа темперамента на эффективность учебной деятельности младших школьников
Важно иметь представление о типе темперамента человека, поскольку он определяет непосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в определенных социальных ситуациях. Точное понимание темперамента и характера человека также позволяет вам предвидеть и предугадывать его реакции.
Под темпераментом понимается совокупность врожденных психофизиологических особенностей человека, которая определяет динамику протекания его психических процессов [Ересь Е.П., 2008].
Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой» [Теплов Б.М., 2000]. Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию [Рубинштейн С.Л., 2002].
Стоит отметить, что нет лучших или худших темпераментов, у каждого из них есть свои положительные стороны, поэтому основные усилия следует направить на разумное использование его преимуществ и нивелирование его отрицательных сторон.
Именно темперамент во многом формирует характер человека, его личность и выступает связующим звеном между человеческим организмом и его когнитивными процессами.
Выделяют четыре типа темперамента:
сангвиник;
холерик;
меланхолик;
флегматик.
Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.
Сангвиник – это быстрый, подвижный человек, который эмоционально реагирует на все впечатления; его чувства непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко заменяют друг друга.
Холерик – человек вспыльчивый, иногда даже импульсивный, с сильными, быстро воспламеняющимися чувствами, ярко выраженными в речи, мимике, жестах; часто-вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.
Меланхолик – человек, который характеризуется относительно небольшим разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью. Он не реагирует на все, но, когда он отвечает, он многое переживает, хотя и не очень выражает свои чувства.
Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются [Кречмер Э., 2000].
Однако было бы неправильно думать, что всех людей можно разделить на четыре основных темперамента. Немногие из них являются чистыми представителями этих типов, в основном мы наблюдаем сочетание определенных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может выявить особенности разных темпераментов.
Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может быть искажено, изменено, а реальный темперамент "замаскирован".
Ученые и педагоги выделяют особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в ходе речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.
Сангвиник. Очень живой, беспокойный. Он не сидит ни минуты, и что-то крутится у него в руках. Он часто протягивает руку, разговаривая с соседом. Очень чувствителен, легко увлекается. Он эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. В классе он живо реагирует на все новое и интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и стабильны-они увлекаются новым делом, его легко охладить. Все эмоции выражены на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или объекту. На интересных для него занятиях проявляет большую активность и работоспособность. Но если урок ему не интересен, он сразу же начинает мешать учителю-разговаривает с соседями, зевает.
В этом случае может быть очень трудно призвать его к порядку. Единственный способ-заинтересовать его. Он не любит кропотливых занятий, ему нравятся такие занятия, которые позволяют быстро достигать результатов. Его настроение часто меняется. Получив записку, он может очень расстроиться, даже заплакать. Однако очень быстро он совершенно забывает об этом, начинает бегать, играть с друзьями. Он быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Он легко вступает в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда окружен детьми.
Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.
Холерик. Он выделяется среди своих сверстников своей импульсивностью. Его движения быстрые и живые. Во время урока он постоянно меняет свою позицию. Постоянно общайтесь с другими парнями. Очень активный. Учитель готов ответить на любой вопрос, не задумываясь, и поэтому часто отвечает наугад. Он говорит громко, быстро. Он почти никогда не сидит на месте, все время готов бежать, начать драться с ребятами. В раздражении и раздражении он очень вспыльчив, легко вступает в бой.
Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.
У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.
Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.
Флегматик. Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.
Для флегматиков характерно медленное, спокойное течение мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа медленная, интонационно невыразительная. Обычно учителю трудно заставить их выразить себя при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется стабильностью и слабой переключаемостью.
Флегматиков поражает медлительность и слабость их действий. В классе они обычно сидят тихо, не оборачиваются за столом, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, но делает самые необходимые. Флегматичный студент обычно пишет даже медленно и отстает от класса во время диктовки. Флегматичный студент, хорошо владеющий навыками чтения, все равно читает гораздо медленнее, чем студент живого типа. Его движения спокойны и медленны, выражение лица слабо и невыразительно, жесты скудны и не энергичны.
Меланхолик. На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.
