Особенности внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла
Ксения Шафарина
Внеурочная деятельность
Особенности внеурочной деятельности
по предметам естественнонаучного цикла
С., Ю.
МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением отдельных предметов»
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Перед нами стоит сложная задача - заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику занятий, в ходе которых обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт, существующие в школе;
- опора на ценности воспитательной системы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Естественнонаучное образование обучающихся представлено в двух направлениях внеурочной деятельности: общеинтеллектуальном (предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность) и общекультурном (ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений, навыков) и характеризуется как целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественнонаучных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Естественнонаучное образование как процесс непосредственно направлен на усвоение опыта в области естественных наук (формирование системы естественнонаучных знаний, умений и навыков). В процессе естественнонаучного образования вырабатывается ориентация личности в природном мире, в соответствии с представлениями о системе взаимоотношений природы и человека, сложившейся в обществе; формируются и развиваются качества личности, основанные на ценностном отношении к природе и окружающему миру.
Программы естественнонаучной направленности в системе внеурочной деятельности ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по естественным наукам и способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
При освоении обучающимися основ естественнонаучных дисциплин, необходимо во внеурочной деятельности сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических центров, включение в реализацию игровых экологически ориентированных программ, в том числе, в рамках детских общественных объединений.
В нашей школе данное образование реализуется следующими программами и организационными формами:
Внеурочная деятельность | Организационные формы внеурочной деятельности |
«Малая академия наук» | Поисковые и научные исследования Игра Конференция |
Научно-практическая конференция «Эрудит» | Поисковые и научные исследования Конференция Проектная деятельность Круглый стол |
Проект «Войди в природу другом» (среди 7-х классов) | Экскурсии Встречи с интересными людьми Общественная просветительская работа Классные часы Видеоролики Экоуроки Защита проектов |
Волонтерская деятельность | Помощь питомникам и бездомным животным |
Экологические акции | Сбор макулатуры, использованных батареек, просветительская работа на уровне микрорайона |
Олимпиады | |
Предметные недели | Встречи с интересными людьми Классные часы Конкурсы |
Экскурсии | |
Показателем результативности внеурочной деятельности в сфере естественнонаучного образования является участие школьников в конкурсах различных уровней:
Название конкурса | Уровень конкурса | Количество участников | Результат |
Детский фестиваль «Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету!» | республиканский | 2 команды: 6 и 9 кл. | Участие, 6 класс – 3 место в конкурсе «Мода от Утиль», 9 класс – 2 место в этом же конкурсе |
Эколого-краеведческий квест «Знатоки родного края» | республиканский | 3 команды: 5, 6, 9 классы | 5 кл – 1 место( победитель в номинациях «Юные знатоки ООПТ ЧР», «Юные знатоки растений», «Юные знатоки культуры родного края», «Юные знатоки географии Чувашии» 6 класс – 3 место 9 класс – 3 место |
Всероссийская предметная олимпиада (биология, география, химия, экология) школьников | муниципальный | | Призеры (биология, экология, химия), участники |
Олимпиада «Олимпус» | всероссийский | | Грамоты за участие |
Экологический конкурс «Семь шагов к природе» | муниципальный | 1 класс = 1 команда | 2 место (по итогам 7 этапов). 1 этап – 2 место 2 этап – 2 место 3 этап – участие 4 этап – 2 место 5 этап – участие 6 этап – 3 место 7 этап – 2 место |
Эколого- туристический квест юных биологов, экологов, географов и экологов «Осенний прорыв-2018», посвященный Международному дню работников леса и 40-летию Чебоксарского ботанического сада | республиканский | 1 команда (9 класс) | 3 место (итоговое) 2 место – в конкурсе плакатов Победитель в номинации «Юные медики» |
Общегородское мероприятие «Скворцы прилетели» (газета «PROгород») | муниципальный | 3 | благодарности |
«Удивительный мир насекомых», посвященный энтомологу А.М.Козлову | республиканский | Команды 5-9 классов | 5 класс- 2 место 6 класс – 2 место 7 класс – участие 8 класс – участие 9 класс – 2 место |
ХХ городской семейный эколого- оздоровительный праздник «Вместе мы сможем больше» | муниципальный | 8 | свидетельство |
Интернет-викторина «Растения Чувашии» | республиканский | 1 | сертификат |
Специализированная олимпиада «Первые шаги в гистологию» среди 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений | республиканский | 1 | 1 место |
Региональная интернет-викторина «Экологический календарь» | республиканский | 1 | Победитель 1, 2, 7 туров |
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветные капли» | федеральный | 5 | дипломы |
Городской детский конкурс рисунков «Берегите первоцветы-2017» | муниципальный | 1 | 2 место |
Международный онлайн-конкурс «Фоксфорда» | федеральный | | Грамоты за участие, дипломы 2, 3 степени |
Большой этнографический диктант | федеральный | | сертификаты |
Географический диктант | федеральный | | сертификаты |
Таким образом, используя различные формы внеурочной деятельности, мы создаем условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся, популяризируем самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность учеников.