СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности ВНД человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности ВНД человека»

Высшая нервная деятельность Особенности ВНД человека

Высшая нервная деятельность

Особенности ВНД человека

Содержание Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека. Первая и вторая сигнальная система Формирование динамического стереотипа Сознание как специфическое свойство человека. Особенности бессознательных подсознательных процессов.

Содержание

  • Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.
  • Первая и вторая сигнальная система
  • Формирование динамического стереотипа
  • Сознание как специфическое свойство человека.
  • Особенности бессознательных подсознательных процессов.
Цель Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека . Задачи: Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека. Формировать умения сравнивать.

Цель

  • Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека .

Задачи:

  • Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека.
  • Формировать умения сравнивать.
Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека. Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
  • Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.
  • Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
Социальные факторы антропогенеза Коллективная трудовая деятельность Общение – Речь Сознание

Социальные факторы антропогенеза

  • Коллективная трудовая деятельность
  • Общение – Речь
  • Сознание
Первая сигнальная система Ощущение – воздействие на рецептор Восприятие – основа представлений Образ

Первая сигнальная система

  • Ощущение – воздействие на рецептор
  • Восприятие – основа представлений
  • Образ
«Рефлексы головного мозга»  1863 г. Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.

«Рефлексы головного мозга» 1863 г.

  • Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы

Сеченов И. М.

1829-1905 г.г.

Принципы рефлекторной теории Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.

Принципы рефлекторной теории

  • Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины
  • Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы
  • Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
Сеченов утверждал: Что рефлексы головного мозга включают три звена: Возбуждение в органах чувств Процессы возбуждения и торможения в мозгу Движения и действия человека, т.е. поведение

Сеченов утверждал:

  • Что рефлексы головного мозга включают три звена:
  • Возбуждение в органах чувств
  • Процессы возбуждения и торможения в мозгу
  • Движения и действия человека, т.е. поведение
Павлов И. П. -  основоположник физиологии поведения.  Открыл вторую сигнальную систему Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов Создал учение о безусловных и условных рефлексах Павлов И. П. 1849-1936 г.г.

Павлов И. П. - основоположник физиологии поведения.

  • Открыл вторую сигнальную систему
  • Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов
  • Создал учение о безусловных и условных рефлексах

Павлов И. П.

1849-1936 г.г.

Образование условных рефлексов. Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный). Условный рефлекс – временная связь на время действия условий. Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.

Образование условных рефлексов.

  • Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный).
  • Условный рефлекс – временная связь на время действия условий.
  • Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
Запечатление  - связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения  Значение: Запоминание родителей; Перенимают навыки поведения; Формирование личности человека;

Запечатление

- связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения

Значение:

  • Запоминание родителей;
  • Перенимают навыки поведения;
  • Формирование личности человека;
Вторая сигнальная система: Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов. Слова формируются в процессе общения Слово – мышление – познание.

Вторая сигнальная система:

  • Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов.
  • Слова формируются в процессе общения
  • Слово – мышление – познание.
Динамический стереотип Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов. Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега. Основа поведения человека Препятствует преодолению вредных привычек.

Динамический стереотип

  • Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов.
  • Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.
  • Основа поведения человека
  • Препятствует

преодолению вредных

привычек.

Сознание – высший уровень развития психики. Сознательная деятельность: Составляет план. Обдумывает способы осуществления плана. Опирается на опыт других людей (или советуется). Добивается поставленной цели.

Сознание – высший уровень развития психики.

Сознательная деятельность:

  • Составляет план.
  • Обдумывает способы осуществления плана.
  • Опирается на опыт других людей (или советуется).
  • Добивается поставленной цели.
Процессы сознания У человека У животных Память. Воображение Мышление Рассудочная деятельность Конкретное мышление

Процессы сознания

У человека

У животных

  • Память.
  • Воображение
  • Мышление
  • Рассудочная деятельность
  • Конкретное мышление
Рассудочная деятельность животных

Рассудочная деятельность животных

Доминанта

  • Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе

А.А. Ухтомский, физиолог

Принцип доминанты лежит в основе любой целенаправленной деятельности. Когда Вы то-то делаете, о чем-то думаете, к чему-то стремитесь – у Вас в коре головного мозга образуются очаги повышенной возбудимости. Их может быть один или несколько. По уровню возбуждения они тоже могут различаться от незначительного и вплоть до навязчивого состояния. Например, некоторые люди все время думают о деньгах, другие о своей фигуре, третьи – о собаках. Это все - доминантные очаги.