Меланхоличные ученики – ученики со слабым типом нервной системы, быстро устают. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы на отдых. Меланхолики обычно резки и говорят вполголоса. Внимание такой ребенок может сконцентрировать только при отсутствии внешних раздражителей.
Двигательные навыки меланхоликов не отличаются разнообразием. В классе такие ученики сидят тихо, а на перемене оживают. Однако их движения обычно суетливы, они не отличаются энергией, мимика невыразительна, жесты скупы и медлительны.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности школьника, который определяет успешность учебной деятельности.
Медлительные дети обладают типом темперамента флегматика и меланхолика, а торопливые - холерика и сангвиника, поскольку продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента, то подвижность сангвиников может принести большой результат, если работа требует смены объектов общения, смены рода занятий, частого перехода от одного темпа работы к другому. Малоподвижные флегматики предпочитают однообразные способы действия, четко соблюдают порядок.
Меланхолики готовы к выполнению простых действий, мало устают и раздражаются от их повторений. Сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам. Сангвиник легко переключается с выполнения одного вида деятельности на другой, а флегматик - медленно. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя и сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью.
В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Если энергия холерика направлена на достижение цели, это может дать положительный результат, но отсутствие равновесия, несдержанность, склонность к вспышкам могут негативно сказаться на исходе деятельности.
Иногда учителя склонны задавать темп, соответствующий их собственному темпераменту. Если у преподавателя кровавый тип (он все делает быстро), то иногда он слишком много для некоторых учеников (меланхолик, флегматик). Конечно, нельзя сказать, что успех в учебной деятельности зависит только от типа темперамента, но если не учитывать этот факт, у детей могут возникнуть некоторые трудности в достижении поставленных целей.
Учебная деятельность не предъявляет особых требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности, при прочих равных условиях, могут достичь дети с различными особенностями нервной системы. Различия в естественной организации высшей нервной деятельности определяют только способы и методы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень успешности. Различия в темпераментах-это различия не в уровне умственных способностей, а в своеобразии их проявлений.
Не определяя, с одной стороны, уровень конечного результата обучения, психологические характеристики темперамента, с другой стороны, могут в некоторой степени усложнить процесс обучения. Поэтому при организации воспитательной работы важно учитывать особенности темперамента школьников.
Успех или неуспех в обучении можно объяснить не естественными особенностями самого предмета, а тем, в какой степени формируются индивидуальные приемы и способы действия, отвечающие требованиям образовательного процесса и индивидуальным проявлениям типологических качеств учащихся. Большое значение здесь имеют особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности студента с учетом его природных типологических особенностей. Недостаточная концентрация и рассеянность внимания студентов со слабой нервной системой могут быть компенсированы повышенным самоконтролем и самоконтролем работы после ее завершения, их быстрой утомляемостью-частыми перерывами в работе и т.д.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Она определяет наиболее важные изменения, которые происходят в развитии психики детей на этом возрастном этапе. В рамках образовательной деятельности формируются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся основой для обеспечения развития на следующем возрастном этапе.
Таким образом, знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.
Опытно-практическое исследование проводилось в МОУ Карачихская СШ ЯМР. В исследовании приняли участие учащиеся 4-го класса в количестве 32 человек. Средний возраст – 10-11 лет: из них девочек – 10 человек, мальчиков – 22 человека.
На первом этапе исследования мы провели беседу с учителем 4-го класса по организации учебной деятельности в начальных классах с учётом типа темперамента детей (Приложение 1).
Учителю было предложено ответить на следующие вопросы:
Насколько важно учитывать тип темперамента у учащихся 4-го класса?
Как Вы считаете, способствует ли тип темперамента на эффективность учебной деятельности?
Какие приёмы наиболее целесообразно реализовывать с учащимися 4-го класса с разным типом темперамента для успешной учебной деятельности?
В ходе беседы учитель отметила, что учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - необходимость. Учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Индивидуальные различия проявляются в характере, типе мышления, ведущего типа запоминания. У каждого свой темп деятельности. Темперамент проявляется в любой деятельности учащегося и, конечно же, влияет на учебную деятельность. Главным и целесообразным приемом, который нужно реализовывать с детьми разного типа темперамента в учебной деятельности учитель считает – использование преимуществ, поскольку это помогает направить детей в нужное русло, более эффективно использовать время на уроках.
