Особенности водоёма. Растения и животные водоёма.
Влияние деятельности человека на водоём.
Оборудование: сачок, компас, обрезанные полиэтиленовые (прозрачные) бутылки с ручками.
Краткая характеристика водоёма.
а) Установить тип водоёма (лужа, река, ручей, озеро, пруд и др.)
б) По компасу определить, в каком направлении от населённого пункта находится водоём.
в) Тип берегов (крутые, пологие, поросшие лесом, кустарником, травой)
г) Берег левый или правый.
д) Направление течения воды (для реки, ручья)
е.) Оценить качество воды (чистая, прозрачная, мутная)
ж) В чём красота водоёма и как он влияет на привлекательность местности.
Наблюдение за растениями водоёма.
а) Уточнение понятия « растения водоёма» не как « водные растения» (водоросли), а как приспособились разные виды растений к жизни в водоёме.
б) Рассмотреть цветковые растения прибрежной части (осока, камыш, рогоз) Техника безопасности при наблюдении - осокой можно порезаться. Наблюдение: нижняя часть растения находится в воде.
в) Найти удобное место и понаблюдать жизнь растений в воде. (водоросли, элодея, телорез) Наблюдения: часть растений полностью погружены в воду.
г) Наблюдения за жизнью растений на поверхности воды (ряска, кувшинки).
д) Обратить внимание, что собирать образцы растений для наблюдений, надо не нанося ущерба водоёму; что вынутые из воды образцы теряют форму, красоту, их трудно узнать.
е) данные образцы поместить в банку с водой. Дать им характеристику: рост
корни
листья
цветы
плоды
способ размножения.
Итог: сходства растений прибрежья, мелководья, водных растений.
Внимание: в зависимости от времени посещения в наблюдениях возможна не полнота фактов, поэтому наблюдения следует уточнить после экскурсии, проработав справочную литературу, гербарии.
Наблюдения за животными водоёмов.
а) Насекомые прибрежной полосы: стрекозы:, бабочки, мошки, комары;
на берегу: лягушки, бобры;
на воде: водоплавающие птицы, ондатры;
насекомые: жуки-плавунцы;
в воде: мальки рыб и моллюсков (прудовики и улитки);
рыбы.
б) Зачерпнуть воду в банку и рассмотреть её на свет. Наблюдение: множество мелких движущихся существ - рачков.
в) Наблюдение за животными: выдра, ондатра, бобры, водоплавающие птицы.
Характеристика животного (по выбору учащихся)
!Обратить внимание, что возможны лишь отрывочные сведения.
Описание - исследование внешнего вида и образа жизни животных:
размеры
окраска
питание
связь с анатомией тела
размножение
приспособленность к окружающей среде
Обобщение: взаимосвязь животного и растительного мира водоёмов.
Деятельность людей и её влияние на данный водоём.
Наблюдения либо непосредственные, либо по косвенным признакам. Возможны в наличии свидетельства природоохранных мероприятий.
Вопрос для размышления: почему именно таким образом используется человеком этот водоём.
Домашнее задание.
Результаты наблюдений записать в тетрадь. Уметь обобщить результаты наблюдений, знать характеристику наблюдаемого водоёма (размер, название, расположение, состав растений,
животных его населяющих, причина определённого использования людьми).