Например, если голодная собака ест (то есть у нее присутствует пищевая доминанта), и в это время ее тихонечко потянуть за хвост, то собака … начнет есть еще активнее. Это – принцип доминанты в действии. То есть возбуждение, вызванное внешним раздражителем, суммировалось с пищевой доминантой и еще больше усилило ее. Вот пример из нашей жизни: многие не могут работать дома в полной тишине. А вот в офисе, или включив негромко телевизор или радио – могут. Телевизор, радио, гул в офисе - это "подпитка” доминанты. Многие девушки заботятся о своей фигуре и постоянно думают об этом (доминанта). Каждый взгляд они воспринимают как оценку своей фигуры, каждую фразу – как намек на что-то. И это тоже подпитка доминаты.

Пример: а) сосредоточение внимания,

б) способность человека к волевым усилиям.

Подсознательные процессы Это все процессы доведенные до автоматизма.

Подсознательные процессы

  • Это все процессы доведенные до автоматизма.

Формирование навыков

  • Обучение (чему-либо)
  • Активный сознательный процесс
  • Выполнение без участия сознания, т.е. автоматически.

Пройти этапы совершенствования можно несколькими способами. Больший эффект достигается в том случае, когда сохраняется ответственность человека к работе Человек при бессознательной некомпетентности не знает, чем он может заниматься и что может делать. Человек следует формуле, в которой не знает о том, что именно он не знает. Он и не хочет узнать, чего же он не знает — это есть дефицит компетентности. Примером может служить мобильный телефон. Подросток каждый день им пользуется, то есть осознает сам факт звонка, но мало что знает о самом устройстве аппарата, не знает, как его делают. Таким образом, этот человек не знает, что он некомпетентен в этом. Осознав свою некомпетентность человек переходит в стадию сознательной некомпетентности .

Сознательную компетентность человек получает, когда проходит специальное обучение. Во время обучения ученик повторяет многие действия учителя. Он понимает значение своих действий, так как знает, что именно он делает. Примером может служить рабочий, недавно пришедший на завод. Первое время он про себя повторяет алгоритм, по которому запускает станок. Сначала нужно надеть форму, затем проверить сам аппарат на технику безопасности. Только после этого последовательно включать все кнопки. Тот же рабочий, проработавший много лет, запускает станок за минимальное время, не вспоминая строгую последовательность кнопок. Он делает это машинально, на автомате, что является бессознательной компетентностью . Необходимо ли молодому рабочему проходить последовательно четыре стадии? Возможно, имеются варианты быстрее научить его?

Ребенок с детства получает представление о разных механизмах и устройствах: телевизорах, миксерах и т.п. Он старается с ранних лет пользоваться ими самостоятельно. Осознает, как последовательно действовать при включении устройства, имитируя действия взрослых. Придя в училище, подросток получает представление об устройстве станка, затем, выходя на практику, он смотрит, как рабочий запускает станок. Так человек находится в стадии сознательной компетенции. Немного позднее студент сам запускает станок, придерживаясь строго алгоритма своих действий. Окончив училище, этот человек идет на тот же завод, где запускает станок, придерживаясь алгоритма, который запомнил. Теперь он постепенно переходит в стадию бессознательной компетенции. Через некоторое время рабочий начинает запускать станок автоматически. Он уже не смотрит все время на механизм, а может совмещать работу, например, с разгадыванием кроссворда.

Пройти четыре этапа совершенствования можно двумя способами:

Студент доверяется мастеру, курирующему практику на заводе. Предоставляет ему право исправлять ошибки, которые студент допустил.

Студент постарается сам научиться видеть и исправлять свои ошибки. В этом случае будет достигнута большая эффективность, и студент быстрее научится качественной работе на станке. Здесь сохраняется ответственность человека к работе.

Следуя второму способу, человек быстрее постигнет все нюансы работы, следовательно, будет изготавливать хорошие детали. Первый вариант сулит много бракованных деталей, так как здесь будет меньше ответственности.

Всю человеческую жизнь можно представить в виде пути от одного этапа к другому. И этот путь будет неизменно прогрессивным.

Домашнее задание Параграф 31. Подготовить сообщение или презентацию на тему «Люди науки»: о жизни и деятельности ученых, участвовавших в становлении отечественной науки.

Домашнее задание

  • Параграф 31.
  • Подготовить сообщение или презентацию на тему «Люди науки»: о жизни и деятельности ученых, участвовавших в становлении отечественной науки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!