Процесс обучения требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов, поэтому диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности.
Для выявления типа темперамента у учащихся 4-го класса был проведен опрос, автором которого является Г.Ю. Айзенк. Цель опроса - определение типа темперамента. В своей работе мы будем использовать тест, направленный на детей младшего школьного возраста. Опросник состоит из 60 вопросов, которые направлены на выявление обычного способа поведения. Необходимо представить типичные ситуации и дать ответ, который первым придет в голову. Если вы согласны с утверждением, необходимо поставить рядом с его номером знак + (да), если нет — знак - (нет). Текст опроса представлен в приложении 2.
На втором этапе исследования происходило выяснение их школьной успеваемости, поскольку показателем успешности школьного обучения является средний балл, мы также его использовали для оценки школьной успеваемости наших участников исследования. Для этого мы использовали методику «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б.Орлова (Приложение 3). Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
На третьем этапе исследования мы анализировали и сопоставляли полученные данные. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования выявления типа темперамента и успеваемости младших школьников
№ п/п |
Имя |
Класс |
Тип темперамента | Средний балл учащегося |
1 | Алина | 4 «А» | сангвиник | 9 |
2 | Александр | 4 «А» | сангвиник | 8,4 |
3 | Руслан | 4 «А» | флегматик | 9,2 |
4 | Евгений | 4 «А» | меланхолик | 6,2 |
5 | Арина | 4 «А» | сангвиник | 7,2 |
6 | Полина | 4 «А» | меланхолик | 7 |
7 | Михаил | 4 «А» | холерик | 7 |
8 | Денис | 4 «А» | флегматик | 8,7 |
9 | Марат | 4 «А» | сангвиник | 8,5 |
10 | Диана | 4 «А» | холерик | 7,6 |
11 | Артём | 4 «А» | сангвиник | 8,4 |
12 | Елизавета | 4 «А» | флегматик | 9,3 |
13 | Кирилл | 4 «А» | сангвиник | 7,8 |
14 | Дмитрий | 4 «А» | флегматик | 9 |
15 | Василий | 4 «А» | холерик | 8 |
16 | Назар | 4 «А» | холерик | 8,2 |
17 | Стефания | 4 «А» | сангвиник | 8 |
18 | Даниил | 4 «А» | флегматик | 8 |
19 | Мадина | 4 «Б» | холерик | 7,6 |
20 | Дмитрий | 4 «Б» | сангвиник | 9 |
21 | Аслан | 4 «Б» | флегматик | 8,4 |
22 | Григорий | 4 «Б» | холерик | 8 |
23 | Кристина | 4 «Б» | сангвиник | 8,2 |
24 | Кристина | 4 «Б» | меланхолик | 6,5 |
25 | Павел | 4 «Б» | сангвиник | 7,3 |
26 | Андрей | 4 «Б» | холерик | 9 |
27 | Арсений | 4 «Б» | холерик | 8 |
28 | Владимир | 4 «Б» | сангвиник | 7,8 |
29 | Тимофей | 4 «Б» | флегматик | 7,8 |
30 | Вадим | 4 «Б» | меланхолик | 7 |
31 | Дарья | 4 «Б» | флегматик | 9 |
32 | Виктория | 4 «Б» | меланхолик | 6,3 |
Найдем средний балл для каждого из типов темперамента представленных в таблице. Итак, для сангвиников это будет 8,1 балла; холериков – 7,9; флегматиков – 8,8; меланхоликов – 6,6. Результаты представлены в виде диаграммы 1.
Диаграмма 1. Сравнение средних баллов у младших школьников с различными типами темперамента
Как следует из диаграммы, наибольшую успеваемость демонстрируют младшие школьники с флегматическим типом темперамента, далее успеваемость постепенно снижается в следующем порядке: сангвиники – холерики – меланхолики.
Чтобы выявить значимые отличия между типами темперамента необходимо посчитать t-критерий Стьюдента. Для этого мы распределили все типы темперамента в таблицу 2.
Таблица 2
Сангвиник | Флегматик | Меланхолик | Холерик |
9 | 9.2 | 6.2 | 7 |
8.4 | 8.7 | 7 | 7.6 |
7.2 | 9.3 | 6.5 | 8 |
8.5 | 9 | 7 | 8.2 |
8.4 | 8 | 6.3 | 7.6 |
7.8 | 8.4 |
| 8 |
8 | 7.8 |
| 9 |
9 | 9 |
| 8 |
8.2 |
|
|
|
7.3 |
|
|
|
7.8 |
|
|
|
С помощью онлайн-калькулятора t-критерия Стьюдента сравним между собой все типы темперамента и выявим значимые отличия. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результат сравнения типов темперамента по t-критерию Стьюдента
№ п/п | Типы темперамента | Эмпирическое значение | Результат |
1 |
Сангвиник-флегматик |
tЭмп = 2 | Находится в зоне незначимости |
2 |
Сангвиник-меланхолик |
tЭмп = 5.3 | Находится в зоне значимости |
3 |
Сангвиник-холерик |
tЭмп = 0.8 | Находится в зоне незначимости |
4 |
Флегматик-меланхолик |
tЭмп = 7.3 | Находится в зоне значимости |
5 |
Флегматик-холерик |
tЭмп = 2.7 | Находится в зоне неопределенности |
6 |
Холерик-меланхолик |
tЭмп = 4.5 | Находится в зоне значимости |
В результате сравнения всех типов темперамента мы можем сделать вывод о том, что в зоне значимости находятся сангвиник-меланхолик, флегматик-холерик, холерик-меланхолик. В зоне неопределенности находятся флегматик-холерик. Все остальные – в зоне незначимости.
Чтобы определить существует ли взаимосвязь между типом темперамента и успеваемостью детей мы высчитали коэффициент корреляции Спирмена. Для этого мы разделили учащихся на группы по типу темперамента. Результаты представлены в таблицах 4-7.
Таблица 4
Результат корреляции успеваемости и сангвинистического типа темперамента
Тип темперамента |
Кол-во баллов | Средний балл учащегося | Значение коэффициента корреляции |
Результат корреляции |
сангвиник | 30 | 9 | rs = 1 |
статистически значима |
сангвиник | 26 | 8.4 | ||
сангвиник | 15 | 7.2 | ||
сангвиник | 27 | 8.5 | ||
сангвиник | 26 | 8.4 | ||
сангвиник | 19 | 7.8 | ||
сангвиник | 21 | 8 | ||
сангвиник | 30 | 9 | ||
сангвиник | 24 | 8.2 | ||
сангвиник | 16 | 7.3 | ||
сангвиник | 19 | 7.8 |
Таблица 5
Результат корреляции успеваемости и флегматического типа темперамента
Тип темперамента |
Кол-во баллов | Средний балл учащегося | Значение коэффициента корреляции |
Результат корреляции |
флегматик | 20 | 9.2 | rs = 1 |
статистически значима |
флегматик | 17 | 8.7 | ||
флегматик | 21 | 9.3 | ||
флегматик | 19 | 9 | ||
флегматик | 14 | 8 | ||
флегматик | 15 | 8.4 | ||
флегматик | 12 | 7.8 | ||
флегматик | 19 | 9 |
Таблица 6
Результат корреляции успеваемости и холеристического типа темперамента
Тип темперамента |
Кол-во баллов | Средний балл учащегося | Значение коэффициента корреляции |
Результат корреляции |
холерик | 23 | 7 | rs = 1 |
статистически значима |
холерик | 28 | 7.6 | ||
холерик | 30 | 8 | ||
холерик | 33 | 8.2 | ||
холерик | 28 | 7.6 | ||
холерик | 30 | 8 | ||
холерик | 35 | 9 | ||
холерик | 30 | 8 |
Таблица 7
Результат корреляции успеваемости и меланхолического типа темперамента
Тип темперамента |
Кол-во баллов | Средний балл учащегося | Значение коэффициента корреляции |
Результат корреляции |
меланхолик | 15 | 6.2 | rs = 1 |
статистически значима |
меланхолик | 20 | 7 | ||
меланхолик | 18 | 6.5 | ||
меланхолик | 20 | 7 | ||
меланхолик | 16 | 6.3 |
В результате подсчета коэффициента корреляции мы можем сделать вывод о том, взаимосвязь между типом темперамента и успеваемостью существует.
Чем более выражен тип флегматического, сангвинистического и холеристического темперамента, тем более успешны дети в учебной деятельности, тем выше их успеваемость. И наоборот, чем более выражен тип меланхолического темперамента, тем менее успешны дети в учебной деятельности.
Такого рода результаты можно объяснить тем, что дети с флегматичным типом темперамента эмоционально более устойчивы, более выносливы, способны надолго концентрировать свое внимание на выбранной теме, они меньше отвлекаются, способны работать.
Наиболее близкие результаты показали дети холерического и сангвинического типов темперамента. Они более успешны, чем меланхолики, потому что способны выдерживать большие нагрузки, но менее успешны, чем флегматики, потому что их нервно-психические процессы более подвижны, и они менее эмоционально устойчивы.
Дети с меланхолическим типом темперамента, напротив, обладают слабой нервной системой, их нервно-психическая деятельность быстро истощается, что приводит к утомлению, отвлекаемости и в целом снижению мотивации к обучению. Это в свою очередь напрямую отражается на их школьной успеваемости.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что тип темперамента младшего школьника влияет на его успеваемость в школе. Наиболее успешными являются дети с флегматичным, холерическим и сангвиническим темпераментом, наименее с меланхоличным.
В связи с этим учителя начальных классов должны учитывать индивидуальные особенности детей, в частности тип темперамента, для соответствующей организации их учебной деятельности в контексте повышения успеваемости в школе.
Большинство детей, которые приходят в школу, находятся на предоперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень визуального мышления, на котором доминирует логика эмпирических связей вещей на основе их практического использования.
Трудность введения ребенка в область науки заключается в том, что она просто указывает на ту или иную особенность вещи или явления, просто передает готовые знания, не приводит к изменению мышления ребенка, его мыслей.
На начальных этапах обучения, прежде всего, необходимо решить проблему различения ребенком в вещах и явлениях отдельных сторон, свойств и их отношений, которые сами по себе являются предметом изучения в определенной области знаний.
Психическое развитие в этот период проходит через три этапа: первый – усвоение действий с нормами для выявления желаемых свойств вещей и построения их моделей; второй – устранение детализированных действий с нормами и формирование действий в моделях; третий – устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их моделями.
Как считает Л.М. Фридман, обучение развивает школьников, прежде всего, своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т.д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям [Фридман Л.М., 2007].
Обучение влияет на развитие детей младшего школьного возраста и всей их организации. Это форма их коллективной жизни, общения с учителем и друг с другом. В классе формируются определенные отношения, в нем формируется общественное мнение, которое так или иначе влияет на развитие младшего школьника. Через команду класса они участвуют в различных видах внеклассных и внеклассных мероприятий.
Ставя перед учащимися новые познавательные и практические задачи и снабжая их средствами для решения этих задач, обучение опережает развитие. В то же время она основана не только на текущих достижениях в области развития, но и на ее потенциальных возможностях.
Более целенаправленно побуждает студентов анализировать свои впечатления от воспринимаемых объектов, осознавать свои индивидуальные особенности и действия с ними, выявлять основные свойства объектов, осваивать меры оценки их индивидуальных параметров, разрабатывать методы классификации объектов, формировать обобщения и конкретизировать их, понимать общее в своих действиях при решении различного рода задач и т.д.
Исследование показало, что эффективность решения учебных задач учащимися младших классов существенно зависит от организации их деятельности. Работа в диадах студентов была в среднем более продуктивной, чем индивидуальная работа; работа в режиме сотрудничества партнеров-более эффективной, чем в режиме конкуренции. Организация совместной работы, в которой одному из партнеров была отведена роль консультанта-контролера, оказала положительное влияние на процесс и результаты образовательной деятельности. Это выражалось, прежде всего, в повышении адекватности выполняемых действий, особенно тех, которые выполняют функции контроля и самоконтроля. Однако, когда дети ранее не были обучены способам делового общения, выполнение заданий часто носило формальный характер.
По мнению Л.М. Фридман, усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. Для закрепления диалогических умений следует возможно шире использовать в учебном процессе направляемые учителем дискуссии между учащимися [Фридман Л.М., 2007].
При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, активнее в классе, проявляют свои интересы, способности и ставят более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях недооценивает самооценку. Но есть и другая крайность-слишком высокая самооценка, которая может привести к высокомерию, агрессивности.
Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успехов, которых он добивается в совместной деятельности с детьми. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности учащихся низкого уровня, которые не пользуются значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их статуса и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повышения их самооценки, самоуважения.
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается в дошкольном детстве.
Попытки адаптировать детей к учебной деятельности с помощью игр, игровых форм, введения в занятия элементов сюжета или дидактических игр себя не оправдывают. Такое "обучение" привлекательно для детей, но не способствует переходу к реальной учебной деятельности, не формирует ответственного отношения к выполнению учебных задач, не развивает произвольные виды управления действиями. Дети должны научиться различать игры и учебные задания, понимать, что учебное задание, в отличие от игры, является обязательным, его необходимо выполнять независимо от того, хочет этого ребенок или нет. Сама игра должна быть удалена из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим, и заниматься игрушками "как маленький" теперь должно быть стыдно.
Как отмечает В.С. Мухина, в первые месяцы и даже годы продвижением в учебной деятельности ребенка может руководить исключительно игровой мотив. В этом случае важно проконтролировать характер мотивов. Ребенок должен усвоить, что каждый человек умеет учиться, для этого он должен захотеть изменять себя в ученье и постепенно становиться таким же, как все современные взрослые люди [Мухина В.С., 2004].
Для формирования учебных действий очень важно научить ребенка освоенным видам деятельности, например, рисованию. Занятия должны быть структурированы таким образом, чтобы постепенно переключать внимание ребенка с результата выполняемой деятельности на способ получения этого результата, то есть с практической деятельности на учебную. Для этого следует организовать совместное выполнение заданий двумя и более детьми и следить за результатом действия. Дети должны овладевать контрольными действиями как учебной деятельностью.
На уроке учащийся получает цель учения от учителя в готовом виде. Для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы эта цель была принята учениками, стала побудительной силой, превратилась в мотив. Для этого необходимо, чтобы учащийся четко сформулировал цель (что узнать, чему научиться), выделил способы достижения цели (как делать), предполагаемые трудности достижения цели, проконтролировал, насколько выполнение соответствует цели, насколько успешно идет продвижение к цели.
Осознанию учеником цели помогает составление перечня того, он должен знать и уметь по определенной теме. Этот перечень учитель в начале изучения темы чертит в виде следующей таблицы на доске, а дети записывают его в своих тетрадях.
С точки зрения И.Ю. Кулагиной, для того, чтобы поддерживать мотивационный тонус (а этому способствует знание результатов своего продвижения), периодически при прохождении темы учащийся отмечает против каждого пункта, что он усвоил («+»), чего не усвоил («-») или сомневается («?»). Работа с перечнем знаний помогает осознанию и принятию цели, обеспечивает включение ученика в учебную ситуацию, создает для него перспективу изучения определенной темы [Кулагина И.Ю., 2004].
Л.М. Фридман обобщил методы и приемы для младшего школьного возраста, отметив, что работа в диадах для младших школьников более успешна, чем индивидуальная, также работа в режиме сотрудничества партнеров более эффективная, чем в режиме соперничества. При помощи диад появляется возможность проявлять себя детям, менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству. Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общении в играх с правилами, в интеллектуальных играх. Кроме того, игра как свободная деятельность доставляет ребенку релаксирующее чувство свободного волеизъявления. Но не стоит злоупотреблять игрой на уроке.
Выводы по главе 2
Опытно-практическая работа проводилась на базе МОУ Карачихская СШ ЯМР. В исследовании приняли участие учащиеся 4-го класса в количестве 32 человек.
На первом этапе исследования мы провели беседу с учителем данного класса, а также опрос для определения типа темперамента учащихся, автором которого является Г.Ю. Айзенк.
На втором этапе исследования мы использовали методику «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова для выяснение школьной успеваемости учащихся. Для выявления значимых отличий между типами темперамента мы посчитали t-критерий Стьюдента, а для выявления взаимосвязи между типом темперамента и успеваемостью младших школьников мы высчитали коэффициент корреляции Спирмена.
На третьем этапе исследования мы анализировали и сопоставляли полученные данные, на основании которых пришли к выводу, что тип темперамента младшего школьника влияет на его школьную успеваемость. Наиболее успешными являются дети флегматического, холерического и сангвинистического темперамента, наименее – меланхолического.
Таким образом, чтобы повысить уровень школьной успеваемости учащихся учителям начальной школы необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, в частности тип темперамента.
Таким образом, в заключение данной курсовой работы можно сформулировать следующие выводы.
Темперамент отражает многие динамические аспекты протекания психической деятельности человека, тем самым выступая важным детерминантом ее эффективности, что необходимо учитывать при ее организации, особенно в детском возрасте. Так как темперамент ребенка имеет известные отличия от темперамента взрослого, хотя (темпераменты) принадлежат к одному и тому же типу. Особенности развития темперамента детей младшего школьного возраста предоставляют им ряд возможностей для успешной учебной детельности. Эта работа должна основываться на учете выявленных особенностей темперамента, опираясь на них как на врожденные (биологические) детерминанты поведения детей, а не на основе борьбы с "вредными" или "мешающими" поведенческими проявлениями.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что тип темперамента младшего школьника влияет на его успеваемость в школе. Наиболее успешными являются дети с флегматичным, холерическим и сангвиническим темпераментом, наименее с меланхоличным.
Поскольку дети с флегматичным типом темперамента эмоционально более устойчивы, более выносливы, способны надолго концентрировать свое внимание на выбранной теме, они меньше отвлекаются, способны работать.
Также как дети холерического и сангвинического типов темперамента будут более успешны, чем меланхолики, потому что способны выдерживать большие нагрузки, но менее успешны, чем флегматики, потому что их нервно-психические процессы более подвижны, и они менее эмоционально устойчивы.
Дети с меланхолическим типом темперамента, напротив, обладают слабой нервной системой, их нервно-психическая деятельность быстро истощается, что приводит к утомлению, отвлекаемости и в целом снижению мотивации к обучению. Это в свою очередь напрямую отражается на их школьной успеваемости.
Как показало проведенное исследование, тип темперамента младшего школьника влияет на его школьную успеваемость.
Сказанное позволяет сформулировать основные рекомендации для педагогов, работающих в младшей школе.
1. При организации эффективной учебной деятельности учащихся начальных классов следует учитывать их тип темперамента. Например, меланхоликам требуется больше отдыха, они нуждаются в постоянной поддержке и одобрении; флегматикам требуется подготовительный период перед учебными мероприятиями и т. д.
2. Для выявления типа темперамента можно использовать следующие методики: Детский вариант опросника Айзенка, приведенную в главе 2.1.
Данная курсовая работа может использоваться в качестве своеобразного методического пособия по учету темперамента младшего школьника в контексте решения проблем его успеваемости для педагогов.
Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 1 / Б.Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 300 с.
Бажаршев, А.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Бажаршев – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001-336 с.
Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий / А.В. Батаршев. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 306 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2000. – 324 с.
Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. – Дубна.: «Феникс+»,2005. – 512 с.
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. / Р.М. Грановская. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. - 560 с.
Данилова, Е.А. Физиология высшей нервной деятельности / Е.А. Данилова. – Ростов Н/Д.: «Феникс», 2001. – 448 с.
Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 171 с.
Ересь, Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников / Е.П. Ересь. – Минск, 2008. – 123 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: «Логос», 2011. – 276 с.
Зинченко, В.П., Мещерякова, Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Педагогика – ПРЕСС, - 2005. – 440 с.
Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника / В.И. Кирпичев. – М.: Владос, 2002. – 186 с.
Коломинский, Я.П., Панько, Е.А., Игумнов С. А.К61 Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480с.
Корчагина, Ю. Темперамент вашего ребенка. Здоровье детей / Ю. Корчагина. – 2008. – № 10. – С.38.
Кречмер, Э. Теория темпераментов. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Э. Кречмер. – М., 2000. – 200 с.
Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2004. – 464 с.
Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактива: Учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, - 2009., - 368с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова – М.: Просвещение, 1983. – 234 с.
Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. – Пермь, 2001. – 123 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 9-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.
Небылицын, В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / В.Д. Небылицин. – М., 2000. – 290 с.
Николаева, Л.А. Растим здоровых, умных и добрых / Л.А. Николаева. – М.: изд. Центр «Академия», 2008. – 234 с.
Основные типы и свойства темперамента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://allbest.ru/otherreferats/psychology/00123387_0.html (Дата обращения: 23.03.21).
Петровский, В.А., Виноградова, А.М., Кларина, Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 1993. – 568 с.
Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 148 с.
Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика методики и тесты. Уч. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: «Питер», 2002. – 590 с.
Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов. – М., 1979. – 205 с.
Русалов, В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. Вопросы психологии / В.М. Русалов. 1985 том 1. – 309 с.
Русалов, В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. Пособие / В.М. Русалов. – М., 1990. – 200 с.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: «Академия», 2004. – 277 с.
Столяренко, Л.Д., Салыгин, С.Н. Психология и педагогика в вопросах ответах. Серия: Учебники, учебные пособия / Л.Д. Столяренко, С.Н. Салыгин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 576 с.
Стрелляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стрелляу. – М., 2010.
Теплов, Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – Хрестоматия. М.: Просвещение, 2000. – 776 с.
Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М.: Академический Проект, 2004. – 144с.
Файнберг, С.У. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С.У. Файнберг. – М.: 1980. – №2. – с.52-62.
Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 2007. – 288 с.
Чиркова, Т.В. Учет индивидуально-типологических особенностей детей / Т.В. Чиркова. – Дошкольное воспитание. 2001 – №5. 42 с.
Чудновский, В.Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям / В.Э. Чудновский. – Вопросы психологии. 2000 – №1. 33 с.
Щебетенко, А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании к готовности к педагогической деятельности диссертация / А.И. Щебетенко. – М.: ПГПИ, – 2004. – 207 с.
Якушева, Т.Г. О педагогическом такте учителя / Т.Г. Якушева. – М.: «Просвещение», 2001.
Приложение 1
Вопросы беседы по организации учебной деятельности в начальных классах с учётом типа темперамента детей
Насколько важно учитывать тип темперамента у учащихся 4-го класса?
Как Вы считаете, способствует ли тип темперамента на эффективность учебной деятельности?
Какие приёмы наиболее целесообразно реализовывать с учащимися 4-го класса с разным типом темперамента для успешной учебной деятельности?
Приложение 2
Личностный опросник Айзенка (детский вариант)
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-либо спрашивают, если это не на уроках?
4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
7. Бывает ли иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Всегда ли ты сразу делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Ты веселый человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Многое ли раздражает тебя?
14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты развеселить заскучавших товарищей?
18. Случается ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
19. Обычно ты делаешь первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими детьми?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. Бывает ли так, что у тебя сильно кружится голова?
30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32. Ты любишь иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?
36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
42. Если тебе случается попасть в неловкое положение, ты долго потом переживаешь?
43. Ты любишь шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь попросят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
49. Тебя считают веселым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
57. Когда кто-нибудь из приятелей кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утренниках, на елке?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Приложение 3
Методика "Неоконченные предложения"
М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова
Цель: диагностика мотивации учения.
Порядок исследования: экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 3-4 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне школа нравится за то, что...
6. Я не люблю школу за то, что...
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
21. Если нам не задают домашнего задания, я...
22. Если я не знаю, как решить задачу, я...
23. Если я не знаю, как написать слово, я...
24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).
Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.